Развитие творческих способностей младших школьников посредством информационных технологий | Мой кабинет. Работа №348255
В настоящее время компьютеризация охватила все стороны жизни человека, в связи с этим овладение информационно -коммуникационными технологиями и их применение соотносится в настоящее время на равных с такими характеристиками человека, как умение читать и писать. В современном мире, где повсеместная компьютеризация вполне очевидна, обществу в целом необходимы люди, владеющие умением принимать нестандартные решения и способные креативно мыслить.
Развитие творческих способностей младших школьников посредством информационных технологий
МКОУ «СОШ №7» г. Нальчик
Ворокова Индира Руслановна
В настоящее время компьютеризация охватила все стороны жизни человека, в связи с этим овладение информационно -коммуникационными технологиями и их применение соотносится в настоящее время на равных с такими характеристиками человека, как умение читать и писать. В современном мире, где повсеместная компьютеризация вполне очевидна, обществу в целом необходимы люди, владеющие умением принимать нестандартные решения и способные креативно мыслить. Предполагается, что человек, грамотно и результативно владеющий компьютерными технологиями и умеющий работать с информацией, обладает иным, нестандартным стилем мышления, принципиально по-другому осуществляет организацию как своей жизнедеятельности, так и оценку, и решение возникающих проблем. Формирование творческих способностей человека выступает одной из центральных проблем общества. Проблема развития творческих способностей личности, формирования творческого потенциала исследовалась в разных аспектах. Так, идеи развития творческого потенциала личности нашли свое отражение в работах А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского. В них проанализированы основные условия продуктивной организации творческого процесса, педагогические и психологические аспекты воспитания творческой личности. В исследованиях рассматривается тезис о том, что существуют широкие и в то же время мало реализуемые возможности использования различных видов деятельности школьника как средства развития его творческих способностей. Педагоги и психологи изучали психолого-педагогические особенности активизации творческого потенциала в различных видах деятельности (Б.Г. Ананьев, Н.А. Дудина, В.С. Мухина). Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество в своей основе опирается на потребность создать что-то, что до тебя ещё никем не было создано, или хотя бы то, что до тебя было сделано, осуществить по-новому, по-своему, иначе. Другими словами, творческое начало в человеке – это всегда потребность в развитии, стремление к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом широком смысле этого понятия. Таким образом, формирование творческих способностей школьников – одна из значимых проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Творческие способности, начинающие своё развитие ещё в начальной школе, обуславливают последующее направление в обучении школьника и его будущее. Поэтому очень важно, начиная с поступления в школу, развивать творческие способности младших школьников. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью развития творческих способностей в начальной школе и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий развития творческих способностей младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий. Отсюда и вытекает актуальность выбранной темы. Практика применения данного материала позволяет утверждать, что процесс развития творческих способностей младших школьников будет эффективным, если на практике: - используются творческие задания в процессе обучения с применением информационно-коммуникационных технологий; - проводятся нетрадиционные уроки с использованием мультимедийных презентаций. Развитие творческих способностей средствами ИКТ является важной задачей для педагогов и родителей. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы ребёнок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни. Мы часто ставим перед собой задачу активизировать мотивацию учащихся в процессе обучения. А что же такое мотивация? Мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как их использование создает возможность доступа к свежей информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации. Применение информационно-коммуникационных технологий в начальных классах не должно сводиться к поиску дополнительной информации по заданной теме урока, а должно носить поисково-творческий характер, умение создавать новый творческий продукт. Этим требованиям отвечает проектная деятельность школьников, которая усиливает творческие, нравственные и социальные основы индивидуальности личности ребёнка. В процессе проектирования дети приобретают различные умения: намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи; искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы; осуществлять и аргументировать выбор; предусматривать последствия выбора; действовать самостоятельно (без подсказки); сравнивать полученное с требуемым; корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов; объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Прогноз ожидаемых результатов:
• создание системы мероприятий по развитию творческих способностей посредством ИКТ;
• активное использование ИКТ родителями и обучающимися;
• активное участие обучающихся в конкурсах с использованием ИКТ, включение в проектную и исследовательскую деятельность;
•активное участие обучающихся в конкурсах после подготовки с использованием ИКТ;
• соблюдение обучающимися правил при работе с компьютером;
• повышение уровня качества знаний;
• создание условий для разностороннего развития личности.
Теоретические основания развития творческих способностей младших школьников. Основываясь на анализе различных подходов к определению понятий «способности», «творчество», «креативность», под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления деятельности творческого характера, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать оригинальные, нестандартные решения в разных видах деятельности. Способности формируются только в какой-либо деятельности. Творческие способности, как и любые другие способности, не могут быть врождёнными. Таким образом, способности – это продукт развития. Учителю начальных классов необходимо развивать творческие способности младших школьников, производя включение их в продуктивную творческую деятельность. Следовательно, с целью развития творческих способностей ребёнка необходимо как можно раньше включать в доступную и интересную деятельность. Творческие способности развиваются и формируются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребёнок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Для того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять определенным условиям. Во-первых, деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Во-вторых, деятельность ребёнка должна быть творческой. В-третьих, важно организовать деятельность ребёнка так, чтобы он преодолевал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Развитие творческих способностей младших школьников предполагает не бесконечное разнообразие видов деятельности, а включение учащегося в её самые основные социально-ценные сферы. Но при этом важно, чтобы участие в этих видах деятельности было заинтересованным, творческим, чтобы при этом находили применение, всесторонне развивались дарования и способности каждого учащегося. Для формирования творческой личности младшего школьника необходима система, которая характеризуется тремя «блоками». Первый – это воспитание у учеников качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности и привычки осмысливать и анализировать факты. Второй – это самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество, главным образом через различные виды искусства. Тоже можно сказать об иллюстрировании, когда школьник рисует сюжетную картинку, но очень важно, чтобы стремление к самовыражению, не приводило к умышленной вычурности, нагромождению нелепостей, выдаваемых за творчество. Третий блок системы – это элементы исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также конструирование, конструктивная деятельность в изучении теории и практики какого-либо учебного предмета. Развитие личности в школьный период происходит под непосредственным влиянием обучения. Усвоение тех или иных знаний, выработка конкретных умений и навыков могут совершенствоваться лишь при наличии определённых качеств личности, служащих обязательной предпосылкой для более или менее успешного обучения. К таким качествам личности относятся, прежде всего, внимание и память, культура поведения, трудолюбие, самостоятельность. Не менее важны и другие качества личности, формируемые в процессе обучения, такие как логическое мышление, воображение, познавательные интересы. Основным показателем творческих способностей младших школьников являются беглость и гибкость мысли, оригинальность новых идей, любознательность и приобретение новых знаний и умений, точность и смелость принятия решения. Творческое воображение заключается в процессе порождения новых способов построения реальности, которые необходимы человеку для постановки и разрешения как познавательных, так и практических, и личностных проблем. Обучение играет очень большую роль, когда в него вносятся элементы творчества. Обучение неотрывно от творчества, и такая взаимосвязь даёт хорошие результаты. Только при применении творческих заданий на уроках – обучение становится для учащегося интересным и вызывает успехи и достижения с его стороны. Актуальная проблема традиционной школы – постоянно происходит отсеивание неспособных детей. Но неспособных детей нет. Каждый ребёнок обладает своим потенциалом творческих способностей, но их в ребёнке необходимо разбудить. Для раскрытия творческих способностей школьника его необходимо включить в творческую деятельность. В процессе творческой деятельности видную роль играет момент особого подъёма сил человека или психическое состояние, которое называется вдохновением и которое издавна считается неотъемлемой принадлежностью таланта.
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий:
1. Использование творческих заданий в процессе обучения с использованием ИКТ. Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать: постоянное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений, в том числе, с использованием средств информационно-коммуникационных технологий; вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками; включение игровых форм работы на уроках. Все это позволяет конкретизировать и решать задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. Характерной чертой творческих заданий является наличие в них не только познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует от младшего школьника смекалки, сообразительности, т.е. нестандартного творческого мышления. Творческие задания интересны для учащихся, вызывают у них положительные эмоции, стремление найти наиболее оригинальные пути их решения. Использование заданий подобного типа активизирует воображение, творческое мышление учащихся, что способствует их развитию. В результате учащиеся становятся более активными, стремятся не только к воспроизводящей деятельности, но и к проявлениям творчества, выдумки, к поиску нестандартных решений – всего того, что способствует развитию их творческих способностей. Например, на уроках математики я предлагала учащимся задания на соотнесение, выбор, дополнение. В заданиях на соотнесение были представлены несколько выражений. Ребятам предлагалось сопоставить ответ одного выражения с ответом другого по определённому заданию, правилу. Задания на выбор подразумевали, что младшие школьники выбирали из нескольких вариантов те, которые являлись верными (неверными) по отношению к заданию. А вот при выполнении заданий на дополнение учащимся нужно было определить -вписать недостающие данные. Такие виды заданий очень удобно проводить с использованием интерактивной доски. На уроках литературного чтения мы работали с таким упражнением, как чтение текстов наоборот. На мультимедийной доске был представлен небольшой рассказ, который ребятам нужно было прочитать наоборот, из конца в начало. Такие нестандартные задания помогают научиться быстро и правильно распознавать слова, тем самым повышая скорость чтения у детей. Использование заданий подобного типа активизировало воображение, творческое мышление учащихся, что способствовало их развитию. В результате учащиеся становились более активными, стремились не только к воспроизводящей деятельности, но и к проявлениям творчества, выдумки, к поиску нестандартных решений с помощью ИКТ.
2. Проведение нетрадиционных уроков с использованием мультимедийных презентаций. Урок-игра, урок викторина как виды нетрадиционных уроков представляются мне наиболее эффективным с точки зрения развития творческих способностей младших школьников, так как они могут включать в себя элементы из других видов нетрадиционных уроков, высокую степень импровизации, положительные эмоции, активность, что особенно необходимо в развитии творческих способностей. Высокая эмоциональность уроков, активное участие школьников в их подготовке, включение в содержание урока мультимедийных презентаций и творческих заданий активизирует воображение, творческое мышление учащихся, что способствует развитию их творческих способностей. Литературное чтение. На уроках литературного чтения мы проводили с детьми интерактивную игру «В мире книг». Состоит она из нескольких тем, в каждой из которых по 4 вопроса. Вопросы разного уровня сложности, и дети сами выбирали уровень по количеству баллов за тот или иной вопрос. Игра содержит вопросы и по внеклассному чтению. За каждый правильный ответ ученику выдавалась звёздочка с количеством баллов за вопрос. И в конце определялся победитель. Окружающий мир. Проводилась урок-игра при обобщении знаний учащихся по теме «Животный и растительный мир». Данный урок включал в себя занимательные вопросы, викторину, проблемные ситуации, ролевые игры, творческие конкурсы. Целью было развитие интереса к творческой деятельности, творческого мышления, творческого воображения. В продолжение мы проводили внеклассное занятие в форме игры «Что? Где? Когда?» по теме "Разнообразие животных". Урок русского языка по теме «Синонимы» проходил в форме презентации, так как использование ИКТ на уроке в начальной школе – сильное средство в достижении цели развить, обучить, воспитать. Презентация использовалась на протяжении всего урока как сопровождение объяснения нового материала и для контроля знаний учащихся по изучаемой теме. В результате использования ИКТ учащиеся становились более активными, стремились не только к воспроизводящей деятельности, но и к проявлениям творчества, выдумки, к поиску нестандартных решений – всего того, что составляет творческие способности. Дети в большей степени стремятся проявить свои творческие способности, с интересом относятся к творческим заданиям, проявляют высокую оригинальность при выполнении творческих заданий, достаточно активны, в целом положительно относятся к выполнению творческих заданий. Растет мотивация к обучению, познавательная деятельность активизируется. Не навреди… Не секрет, что сегодня компьютерные технологии кроме положительного воздействия на формирование разносторонней личности, имеют и негативные стороны. Когда ребёнок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру, его можно считать «потерянным» для родителей, в первую очередь. Такие дети превращаются в Алису из сказки Льюиса Кэрролла и ускользают от своих мам и пап в виртуальный мир - Страну Чудес и Зазеркалье одновременно. Но... Эти современные вундеркинды, используют профессиональный жаргон программистов, решают в первом классе задачи, которые раньше были посильны только в третьем, доставляют своим родителям те же хлопоты, которые их мамы и папы полвека назад доставляли своим родителям. Они, как и прежде, трусят и капризничают, ленятся и задираются, грубят и получают двойки. И как прежде - отчаянно нуждаются в утешении и помощи взрослых. Споры о том, вреден или полезен компьютер для развития детей, не утихают до сих пор. Во всем нужна мера, которой надо придерживаться согласно санитарно-гигиеническим требованиям к использованию ИКТ в начальной школе на уроке (1 класс – 10 минут, 2-4 классы – 15 минут, возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, за весь учебный день для младших школьников не более 1 урока). Существует влияние частоты использования аудиовизуальных средств на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что средства ИКТ влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если средства ИКТ используются редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие, вновь создаёт у обучающихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним. Заключение. Применение ИКТ технологий на уровне хотя бы только урочной деятельности позволяют детям ежегодно результативно участвовать во всех дистанционных и городских олимпиадах, конкурсах и викторинах, причём количество желающих год от года растет. Именно с помощью и использованием этих технологий учащиеся принимают активное участие в традиционных школьных НПК, занимают места в общепредметных и предметных олимпиадах. Растёт техника чтения и качество знаний, формируются базовые, повышенные и высокие УУД. В настоящее время ИКТ активно помогают осваивать технологию проектной деятельности во время урочной и внеурочной деятельности. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере воспитательно-образовательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к творческой познавательной деятельности. И ИКТ играют в этом не последнюю роль…