Развитие творческих способностей младших школьников в ГПД | Сюрменян Лидия Георгиевна. Работа №341907
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы развития творческих способностей младших школьников в группе продленного дня (ГПД). Особое внимание уделяется роли педагога в создании атмосферы, способствующей развитию творческого мышления и самовыражения. Автор предлагает практические рекомендации по организации занятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся, и анализирует влияние ГПД на формирование у детей уверенности в своих силах и стремления к творческому поиску.
Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, группа продленного дня (ГПД), творческое мышление, игры.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГПД
Сюрменян Лидия Георгиевна, учитель начальных классов
ГБОУ "Гимназия № 6 г.о. Донецк" ДНР
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы развития творческих способностей младших школьников в группе продленного дня (ГПД). Особое внимание уделяется роли педагога в создании атмосферы, способствующей развитию творческого мышления и самовыражения. Автор предлагает практические рекомендации по организации занятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся, и анализирует влияние ГПД на формирование у детей уверенности в своих силах и стремления к творческому поиску.
Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, группа продленного дня (ГПД), творческое мышление, игры.
Развитие творческих способностей у младших школьников – одна из ключевых задач современного образования. В начальной школе дети только начинают раскрывать свой творческий потенциал, и именно в этот период важно создать условия для его максимального развития. Группа продленного дня (ГПД) является уникальной образовательной средой, где педагог может гибко использовать различные формы и методы работы для стимулирования творческой активности учащихся.
ГПД предоставляет дополнительные возможности для реализации творческих способностей детей, поскольку в этой среде они могут заниматься не только учебной деятельностью, но и разнообразными творческими видами деятельности.
Творческая деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, так как она способствует не только интеллектуальному, но и эмоциональному и социальному развитию детей. В рамках ГПД творческие задания могут быть связаны как с учебной программой, так и с внеклассной деятельностью, что расширяет возможности для развития различных аспектов личности ребенка. Включение элементов творчества в учебные задания позволяет сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Творческая деятельность требует от детей самостоятельности в принятии решений и ответственности за результат своей работы.
Творческие мастерские – это одна из самых эффективных форм работы в ГПД, направленная на развитие творческих способностей детей. В рамках таких мастерских дети могут заниматься рисованием, лепкой, аппликацией, изготовлением поделок и другими видами творческой деятельности. Основные принципы организации творческих мастерских:
Свобода выбора. Дети сами выбирают, чем они хотят заниматься, что способствуе
т развитию их интересов и творческого мышления.
Создание атмосферы творчества. Педагог должен создавать условия, в которых каждый ребенок чувствует себя комфортно и свободно для самовыражения.
Поощрение инициативы. Важно поощрять детей за их инициативу и с
амостоятельность, даже есл
и результат их работы не всегда идеален.
Игровая деятельность занимает важное место в развитии творческих способностей младших школьников. Игра позволяет детям проявить свою фантазию, попробовать себя в различных ролях и ситуациях, что способствует развитию творческого мышления.
Проектная деятельность является одним из самых эффективных методов развития творческих способностей в ГПД. Работа над проектами позволяет детям не только проявить свою креативность, но и научиться планировать свою деятельность, работать в команде и добиваться поставленных целей.
Творческие задания являются неотъемлемой частью работы в ГПД и могут быть связаны с различными аспектами учебной программы. Такие задания способствуют развитию фантазии, воображения и навыков работы с материалами. Дети могут придумывать и записывать собственные сказки или истории, что развивает их литературные способности и умение работать с текстом. Также постановка небольших сценок или мини-спектаклей по произведениям или собственным сценариям способствует развитию актерских и режиссерских способностей.
Педагог играет ключевую роль в развитии творческих способностей младших школьников. Именно он создает атмосферу, в которой дети чувствуют себя комфортно и могут свободно выражать свои мысли и идеи. Основные принципы работы педагога:
Поддержка инициативы и креативности. Важно поощрять любые проявления творчества у детей, даже если они не всегда соответствуют общепринятым стандартам.
Индивидуальный подход. Педагог должен учитывать особенности каждого ребенка, его интересы и склонности,
создавая условия для максимального раскрытия его творческого потенциала.
Открытость и гибкость. Важно быть открытым для новых идей и предложений, уметь а
даптировать свои методы работы в зависимости от ситуации и настроения детей.
Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей уверенности в своих силах и мотивации к творческому поиску. Регулярная поддержка и похвала за достижения, даже за незначительные успехи, способствует формированию у детей позитивного отношения к творческой деятельности. Педагог должен создавать ситуации, в которых каждый ребенок сможет проявить свои сильные стороны и добиться успеха, что укрепит его уверенность в себе. Важно учить детей воспринимать ошибки как часть процесса обучения и развития, а не как неудачи.
Группа продленного дня предоставляет уникальные возможности для развития творческих способностей младших школьников. В условиях ГПД педагог может гибко использовать различные формы и методы работы, создавая атмосферу, способствующую раскрытию творческого потенциала детей. Развитие творческих способностей в ГПД способствует не только интеллектуальному, но и эмоциональному и социальному развитию детей, формируя у них уверенность в себе и стремление к самовыражению.
Таким образом, правильная организация творческой деятельности в ГПД, поддержка со стороны педагога и активное участие родителей могут значительно повысить эффективность работы и способствовать всестороннему развитию ребенка. В условиях современной школы ГПД становится важным инструментом для реализации образовательных и воспитательных целей, помогая детям не только успешно осваивать учебную программу, но и развивать свои творческие способности и навыки.
Список литературы
Мищенкова
Л.В. Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня 1-4 классы., Волгоград, 2014.
Монтессори М. Метод научной педагогики. –М., 201
4.
Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. М., 2016.