Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения | Карачкова Татьяна Анатольевна. Работа №346508. Номер работы: №346508

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения является важной задачей, способствующей формированию интереса к литературе и развитию навыков самостоятельного мышления. В статье рассматриваются методы и подходы, позволяющие учителям начальных классов активно развивать творческие способности учащихся. Приводятся примеры использования различных форм работы, таких как творческие задания, драматизация, создание собственных рассказов и иллюстраций. Рассматриваются преимущества данного подхода как для детей, так и для учителей, а также влияние на общий уровень успеваемости и мотивации к обучению.

Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, литературное чтение, методы обучения, развитие навыков, литература.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Карачкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
ГБОУ Школа №55 Приморского р-на Санкт-Петербурга
Аннотация: Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения является важной задачей, способствующей формированию интереса к литературе и развитию навыков самостоятельного мышления. В статье рассматриваются методы и подходы, позволяющие учителям начальных классов активно развивать творческие способности учащихся. Приводятся примеры использования различных форм работы, таких как творческие задания, драматизация, создание собственных рассказов и иллюстраций. Рассматриваются преимущества данного подхода как для детей, так и для учителей, а также влияние на общий уровень успеваемости и мотивации к обучению.
Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, литературное чтение, методы обучения, развитие навыков, литература.
Уроки литературного чтения в начальной школе играют важную роль в формировании личности ребенка. Они не только знакомят детей с произведениями литературы, но и помогают развивать их творческие способности. Творчество — это неотъемлемая часть человеческой природы, и именно в младшем школьном возрасте дети начинают активно проявлять свои идеи и мысли. На уроках литературного чтения учитель может создать условия для развития этих способностей, используя разнообразные методы и приемы.
Первым шагом к развитию творческих способностей является создание атмосферы, способствующей свободному самовыражению. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно, обсуждая свои мысли и идеи. Учитель может начать урок с открытого вопроса, который вызовет интерес и позволит каждому ребенку высказать свое мнение. Например, после прочтения рассказа, в котором главному герою предстоит сделать сложный выбор, можно задать вопрос: Что бы вы сделали на месте героя? Такие вопросы побуждают детей думать и формулировать собственные ответы.
Еще одним эффективным методом является использование творческих заданий. После прочтения литературного произведения учитель может предложить ученикам написать продолжение истории, изменить конец или придумать новую историю на основе прочитанного. Это не только развивает креативное мышление, но и помогает учащимся глубже понять содержание произведения. Примером такого задания может служить рассказ Теремок. Учитель может предложить детям придумать, что было бы, если бы в теремок пришел еще один зверь, и как это изменило бы историю.
Драматизация является мощным инструментом для развития творческих способностей. Перенос событий на сцену помогает детям лучше понять эмоции и мотивацию персонажей. Учитель может предложить классу выбрать отрывок из прочитанного произведения и разыграть его. Это дает возможность детям не только вжиться в роль, но и проявить свою индивидуальность через актерское мастерство. Например, после изучения сказки Красная Шапочка можно организовать театрализованное представление, где каждый ребенок сможет сыграть свою роль, а также пофантазировать о том, как бы они могли изменить сюжет.
Создание иллюстраций к прочитанным произведениям способствует развитию творческих способностей. Учитель может предложить детям нарисовать свои впечатления от истории или изобразить любимого героя. Это не только развивает художественные навыки, но и позволяет детям выразить свои эмоции и мысли через визуальное искусство. После выполнения задания можно организовать выставку работ, где каждый ученик сможет рассказать о своей иллюстрации и почему он выбрал именно этот момент для изображения.
Важно также развивать у детей навык работы в команде. Групповые проекты могут стать отличным способом не только для развития творческих способностей, но и для формирования навыков сотрудничества. Учитель может разделить класс на небольшие группы и предложить каждой из них создать свой рассказ или инсценировку. В процессе работы ученики учатся делиться идеями, слушать друг друга и находить компромиссы. Это помогает формировать у детей чувство ответственности за общий результат.
Использование современных технологий может значительно расширить возможности для творческого самовыражения. Учителя могут предложить ученикам создавать мультимедийные презентации, видеоролики или анимации по мотивам прочитанных произведений. Это не только развивает технические навыки, но и позволяет детям экспериментировать с различными форматами представления информации. Например, проект, в котором дети создают видеосюжет по сказке, может включать в себя написание сценария, подбор музыки и даже создание костюмов.
Важным аспектом в развитии творческих способностей является индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель должен внимательно следить за интересами и склонностями детей, чтобы предлагать задания, соответствующие их уровню и увлечениям. Например, если ребенок проявляет интерес к поэзии, можно предложить ему написать стихи по мотивам прочитанного произведения. Это поможет не только развить его творческие способности, но и укрепить уверенность в себе.
Не менее важным является и поддержка со стороны родителей. Учителю стоит проводить консультации и семинары для родителей, на которых он сможет рассказать о важности развития творческих способностей и предложить идеи для совместных занятий дома. Это может быть чтение книг, обсуждение прочитанного, создание совместных проектов или даже участие в конкурсах и выставках.
В заключение, развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения является ключевым элементом образовательного процесса. Используя разнообразные методы и подходы, учитель может создать условия, способствующие развитию интереса к литературе и формированию навыков самостоятельного мышления. Творческая деятельность не только обогащает внутренний мир детей, но и помогает им стать уверенными и самостоятельными личностями. Важно помнить, что каждый ребенок — это творческая индивидуальность, и задача учителя — раскрыть его потенциал и вдохновить на создание чего-то нового и уникального.
Список литературы
Белоцерковец Н.И., Кириллова Л.С. Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta
Караоол Л.С. Развитие творческих способностей детей на уроках "литературного чтения" // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-na-urokah-literaturnogo-chteniya
Савина А.А. Особенности проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Вестник КазГУКИ. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-i-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×