Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики в условиях обновленных ФГОС | Дудка Ирина Петровна. Работа №351268

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья раскрывает особенности и приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики в соответствии с обновленными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор подчеркивает значимость интеграции творческого подхода в обучение математике для формирования у учеников навыков нестандартного мышления, анализа и самостоятельного решения задач. Описаны методы, направленные на стимулирование интереса к предмету и развитие познавательной активности детей. Статья будет полезна учителям начальных классов, заинтересованным в создании развивающей образовательной среды.

Ключевые слова: творческие способности, начальная школа, математика, обновленные ФГОС, нестандартное мышление, познавательная активность, развитие школьников.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

 

Дудка Ирина Петровна, учитель начальных классов

ГБОУ«Учебно-воспитательный комплекс «Школа-ДОУ им. Героя советского союза М.П. Могильного Володарского М.О.» ДНР, с. Республика

 

Аннотация. Статья раскрывает особенности и приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках математики в соответствии с обновленными требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор подчеркивает значимость интеграции творческого подхода в обучение математике для формирования у учеников навыков нестандартного мышления, анализа и самостоятельного решения задач. Описаны методы, направленные на стимулирование интереса к предмету и развитие познавательной активности детей. Статья будет полезна учителям начальных классов, заинтересованным в создании развивающей образовательной среды.

Ключевые слова: творческие способности, начальная школа, математика, обновленные ФГОС, нестандартное мышление, познавательная активность, развитие школьников.

 

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях обновленных ФГОС становится одной из приоритетных задач, особенно на уроках математики. Математика, несмотря на строгую структуру и логику, содержит огромный потенциал для проявления креативности и самостоятельного мышления. Современные стандарты акцентируют внимание на важности формирования у учащихся умения видеть нестандартные пути решения задач, анализировать информацию и самостоятельно делать выводы. Переход к новому подходу обучения математике в начальных классах позволяет школьникам не только овладевать основными математическими навыками, но и развивать творческое мышление, которое является основой успешного обучения в дальнейшем.

Творческие способности школьников предполагают готовность к поиску оригинальных решений, желание экспериментировать и исследовать. Эти навыки можно развивать уже на начальной стадии обучения, когда ученики только знакомятся с основами математики. Важно, чтобы учитель создал среду, в которой ребенок чувствовал бы себя свободно и мог пробовать различные способы решения задач. В этом случае математика перестает восприниматься как строгая наука, в которой верный только один ответ, и превращается в пространство для интеллектуальных открытий.

Одним из эффективных методов, способствующих развитию творческих способностей, является постановка перед учащимися задач, предполагающих несколько возможных решений. В отличие от типичных учебных задач, такие задания побуждают детей рассуждать, исследовать и находить неочевидные ответы. Например, учитель может предложить задачу на разбиение чисел, где ученикам необходимо придумать все возможные комбинации чисел, составляющих заданное число. Такое упражнение учит детей рассматривать задачу с разных сторон, искать альтернативные пути решения и проверять собственные гипотезы. В процессе обсуждения дети могут делиться своими способами решения и учиться новым подходам друг у друга, что формирует навыки командной работы и общения.

Особую роль в развитии творческого мышления на уроках математики играют графические и визуальные задания, которые позволяют младшим школьникам представить абстрактные математические понятия наглядно. Геометрические задачи, головоломки, логические рисунки — все это стимулирует пространственное мышление детей, учит их видеть связи между элементами и понимать закономерности. К примеру, учитель может предложить детям задачу на составление фигур из заданного набора геометрических форм. Такое задание помогает развить не только творческое мышление, но и воображение, учит концентрироваться и логически мыслить. Графические задачи позволяют детям работать с формами и образами, что помогает им легче воспринимать абстрактные математические концепции и применять их на практике.

Использование игровых методов на уроках математики также способствует развитию креативности и познавательной активности. Игра создает для ребенка атмосферу психологического комфорта, снимает страх перед ошибками и позволяет проявлять себя более свободно. Игровые задания помогают детям решать задачи, преодолевая барьеры и страх перед трудностями. Например, игра «Математический лабиринт» помогает ученикам практиковать умение работать с числами, вычислять и сравнивать, при этом находя путь через лабиринт по правилам математических операций. Это способствует выработке у детей навыков самостоятельного выбора и позволяет им проявлять инициативу.

Стимулирование творческого подхода к решению задач можно дополнить введением исследовательских заданий. Например, учитель может предложить детям понаблюдать за различными предметами и выявить в них симметрию, создать свои фигуры из подручных материалов или найти применение математическим законам в повседневной жизни. Подобные упражнения развивают у школьников интерес к миру вокруг, помогают им увидеть, как математика находит отражение в природе и окружающей действительности. Это особенно важно, так как умение анализировать и исследовать закладывается именно на начальном этапе обучения и впоследствии будет являться одним из ключевых умений для успешного освоения науки.

Особое внимание в обновленных ФГОС уделяется взаимодействию детей и педагога, а также сотрудничеству между учениками. Включение в уроки коллективных заданий и задач, требующих обсуждения и принятия совместного решения, развивает не только математические, но и социальные навыки. На совместных уроках дети учатся обсуждать задачи, обмениваться идеями, предлагать свои варианты решения. Учитель может предложить детям задачку, которая требует совместной работы всей группы, например, сложный логический ребус, требующий обсуждения и поиска решения. Совместное выполнение задач формирует у школьников чувство ответственности за результат, учит их работать в команде, а также создает атмосферу взаимного уважения и поддержки.

Таким образом, развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики в условиях обновленных ФГОС требует от учителя использования различных методик, направленных на стимулирование познавательной активности и исследовательского интереса. Различные виды заданий, предполагающие нестандартные подходы, возможность выбора и использование игровых методов, способствуют формированию у детей креативного мышления. Это, в свою очередь, укрепляет их интерес к учебе, позволяет с уверенностью подходить к решению новых задач и формирует позитивное отношение к математике как к предмету, развивающему их интеллектуальные и творческие возможности.

Интеграция трудных, но увлекательных заданий, использование визуальных методов и игровых приемов, привлечение учеников к исследовательским и коллективным задачам позволяют учителю создать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя творцом, осознает свою способность к решению сложных задач и при этом получает удовольствие от обучения. Такие подходы соответствуют обновленным ФГОС и создают благоприятные условия для развития творческих и интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики, что является важной составляющей формирования разносторонне развитой личности.

 

Список литературы

 

1. Рахмонова Гулчехра Эргашевна. Преподавание математики в начальных классах // Достижения науки и образования. 2019. № 7 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-matematiki-v-nachalnyh-klassah

2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, — 2-е изд. — М.: ВАКО, 2022. — 161 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×