Развитие творческих способностей обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и литературы с учётом требований ФГОС | Колесник Вера Дмитриевна. Работа №346392
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития творческих способностей обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Особое внимание уделено тому, как современные образовательные стандарты формируют подход к обучению, ориентированный на развитие личности ученика через использование креативных заданий, стимулирующих активное восприятие учебного материала. Автор анализирует практические аспекты внедрения творческих заданий на уроках, подчёркивая их значимость в формировании как языковой, так и литературной компетенции.
Ключевые слова: творческие способности, русский язык, литература, ФГОС, компетенции, креативные задания.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Колесник Вера Дмитриевна, учитель
ГБОУ «Школа № 9 Г.О. Торез»
Аннотация. В статье рассматриваются методы развития творческих способностей обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Особое внимание уделено тому, как современные образовательные стандарты формируют подход к обучению, ориентированный на развитие личности ученика через использование креативных заданий, стимулирующих активное восприятие учебного материала. Автор анализирует практические аспекты внедрения творческих заданий на уроках, подчёркивая их значимость в формировании как языковой, так и литературной компетенции.
Ключевые слова: творческие способности, русский язык, литература, ФГОС, компетенции, креативные задания.
Современные требования к образованию, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), ориентируют педагогов на всестороннее развитие личности ученика. В этом контексте развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы становится важнейшим компонентом образовательного процесса. Учитывая, что язык и литература обладают огромным культурным и личностным потенциалом, важно применять такие методики, которые будут развивать не только знания и умения школьников, но и их креативные способности.
Творческие задания на уроках русского языка и литературы, направленные на раскрытие индивидуальных способностей учеников, помогают формировать критическое мышление, способность к анализу, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме. Важную роль играет также развитие воображения и эстетического восприятия. В соответствии с требованиями ФГОС, обучение должно быть не только познавательным, но и практикоориентированным, что делает развитие творческих способностей учеников ключевым элементом образовательного процесса.
ФГОС предполагает ориентацию на личностные результаты, которые включают в себя формирование готовности к творческой деятельности. Уроки русского языка и литературы предоставляют широкие возможности для этого, поскольку позволяют ученикам не только изучать грамматические конструкции или анализировать литературные тексты, но и развивать способность к интерпретации, созданию собственных текстов и выражению эмоциональных и эстетических впечатлений. В основе подхода лежит идея о том, что ученик должен стать активным участником образовательного процесса, который не просто воспроизводит знания, а творчески перерабатывает их.
Один из важных аспектов творческого развития на уроках русского языка — это создание условий для самостоятельной работы учащихся над текстами. Например, анализ литературного произведения может сопровождаться написанием творческих рецензий или эссе, где ученики высказывают своё отношение к прочитанному, предлагая оригинальные интерпретации. Такая работа способствует не только развитию языковых навыков, но и формированию критического мышления.
В литературе особую роль играет освоение различных форм художественного творчества. Учащиеся могут участвовать в написании рассказов, стихов или сценок по мотивам изучаемых произведений. Это позволяет им глубже проникнуть в текст, понять замысел автора и выразить собственное восприятие литературного мира. Важно, чтобы такие задания не ограничивались рамками формального анализа текста, а предоставляли возможность для индивидуального самовыражения и креативного подхода.
Одним из эффективных методов развития творческих способностей является проблемное обучение, которое стимулирует учеников искать нестандартные решения. В контексте уроков русского языка и литературы это может проявляться в анализе конфликтных ситуаций, моральных дилемм, поднятых в произведении, где учащиеся предлагают свои интерпретации или создают альтернативные варианты развития событий. Этот метод побуждает учеников мыслить нестандартно, рассматривать различные точки зрения и искать оригинальные пути решения проблем.
Творческие способности учащихся могут также развиваться через интеграцию в учебный процесс элементов проектной деятельности. Например, создание коллективных литературных проектов — таких как сборники рассказов, творческие журналы, инсценировки литературных произведений — стимулирует творческое воображение и умение работать в команде. Важно, чтобы такие проекты не только соответствовали требованиям ФГОС, но и способствовали развитию ключевых компетенций, таких как коммуникативные и социальные навыки.
Большое значение имеет использование междисциплинарного подхода, который позволяет интегрировать изучение русского языка и литературы с другими предметами. Например, при изучении истории литературы можно предложить ученикам провести исследование на тему влияния исторических событий на творчество определённых писателей. Такой подход способствует развитию аналитических и творческих навыков, а также позволяет ученикам углубить свои знания в смежных областях.
Развитие творческих способностей обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и литературы является важной задачей, соответствующей требованиям ФГОС. Творческие задания и методы, такие как проблемное обучение, проектная деятельность и междисциплинарный подход, помогают формировать у школьников не только языковые и литературные компетенции, но и критическое мышление, воображение, способность к самовыражению и самостоятельной интерпретации текстов. Важно, чтобы учитель не только следовал установленным стандартам, но и создавал условия для креативного развития каждого ученика, позволяя ему раскрыть свои уникальные способности.
Список литературы
1. Константинова М. М. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка как средство развития творческих способностей учащихся [Текст] / М. М. Константинова // В сборнике: Проблемы теоретической и прикладной подготовки студентов к преподаванию русского языка в условиях модернизации педагогического образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Г. П. Мосолова [и др.]. – 2018. – С. 87–92.
2. Левкина О. В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка [Текст] / О. В. Левкина // Новые информационные технологии и системы в решении задач инновационного развития. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 125–127.