Развитие творческих способностей студентов через кружковую работу. | Сычёва Ольга Геннадьевна. Работа №303991
Рассматриваемая тема о том, что не только уроки изобразительного искусства, но и кружковая работа является эффективным средством формирования творческой личности. Аннотация: Развитие способностей личности не может
рассматриваться как процесс самостоятельный, отделенный от ее комплексного
формирования. Многообразие видов деятельности и форм работы со студентами
стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым
условием формирования личности, а так же развитию творческих способностей.
Уроки , кружковая работа по изобразительному искусству
призваны помочь каждому обучающемуся понять, какой он способный, талантливый,
почувствовать вкус творчества, полёт фантазии.Статья написана на основании опыта кружковой работы со студентами колледжа.
Развитие творческих способностей студентов через кружковую работу.
Ключевые слова:
- құру- творчество – creation;
-шығармашылық қызметі- творческая деятельность -creative activity;
- шығармашылық дағдылар- творческие способности - сreative skills.
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы о творчестве, значении развития творческих способностей, необходимости применения нетрадиционных техник, а также творческой деятельности студентов в кружке. О том, как не только уроки изобразительного искусства, но и кружковая работа является эффективным средством формирования творческой личности. Статья написана на основании опыта кружковой работы со студентами колледжа.
Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности. В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, лабильностью, самостоятельностью в принятии решений, которые готовы жить в постоянно меняющемся мире, личности творческие, жизнеспособные, саморазвивающиеся. А будущему специалисту особенно важно найти свое место, адаптироваться, получить навыки быстрого вхождения в профессию.
Студенчество — отдельная возрастная категория. Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека, характеризующийся достижением наивысших, «пиковых» результатов, которые базируются на процессах биологического, психологического, социального развития, что играет большую роль в развитии художественно-творческих способностей студентов.
В философском словаре дается такое определение творчества: "Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности". Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество. Отсюда следует, что только благодаря творческой деятельности людей возможно развитие науки, техники, искусства, образования, государственности и всего остального. Именно благодаря творчеству возможен любой прогресс. Творческие способности человека могут развиваться только в ее творческой деятельности. Развитие способностей личности не может рассматриваться как процесс самостоятельный, отделенный от ее комплексного формирования.
Уроки, кружковая работа по изобразительному искусству призваны помочь каждому обучающемуся понять, какой он способный, талантливый, почувствовать вкус творчества, полёт фантазии. Многообразие видов деятельности и форм работы со студентами стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности, а так же развитию творческих способностей. Преподавателю необходимо также учитывать то, что движущим фактором развития творческого потенциала молодого специалиста должна быть разработана система учебных умений, которые выступают в качестве ориентира для решения любой профессиональной проблемы. Именно поэтому необходимо знакомить студентов со многими различными видами, жанрами и технологиями художественной деятельности.
Ввиду ограниченности урочного времени, обучающиеся, не всегда могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых занятиях, они могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою фантазию и воображение.
Кружковая работа содержит в себе огромный творческий потенциал и вместе с другими учебными предметами оказывает заметное развивающее воздействие на обучающихся. Для успешной реализации задач и развития творческих способностей необходимо максимально использовать интерес, предоставлять им право выбора. Также важна подготовка педагога, его приверженность искусству, владение навыками и знаниями предмета, проявление активной позиции в интересах изобразительного искусства и творческой деятельности в целом. Важно развивать у учащихся пространственное мышление, расширять кругозор, учить думать, переживать, чувствовать. Все эти эмоции помогают по-иному воспринимать окружающий мир и природу и, соответственно, изображать это в своих работах.
Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей студентов, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Поэтому необходимо использовать творческие задания, используя разнообразные материалы и техники.
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Таковыми можно считать виды изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка) с применением нетрадиционных техник.
Важным аспектом в формировании у обучающихся творческих способностей является подготовка педагога, его приверженность искусству, владение навыками и знаниями предмета, проявление активной позиции в интересах изобразительного искусства и творческой деятельности в целом.
Программа кружка «Полёт фантазии» по изобразительной деятельности «Нетрадиционные техники аппликации»
Пояснительная записка.
Нетрадиционные техники аппликации это творческая работа с использованием различного материала, в процессе которой создается поделка.
Данная работа направлена на развитие у обучающихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, творческих способностей, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.
Актуальность : В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия, развития творческих способностей и развития личности в целом.
Педагогическая целесообразность : через целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование приобщить обучающихся к творчеству, а та же развитию у них творческих способностей.
С этой целью был создан кружок по нетрадиционной технике аппликации «Полёт фантазии» (образовательная область «Творчество») .
Организация работы кружка
Основой работы кружка является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся , так и все желающие. Работа кружка начинается с 15 сентября , а завершается 1 июня. В подготовке и проведении которых, активное участие должны принимать члены кружка. Занятия кружка проводятся 1 раз в 2 недели , продолжительность занятий кружка – 2 часа.
Цель: Развитие творческих способностей у обучающихся через нетрадиционные техники аппликации.
Задачи:
Развивающие:
-Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- Развивать желание экспериментировать.
Образовательные:
-Расширять знания об использовании нетрадиционных техник аппликации у обучающихся;
- Закреплять и обогащать знания у обучающихся о разных видах художественного творчества;
- Знакомить с многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать обучающимся широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать целеустремлённость, творческую самореализацию.
Ожидаемый результат: Развитие творческой активности, овладение и использование разных техник нетрадиционной аппликации на практике и в будущем, в своей работе.
Участники: обучающиеся колледжа (2-3 курс) .
Специальность : «Дошкольное воспитание и обучение».
План работы
Этапы работы
Содержание работы
Сентябрь
1.Изучение методической литературы , подбор материала.
2. Составление картотеки по аппликации с использованием нетрадиционных приёмов и материалов.
Октябрь
1. Техника аппликации из салфеток.
2. Техника аппликации «Волшебные нитки» ,«Работа с различными видами ниток в технике аппликации».
Ноябрь
1. Аппликация из крупы.
2. Обрывная аппликация.
Декабрь
1.Нетрадиционная техника аппликации из ваты.
2. Нетрадиционная техника аппликации из карандашной стружки.
Январь
1. Нетрадиционная техника аппликации из яичной скорлупы.
2. Нетрадиционная техника аппликации из макарон.
Февраль
1. Нетрадиционная техника аппликации из ватных палочек.
2. Нетрадиционная техника аппликации из ткани.
Март
1. Нетрадиционная техника аппликации из ватных дисков.
2. Ладошковая аппликация.
Апрель
1.Нетрадиционная техника аппликации «Мозаика»
2. «Квиллинг»
Май
1. Нетрадиционная техника аппликации из соли, манки.
2. Коллаж
Каждое занятие кружка вызывает у обучающихся радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние, с каждым видом работы, студенты всё больше проявляют самостоятельность, инициативу, творчество. Разнообразие техник рождает оригинальные идеи, развивается фантазия, воображение. Все предложенные виды нетрадиционных техник аппликации обучающиеся используют во время прохождения профессиональной
практики в детских садах с детьми дошкольного возраста, как на занятиях, так и в свободной деятельности, делятся своими впечатлениями, успехами.
Обучающиеся в течение года принимают участие в творческих конкурсах и выставках, занимают призовые места.
Кружковая работа по привлечению обучающихся к творческой деятельности с использованием нестандартных материалов даёт положительные результаты.
Список использованной литературы:
1.Казакова Р. Г. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993г., -56 с.
3.Митителло К.Чудо - Аппликация. Эксмо: 2008 г.
4.Митителло К. Аппликация : техника и искусство. -Эксмо : Москва, 2005.
5. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. - Эксмо: Москва, 2000г.