Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование игровых подходов | Лакомкина Елена Евгеньевна. Работа №348147

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Данная статья посвящена важной теме развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, и использование игровых подходов является эффективным инструментом для стимуляции творчества. Статья рассматривает основные методы и техники, которые помогают развивать творческие способности у детей, а также практические рекомендации по внедрению игровых методов в образовательный процесс. Особое внимание уделяется созданию инклюзивной среды, способствующей гармоничному развитию детей с ОВЗ.

Ключевые слова: творческие способности, дети с ОВЗ, дошкольное образование, игровые подходы, инклюзия, воспитание.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПОДХОДОВ

 

Лакомкина Елена Евгеньевна, воспитатель

ГБОУ Школа 1528  г.Зеленоград

 

Аннотация. Данная статья посвящена важной теме развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, и использование игровых подходов является эффективным инструментом для стимуляции творчества. Статья рассматривает основные методы и техники, которые помогают развивать творческие способности у детей, а также практические рекомендации по внедрению игровых методов в образовательный процесс. Особое внимание уделяется созданию инклюзивной среды, способствующей гармоничному развитию детей с ОВЗ.

Ключевые слова: творческие способности, дети с ОВЗ, дошкольное образование, игровые подходы, инклюзия, воспитание.

 

Творческие способности играют важную роль в развитии личности ребенка, способствуя формированию его индивидуальности, креативности и самовыражения. В дошкольном возрасте закладываются основы для дальнейшего развития этих качеств, что особенно актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Использование игровых подходов в обучении позволяет не только развивать творческие способности, но и улучшать социальные навыки, коммуникацию и уверенность в себе. В данной статье мы рассмотрим, как игровые методы могут способствовать развитию творчества у детей с ОВЗ, и предложим практические рекомендации для воспитателей.

Изучим значение творческих способностей для детей с ОВЗ

1. Развитие личностных качеств. Творческие способности помогают детям:

А) Выражать свои эмоции и чувства. Это важно для эмоционального благополучия и социализации.

Б) Развивать уверенность в себе. Успех в творческой деятельности способствует формированию позитивной самооценки.

2. Социальная адаптация. Дети с ОВЗ могут сталкиваться с трудностями в общении и взаимодействии с окружающими:

А) Творческая деятельность как средство коммуникации. Игровые подходы помогают детям устанавливать контакты, учат взаимодействовать с другими и находить общий язык.

Б) Инклюзивная среда. Создание условий для совместной деятельности детей с разными возможностями способствует формированию толерантности и взаимопонимания.

Игровые подходы в развитии творческих способностей:

1. Ролевые игры. Ролевые игры являются мощным инструментом для развития творчества:

А) Создание сюжетов и персонажей. Дети могут создавать свои истории, что развивает воображение и креативное мышление.

Б) Имитация реальной жизни. Игры «в магазин», «в больницу» и другие помогают детям понять социальные роли и взаимодействия.

2. Дидактические игры. Дидактические игры могут быть использованы для развития творческих способностей через решение различных задач:

А) Игры на логику и сообразительность. Использование пазлов, настольных игр, конструкторов развивает мышление и креативность.

Б) Игра с материалами. Работа с различными материалами (глина, бумага, краски) стимулирует художественное самовыражение.

3. Игры с музыкой и движением. Музыка и движение являются важными аспектами в развитии творческих способностей:

А) Музыкальные игры. Пение, танцы и импровизация помогают детям развивать чувство ритма, слух и артистические навыки.

Б) Двигательные игры. Использование движений для передачи эмоций и идей способствует развитию креативности и эмоциональной выразительности.

Рассмотрим методы и техники работы с детьми с ОВЗ

1. Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, и важно учитывать его индивидуальные особенности:

А) Адаптация материалов и заданий. Воспитатели должны адаптировать игры и задания в соответствии с возможностями детей, чтобы создать комфортную атмосферу для творчества.

Б) Постепенное усложнение. Начинать следует с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность в зависимости от прогресса ребенка.

2. Создание инклюзивной среды. Инклюзивная среда играет ключевую роль в развитии творческих способностей:

А) Стимулирование взаимодействия. Создание условий для совместной деятельности детей с разными возможностями способствует их социальному и эмоциональному развитию.

Б) Поддержка со стороны взрослых. Воспитатели должны быть готовыми поддерживать детей, вдохновлять их и помогать в трудных ситуациях.

3. Использование наглядных пособий. Визуальные материалы помогают детям лучше понимать задания и развивать творчество:

А) Работа с картинками и схемами. Визуальные элементы могут использоваться для создания сюжетов, что помогает развивать воображение.

Б) Применение технологий. Использование мультимедийных материалов, видео и презентаций может сделать обучение более интерактивным и увлекательным.

Примеры успешной практики

1. Проект «Творим вместе». В рамках проекта воспитатели организовали совместные творческие занятия для детей с ОВЗ и их сверстников. Дети работали в группах, создавая совместные художественные работы, что способствовало развитию общения и сотрудничества.

2. Игра «Сказочный мир». Воспитатели использовали ролевые игры, в которых дети могли выступать в роли различных персонажей сказок. Это развивало их воображение, творческие способности и уверенность в себе.

3. Мастер-классы для родителей. Проведение мастер-классов для родителей по созданию игровых ситуаций дома способствовало укреплению связи между семьей и дошкольным учреждением, а также развитию творческого потенциала детей.

Рекомендации для воспитателей

Создавайте разнообразные условия для творчества. Включайте в занятия различные виды искусства: живопись, музыку, театрализованные постановки.

Поощряйте ин

ициативу детей. Важно поддерживать и развивать идеи детей, предлагая им самостоятельные творческие задачи.

Регулярно проводите мониторинг развития. Оценивайте успехи и достижения детей, чтобы своевременно адаптировать методы и подходы.

В заключение можно отметить, что развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей для воспитателей. Использование игровых подходов не только способствует формированию креативности, но и улучшает социализацию и взаимодействие детей. Создание инклюзивной и поддерживающей среды позволяет каждому ребенку раскрыть свои таланты и способности. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, и их работа имеет огромное значение для формирования будущих успешных и гармонично развитых личностей.

 

 

Список литературы

Барышева

, Г.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Г.А.

Барышева

, В.А.

Шекалов

– Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д: Феникс, 20

20

. – 416 с.

Белова, Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью

игр

.

/ Е.С. Белова – М., Психологическая диагностика. - 20

18

. - № 1. – 415 с.

Богуславская,

В.М.

Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / В.М.

Богуславская, Е.О. Смирнова–

М.: «Просвещение», 20

19

. – 256 с

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×