"Развитие творческих способностей у детей раннего возраста" | Котцова Марина Васильевна. Работа №234385
Автор: Котцова Марина Васильевна
Дети в возрасте до трех лет обладают примерно одинаковыми способностями к рисованию. В этот период трудно выделить ребёнка особо одарённого или же совсем не способного рисовать. Но на этом этапе для взрослого очень важно помочь ребёнку раскрыть и развить свои способности.
Содержание.
Введение.
1.Теоретические обоснование использования разных видов изобразительной деятельности для формирования творческих способностей у детей раннего возраста.
1.1 Понятие творчества и творческого мышления.
1.2 Оптимальный возраст для начала развития творческих способностей.
1.3 Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.
- Условия успешного развития творческих способностей.
- Развитие качеств творческого мышления.
- Развитие творческого воображения.
1.4. Возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей раннего возраста.
Выводы по первой главе.
2. Практическая часть.
Введение.
2.1. Использование традиционных форм изобразительной деятельности для развития творческих способностей.
2.2. Значение нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития творческих способностей.
2.3. Диагностика развития творческих способностей.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.
Список приложений.
Введение.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский.
В своей работе я уже давно использую разные нетрадиционные способы художественного творчества. Наблюдая за тем, с каким удовольствием и интересом дети оставляют следы своих пальчиков, ладошек на бумаге, пользуются кисточкой, я заметила, что все они это делают по-разному. Другими словами, уже в таком раннем возрасте они проявляют себя, как творческие личности. Логично было бы предположить, что использование нетрадиционных форм рисования будет являться задатком развития творческого мышления. Учёными отмечено, что ребёнок осваивает какую-либо деятельность и полноценно развивается в том случае, если взрослые создают ему соответствующие условия. Поэтому педагогу необходимо предоставить ребёнку возможность заниматься художественной деятельностью в детском саду, при этом крайне важны внимание со стороны взрослых к действиям малыша и помощь ему.
1.Теоретические обоснование использования нетрадиционных методов рисования для формирования творческих способностей у детей раннего возраста.
1.1. Понятие творчества и творческого мышления.
Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.
Творчество — психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Это деятельность, результат которой — создание новых материальных и духовных ценностей.
Будучи, по сути, культурно-историческим явлением, творчество имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает творческое воображение. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.
Творческое мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью. Это мышление появляется тогда, когда человек, попытавшись решить задачу на основе её формально-логического анализа с прямым использованием ему известных способов, убеждается в бесплодности таких попыток и у него возникает потребность в новых знаниях, которые позволяют решить проблему: эта потребность и обеспечивает высокую активность решающего проблему субъекта. Осознание самой потребности говорит о создании у человека проблемной ситуации.
Творческое мышление - есть процесс образования новых систем связей, свойств личности, её интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью.
Черты творческой деятельности в обучении:
самостоятельное осуществление ближнего и дальнего, внутрисистемного и межсистемного переноса знаний и умений в новую ситуацию;
видение новой проблемы в традиционной ситуации, постановка новых вопросов или видение новых проблем в традиционной ситуации выступает как важнейший элемент творческого мышления;
видение структуры объекта;
видение новой функции объекта в отличие
от
традиционной;
учёт альтернатив при решении проблемы;
комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа, объяснения).
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность – это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Немногие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы – все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.
Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды называются «сенситивными». В эти периоды конкретная функция (например, речь, наглядно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает сенситивный период для одной-двух функций. Талантливый ребенок демонстрирует «сенситивность» сразу многих функций.
Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.
1.2 Оптимальный возраст для начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в"момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего, выше сказанного, можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
1.3 Условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Психологи выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается"до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.
Развитие качеств творческого мышления.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.
Часто открытия рождаются при соединении ,казалось бы ,несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление - это системность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Развитие творческого воображения.
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.
Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.
Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека".
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего, выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.
Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей.
Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.
У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться, не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.
1.4. Возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей раннего возраста.
Как помочь дошкольнику развить его способности? Существуют разные способы. Одним из средств, которые помогли бы ребёнку раннего возраста развить свои творческие способности, является изодеятельность. В период от двух до трёх лет изобразительная деятельность малыша ориентирована на предметный мир. Открытие, сделанное ребёнком, заключается в том, что на листке бумаги в результате его действия может появиться образ какого-либо предмета, сильно привлекает его. Поиск содержания образа в невнятных силуэтах один из ведущих побудителей деятельности в данном этапе. Связанные с этим положительные эмоции надолго фиксируют полученный результат в памяти малыша.
В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Малыш обозначает словом «каракули», которые вызывают у него ту или иную ассоциацию. Это возможно, если при предварительном ознакомлении с предметами воспитатель называл их словами, и представление о них связано со словами, вошедшими в активный словарь малыша.
Ассоциативный образ ещё очень неустойчив, ребёнок одну и ту же линию (пятно, штрих) может называть по-разному. Интересно, что узнанные ребёнком в его «каракулях» предметы становятся своеобразными игрушками-заместителями в играх на листке бумаги. Увидев в линии или пятне самолёт, малыш начинает гудеть, изображая звук мотора, передвигать листок, совершая характерные движения.
Повышается уровень изобразительной деятельности. Ребёнок уже не просто называет то, что случайно получилось в его «каракулях», он сам определяет содержание будущего рисунка: «Нарисую машину». То есть, малыш сам ставит себе цель, изобразительную задачу. Рисование по замыслу у детей появляется примерно к двум годам: у одних чуть раньше, у других – позже.
Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчётлив. В лучшем случае малыш представляет предмет, но не образ ( графический или пластический), так как у него нет изобразительного опыта, а значит, и изобразительных представлений ( представлений конечного результата).
В этот период важной становится задача, которую ставит воспитатель перед собой: продолжать знакомить малыша с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Также необходимо воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (на первом месте – иллюстрации в книжках, затем скульптура малых форм – силуэтки и художественно выполненная игрушка); развивать у него способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; формировать умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (малыш радуется: «узнал» птичку, мишку и т.д.), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня.
Выводы по первой главе:
Ранний возраст является плодотворным для развития творческих способностей у детей, так как их разум ещё не заполнен стереотипами и шаблонными действиями. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Для формирования творческих способностей необходимо обратить внимание на следующие параметры:
- Условия успешного развития творческих способностей.
- Развитие качеств творческого мышления.
- Развитие творческого воображения.
Способности являются прижизненными, а не врожденными, они формируются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Одним из вариантов развития творческих способностей может быть использование разных форм изобразительной деятельности.
2. Практическая часть.
Введение.
В данной главе я описываю, какие методы и формы изобразительной деятельности можно использовать для формирования творческих способностей у детей раннего возраста. Также здесь будет указана диагностика развития творческих способностей детей группы раннего возраста МАОУ «Детский сад №20 «Дружный хоровод» за период с ноября 2013 по март 2014 года.
Важно воспитывать у ребёнка интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать о рисунке: о том, что его волнует, радует, стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми. Нужно помогать малышу освоить доступные для него способы изображения в рисовании и лепке, знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приёмами их использования. По моему мнению, творческие способности можно формировать в любом виде деятельности, ставя дополнительные задачи к основным. В данном случае использование различных способов изобразительной деятельности (стандартных и нетрадиционных) даст наилучшие результаты.
2.1 Использование традиционных форм изобразительной деятельности для развития творческих способностей.
К ним относятся:
Рисование карандашом.
Рисование кистью.
Лепка из пластилина
, теста.
Наша задача на данном этапе – познакомить детей с доступными для их возраста способами изображения и рисования и лепке; со свойствами материалов (краски, глина, карандаши). И элементарными приёмами их использования.
Какие способы изображения доступны малышу?
Педагогами установлено, что ,рисуя, ребёнок 2-3 лет может изображать отдельные предметы и явления с помощью ритмических мазков – цветовых пятен (листочки на дереве), штрихов карандашом, фломастером (дождик), линий: прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (дорожки, ленточки). Всё это – доступные ему изобразительно выразительные средства( рисунки детей можно увидеть в приложении 1 ). Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики). Это очень нравится детям. Ребёнок «пробует» цвет, особенно в первые дни знакомства с материалом. Некоторые цвета становятся любимыми. У таких детей цвет длительное время самоценен, т.е. не используется для обозначения признака изображаемого предмета, а радует ребёнка сам по себе. Поэтому цыплята могут быть голубыми, а кошка – зелёной.
Рисование карандашом.
Можно рисовать с детьми как идёт дождь, повторяя при этом звуки : «Кап, кап, кап»; как тихо падает снег, рассыпается горох и т.д. Очень нравится детям рисовать клубочки для котят. Совершая карандашом круговые движения, они как будто наматывают ниточку на клубочек.
Рисование красками.
Есть такие явления, которые лучше рисовать красками – так будет выразительней: снежинки, звёздочки на небе, огоньки на ёлке и в окнах, листочке ан дереве, ромашки на лугу, вишни на тарелке и т.д.
Лепка.
Тематика лепки должна быть также проста, понятна, доступна и основана на опыте ребёнка. Можно делать орехи, конфеты, колбаски, баранки, ягодки. Лепка должна обязательно сопровождаться взрослым. Полученные фигурки обыгрываются в совместной или образовательной деятельности, что облегчает раннее появление ассоциативных образов.(Конспекты образовательной деятельности представлены в приложении 2).
Эти формы изобразительной деятельности являются основными и обязательно используются для реализации образовательной программы в дошкольном учреждении. Но в последнее время очень часто их дополняют другими – нетрадиционными формами изобразительной деятельности. О них и пойдёт речь в следующей главе.
2.2 Значение нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития творческих способностей.
Известна склонность дошкольников к фантазированию в ситуации, когда требуется объяснить то или иное явление, с которым они еще недостаточно знакомы. Дж. Родари считал, что «фантастические гипотезы» имеют ведущее значение в развитии важных операций мышления: анализа, синтеза, прогнозирования. Они и составляют зону ближайшего развития мышления и воображения старшего дошкольника.
Дети любят экспериментировать и всегда что-то изобретают. Поощряя эти стремления, важно помнить, что главным результатом является новый опыт ребенка. Для дошкольника новый опыт деятельности всегда исключительно значим. Поэтому для ребенка важно сделать первый шаг в открытии нового путем собственного ответа на поставленный (в то числе и самостоятельный) вопрос.
Особый интерес у детей вызывают творческие работы с использованием нетрадиционных способов рисования.
К ним относятся:
Рисование пальчиком или ладошкой.
Нету кисточки пропала,
Только я грустить не стала,
Обмакну я пальчик в краску,
Нарисую пальцем сказку.
Если вам захотелось порисовать, а кисточки нет не беда. Рисовать можно пальцами и ладошками. Один палец обмакнём в красную краску, другой в синюю, третий в жёлтую Чем не палитра! Рисуя пальцем, как кисточкой, можно создавать целые картины. Такой способ создания рисунка называется пальцеграфией (пальчиковая живопись). Её автор немецкий художник Гюнтер Юрген. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит им радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает их в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
Монотопия
.
Монотипия такая,
Рисовать нам помогает,
Нарисую полстранички,
А сложу, как две сестрички.
Особый вид техники печатания, при которой краска наносится на лист бумаги (целлофан) или кусочек оргстекла. Потом этот же лист (или кусочек) прикладывается к той поверхности, на которую наносится отпечаток. В зависимости от его размера, от направления смешивания цвета получаются различные изображения, изменяется рисунок.
Лист бумаги условно делится пополам, краска наносится на одну половинку листа, затем лист складывается и получается зеркальный отпечаток. Использовать можно как одну краску, так и несколько. С помощью монотипии изображают деревья, цветы, бабочек и др. Когда краска высохнет, можно вырезать полученный рисунок, дополнить коллажем, изготовить рамки. Данная методика применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой.
Трафарет
.
Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм. Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! А вот задание чуть посложнее! Вырежем в центре листа силуэт, приложив к другому листу бумаги, и с помощью тампона закрасим силуэт. Интересно! Многие художники работают в этой технике.
Тампонирование
.
Приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Увлекательное занятие! Наберём краски и ,лёгкими прикосновениями к бумаге, будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой Трафарет.
Кляксография
.
На альбом упала краска,
На листе осталась клякса.
Пририсую ей глаза,
Пусть летает стрекоза.
Кляксография - это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется редкими красками. Изображения можно получить как одноцветные, так и многоцветные. Для одноцветного изображения краска наносится на поверхность листа с помощью пипетки. При этом пятна-кляксы получаются случайными по форме и размерам. Далее оживление кляксы. Нужно приподнять лист бумаги с одной стороны, затем с другой, чтобы краска расплылась и приобрела определённую форму. Интересное изображение получится, если кляксу раздуть в одном или нескольких направлениях корпуса шариковой ручки, трубочки.Для создания многоцветного изображения работа проводится аналогично, но используется не один, а несколько цветов. Работа в технике кляксографии может выполняться не только на белой, но и на цветной бумаге, которая имеет плотную, гладкую поверхность тёмных тонов. Для создания рисунка на цветной поверхности лучше использовать гуашь светлых цветов, акварель, разведённую белой гуашью. Краску набирают на зубную щётку, а затем распрыскивают на поверхность листа, преобразовывая в звёздное небо, подводное царство или цветущий луг. Чтобы сделать крупное изображение, в определённое место наносится большая клякса и видоизменяется её форма. Затем изображение подрисовывается кисточкой. Кляксография отличная техника для развития фантазии, которая обогащает мир воображения и восприятия ребёнка.
6 Рисование восковыми мелками.
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берём флейцевую кисть или большой тампон с краской - на цветном фоне появляется рисунок.
Особый интерес у детей вызывают творческие работы с использованием нетрадиционных способов рисования. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творчески развиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения. Рисование нетрадиционными способами позволяет раскрыть разнообразные возможности изобразительной деятельности. Это содействует нестандартной видимости окружающего мира, пробуждает их фантазию и воображение. В процессе знакомства с разными нетрадиционными способами в рисовании ребенок развивается, он наблюдает, сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, фантазирует, экспериментирует. Это значит, включается в поиск и творчество. Нетрадиционные методики открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом, именно поэтому они очень привлекательны для ребят.
2.3. Диагностика творческих способностей у детей раннего возраста.
В качестве основы для диагностики творческих способностей я использовала исследования И.Я. Лернера , который выделяет следующие факторы, характеризующие творческое мышление:
самостоятельный перенос знан
ий и умений в
новую
ситуации(1)
видение новых проблем в знакомых, стандартных
условиях(2
)
видение новой функции знакомого о
бъекта(3
)
видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, мгновенный охват частей, элементов объекта в и
х соотношении друг с другом(4
)
умение видеть альтернативу решения, альте
рнативу подхода к его поиску(5
)
В данной таблице будут рассматриваться только результаты в изобразительной деятельности детей (хотя творческие способности могут проявляться в любом виде деятельности).
Для так называемого, эксперимента я взяла 7 детей: три мальчика и четыре девочки. В течении указанного промежутка времени с ними проводилась дополнительная работа по изобразительной деятельности, результаты которой можно увидеть в таблице2.
Стоит отметить, что результаты детей в начале года крайне низкие, так как многие из них впервые знакомятся с изобразительной деятельностью и не могут здесь проявить себя в полной мере.
Таблица1 «Результаты детей в ноябре 2013 года».
Факторы по п/н
Марк Е.
Поля К.
Максим
Марк Ш.
Маша
Варя
Арина
Среднее значение
1
нн
н
нн
н
н
н
нн
нн-43%
2
нн
н
н
нн
нн
нн
н
Нн-57%
3
нн
нн
н
нн
н
нн
н
Нн-57%%
4
нн
нн
нн
нн
нн
нн
н
Нн-86%
5
нн
н
нн
нн
нн
нн
н
Нн-71%
Н – норма
НН – ниже нормы
ВН – выше нормы.
Для детей второго года жизни нормой считаются следующие показатели. Ребёнок должен уметь:
Использовать знания, полученные
раннее
на других занятиях, в изобразительную деятельность.
Задавать самому себе сюжет игры, ставить различные задачи.
Использовать предметы – заместители.
Соотносить образ полученного рисунка или предмета с реальной жизнью.
Отклоняться от шаблона, без потери образа, вносить свои незначительные изменения.
В конце года результаты намного выше, так как дети уже адаптировались, познакомились с новым для них видом деятельности и стараются проявить себя в полной мере.
Факторы по п/н.
Марк Е.
Поля К.
Максим
Марк Ш.
Маша
Варя
Арина
Среднее значение
1
н
н
нн
н
н
н
н
Нн-20%
2
н
н
н
н
нн
нн
вн
Нн-40%
3
нн
н
н
н
н
н
н
Нн-60%
4
н
нн
н
нн
нн
н
н
Нн-60%
5
н
н
н
нн
н
нн
н
Нн-40%
Выводы по второй главе.
Исходя из диагностики творческих способностей детей раннего возраста, можно сделать следующие выводы:
Творче
ские способности у детей развиты
недостаточно, преобладает низкий уровень развития.
Целесообразно использовать разные формы изобразительной деятельности для формирования творческих способностей.
Таким образом, можно оказать значимое влияние на развитие творческих способностей у детей раннего возраста.
Заключение.
Обобщая результаты моей работы, можно сделать следующие выводы:
Результаты, полученные в ходе проведённой работы, дали возможность подтвердить, что использование разных форм изобразительной деятельности положительно влияет на формирование творческих способностей ребенка.
У детей заметно улучшились
успехи
в
умении
принятия нестандартного решения
,
чаще появлялись догадки. Повысилась сообразительность
и
интерес к новым, поставленным перед ними задачам. Дети стали проявлять творчество, им нравилось самим придумывать несложные сюжеты для игр, новые фигуры из разных предметов, представлять себя разными героями и животными.
То есть дети восприняли информацию, переосмыслили её и нашли свои пути решения, что уже говорит о процессе творчества. Конечно, итоги проведенного исследования не смогли удовлетворить меня в полной мере, т.к. низкий уровень такого параметра игровой деятельности, как воображение, ещё остался. Причины могут быть в том, что работа проводилась в короткий отрезок времени, и сделанные срезы находились близко друг к другу.
Также мне хотелось доработать перспективный план, провести консультацию для родителей с целью объяснения им актуальности данного вопроса, показа методических приемов для занятий с ребенком дома.
В связи с этим я поставила перед собой формы изобразительной деятельности.
2. Использовать «творческие» игры с разной вариативностью с их последующим усложнением.
3. Разработать более эффективные методы и приемы обучения детей для создания творческих способностей.
4.Более подробно изучить имеющуюся литературу о нестандартных формах изобразительной деятельности.
5. Познакомить родителей с актуальностью данною вопроса, привлечь их к изготовлению пособий.
Список литературы:
1. Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития. - М: ИП РАН, 1991.
2. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии.- М.: ТЦ «Сфера»,2005.
З.Бабич О.М., Вьюнова Н.И., Гайдар К.М.Развитие творческих способностей у старших дошкольников. - М., 2003.
4. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Я.: Академия развития, 1998.-280 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: «Академия», 2002.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991
7. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М.: Проматей, 1993.
8. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Ж Под. ред. И.В.Дубровиной.- М.: Прогресс, 1990.-312 с.
9. Дошкольное образование// октябрь 2002 № 19.
Список приложений:
Приложение1 «Работы детей».
Приложение2 «Конспекты образовательной деятельности».
Приложение2.
1)«Лопатки».
Цель: способствовать развитию творческих способностей.
Задачи:1) учить детей правильно держать в руке карандаш.
2) рисовать палочки – прямые вертикальные линии.
3) формировать интерес к рисованию, образное мышление.
4)учиться соотносить нарисованный предмет с реальным..
Материал: карандаши, листы бумаги с заготовкой, детская лопатка.
Ход проведения.
Сюрпризный момент: воспитатель показывает ребятам лопатку.
Воспитатель: «Ребята, а как вы думаете, что это?»
Дети: «Это лопатка».
Воспитатель: «Давайте рассмотрим лопатку. У неё есть ручка, чтобы удобно было держать. Лопатка нужна, чтобы копать. А что можно копать?»
Дети: «Песок».
Воспитатель: «Давайте нарисуем лопатку».
Воспитатель раздаёт листы с заготовками и карандашами.
Воспитатель: «Ребята как вы думаете, такой лопаткой можно копать?»
Дети: «Нет».
Воспитатель: «Правильно, а почему?»
Дети: «У неё нет ручки».
Воспитатель: «Давайте нарисуем лопаткам ручки - прямые линии».
Воспитатель: «Вот какие вы молодцы! Теперь этими лопатками можно копать!».
2) «Выпал первый снежок».
Цель: развивать воображение детей посредствам изобразительной деятельности.
Задачи:
1)учить детей рисовать красками при помощи пальцев, ритмично наносить мазки на бумагу.
2) формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материалы: бумага синего цвета, белая гуашь, картина.
Ход занятия:
Развивающая ситуация:
Воспитатель обращает внимание детей на снег, который падает за окном, как он ложится на деревья, кружится в воздухе; какой он лёгкий, белый и пушистый.
Далее воспитатель зачитывает детям стихотворение про снег.
Как на горке снег, снег.
И над горкой снег, снег.
И на ёлке снег, снег.
И под ёлкой снег, снег.
Воспитатель: «Ребята, давайте с вами нарисуем снежок. Как вы думаете, какую краску мы возьмём?»
Дети: «Белую».
Воспитатель раздаёт детям листы и помогает нарисовать пальчиками снег по всему листку.
Воспитатель: «Вот какая снежная у нас зима получилась!».