Развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии | Боярчук Ирина Владимировна. Работа №314947
У каждого ребёнка есть способности и талант. Дети от природы любознательны. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях любой ребёнок может проявить себя. Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных.
Пробудить заложенные в каждом ребёнке творческое начало, научиться трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни- к этому стремится учитель в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас задасться целью и будет стремиться к ней, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
ТЕМА: « Развитие творческих способностей у учащихся на уроках технологии»
Введение.
Актуальность исследования. Проблема развития творческих способностей составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.
Изучение современной педагогической теории и практики средних общеобразовательных школ показывает, что эффективность процесса формирования творческих способностей зависит не только от образовательно-содержательных и организационно-методических условий и факторов, но и от использования историко-педагогического опыта, позволяющего определить систему формирования творческих способностей учащихся средних классов и включение ее в учебный процесс, и внеклассную работу.
Психолого-педагогические особенности творческой деятельности анализировались в работах В.И. Андреева, Э.Т. Ардашировой, А.Г. Асмолова, Д.Б. Богоявленской, Л.C. Выготского, В.В. Давыдова, В.И. Загвязинского, Л.B. Занкова, А.Н. Лука, А.Н. Леонтьева, Н.Д. Никандрова, Я.А. Пономарева, Н.Ю. Посталюк, С.Л. Рубинштейна, А.К. Сухотина, Д.В. Эльконина, Н.М. Яковлевой и др. В них отражены вопросы психолого-педагогической теории творчества, художественного воспитания, развития мышления и способностей школьников.
Проблеме влияния различных видов трудовой деятельности на формирование творческих способностей учащимся были посвящены работы Л.С. Айзермана, В.Ф. Асмуса, А.Ф. Амирова, E.H. Ильина, Е.А. Климова и др.
Особенности формирования творческой личности в учебно-воспитательной работе в различных системах образования были проанализированы в исследованиях P.M. Асадуллина, A.M. Архангельского, A.C. Гаязова, О.Г. Дробницкого, В.А. Караковского, Г.И. Кругликова, В.А. Моляко, А.З. Рахимова, В.Г. Рындак, Ф.Ш. Терегулова, Э.Ш. Хамитова, М.Д. Цыркина и др.
В трудах П.Р. Атутова, К.Ш. Ахиярова, Ю.П. Ветрова, В.Д. Симоненко, A.M. Сафина, Р.З. Тагариева, Н.Ф. Хорошко, С.Ю. Широковой освещаются вопросы творческого отношения к труду и формирования творческой личности посредством связи трудового обучения с основами наук.
Цель исследования: теоретически обосновать и определить уровень развития творческих способностей школьников на уроках технологии.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей школьников.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у школьников на уроках технологии.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность и механизм развития творческих способностей у школьников.
2. Определить особенности развития творческих способностей школьников на уроках технологии.
3. Выявить критерии и показатели развития творческих способностей школьников на уроках технологии.
4. Определить диагностических материала для определения уровня развития творческих способностей и проведение эксперимента.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научно-методической, методической, учебной литературы; наблюдение; анкетирование.
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у школьников на уроках технологии.
1.1 Особенности развития творческих способностей у школьников на уроках технологии
В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. На протяжении полутора лет свою педагогическую деятельность планирую так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. В школе есть все условия для развития творческого потенциала учащихся средствами предмета: хорошая материально-техническая база, система, позволяющая обеспечить переход от репродуктивных действий к творческим, множество наглядных средств, творчество учителя[12].
Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит предмет «Технология». Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество[9].
Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.
В массовой практике в школе встречаются следующие противоречия: между стремлением личности к творчеству, самовыражению и узкими рамками программных требований. Для устранения данного противоречия необходимо ориентировать содержание учебных программ на творчество.
Ведущей педагогической идеей считаются – развитие творческих способностей учащихся на уроке технологии. В процессе преподавания предмета решаются следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, можно выразить следующие идеи:
1) творчеству нужно и можно учить;
2) творческое начало не является природным качеством ума[18].
Для формирования творчески активной личности, способной к саморазвитию используется следующее:
- развитие творческой активности учащихся;
- включение учащихся в творческую деятельность;
- использование методов проблемного обучения;
- развитие качеств творческого мышления: самостоятельность, критичность и т.п[19].
Развитие творческих способностей учащихся можно реализовывать, опираясь на следующие принципы:
1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;
2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;
3) принцип приоритета творческой деятельности;
4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;
5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся[20].
Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:
-умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
-умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;
-умение находить и решать проблему;
Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся на уроках технологии.
Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» на уроке техноолгии наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.
Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Применение проектного метода на уроке технологии позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта мы предлагаем учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
Например, при выборе модели фартука в 5-м классе, предлагаются учащимся разные по степени сложности модели: низкий уровень обучения – цельнокроёный фартук с простейшими элементами отделки; средний уровень – цельнокроёный фартук с накладными карманами и отделкой; высокий уровень – цельнокроёный фартук с изменением деталей (например, карман в форме сердечек с оборкой, фартук в форме матрёшки и т.п.), внесение более сложных элементов отделки: аппликация, вышивка, рюши и т.д.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Поэтому, если учащиеся с низким уровнем обучения проявляют инициативу, творчество, то это только поддерживается.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе девочек, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках технологии, но и знания, полученные в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения и другие).
При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.
К каждой теме составляем учебно-методический комплекс, в который входят инструкционные карты по выполнению задания и пооперационных обработок, образцы изделий, задания для самостоятельных, творческих, контрольных работ, наглядные пособия и др. В зависимости от темы, нужно как можно чаще давать детям творческие работы.
Например, при изучении темы «Производство ткани» на уроке технологии в 5-ом классе предлагаем выполнить схему получения ткани творчески. Учащиеся не просто пишут схему: волокно нити ткань, а придумывают форму изображения данных слов (например, волокно представлено в виде котёнка из ваты и т.д.).
При объяснении теоретического материала на уроке технологии используем различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто даем задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.
На уроке технологии используем проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
В процессе работы создаем на уроке технологии проблемные ситуации. Например, очень ответственная операция раскрой. Она требует не только знаний, умений, но и творчества. На занятиях по раскрою ставим перед девочками проблему: нужно самостоятельно разложить выкройку на ткани с учетом рисунка, структуры, экономии. При этом активность учащихся проявляется в выборе варианта и его объяснения. Данная работа позволяет девочкам самим находить пути выполнения задания, т.е. решать проблему.
Таким образом, развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
1.2. Критерии, показатели и уровни творческих способностей учащихся
В условиях модернизации российского образования, перестройки учебного процесса, появлении новых федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание личности, стремящейся к знаниям и творческому преобразованию действительности, вопрос развития творческих способностей учащихся остается одним из самых актуальных. Творческие способности характеризуются богатством эмоциональных переживаний, развитием воображения и логического мышления, стремлением к самостоятельности, появлением устойчивых интересов, любимых занятий и высокой степенью восприимчивости к воспитательным воздействиям педагога. Именно поэтому проблема организации развития творческих способностей должна решаться в общеобразовательных школах одной из самых первых.
Вопрос оценки уровней развития творческих способностей остается открытым. Проблему определения уровней развития творческих способностей рассматривали в своих диссертационных исследованиях Бибикова Н.В., Вишневая Н.Э., Клевцова В.Л., Гин С.И., Шульга Е.П., Карпова Л.Г. Теоретический анализ их работ позволяет нам выделить следующие критерии для оценки уровней развития творческих способностей учащихся в общеобразовательной школе:
Когнитивно-эмоциональный критерий – выявляет способность мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов; характеризует степень вовлеченности в творческий процесс – силу эмоциональных откликов на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивая его оригинальность, экспрессию, разработанность.
Личностно-креативный критерий – указывает на способность к активизации своего творческого потенциала – использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно (индивидуальная стратегия).
Деятельностно-процессуальный критерий – отражает применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, выбор наиболее успешной стратегии поведения и тех или иных приемов мыслительной деятельности в решении поставленной творческой задачи, нацеленность на результат.
Рефлексивный критерий – раскрывает способность к самоанализу, саморефлексии, поиску своих сильных сторон и слабых, стремление к саморазвитию, познанию мира и его преобразованию, объективной критике своих творческих достижений и чужих; определяет развитие внутренней позиции творца.
Каждый из критериев определяется рядом показателей, раскрывающих его полное содержание.
К показателям когнитивно-эмоционального критерия относятся:
– дивергентное мышление;
– легкость в использовании ассоциаций (ассоциативная и экспрессивная беглость);
– особенности темперамента (пластичность, вариативность, эмоциональная устойчивость, склонность к напряженной деятельности, социальная энергичность);
– эмпатию[10].
К показателям личностно-креативного критерия относятся:
– воображение;
– критическое мышление;
– стремление к независимости, отсутствие страха высказывать свою точку зрения на проблему;
– надситуативная активность (инициативность, выход за пределы заданного);
– внутренняя позиция творца (заинтересованность в решении проблемно-поисковых задач, тенденции к индивидуализации творческой деятельности) [1].
Показателями деятельностно-процессуального критерия являются:
– творческая и познавательная самостоятельность;
– освоение способов творческой деятельности;
– качество выполняемых действий;
– стремление к достижению цели, получению конкретных результатов своей деятельности;
– навыки сотрудничества[4].
К показателям рефлексивного критерия относятся:
– особенности эмоционально-ценностного отношения к себе (уровень самооценки, её адекватность);
– стремление к самообразованию, саморазвитию;
– умение объективно оценить свой и чужой творческий продукт[6].
На основе выделенных показателей охарактеризуем уровни развития творческих способностей учащихся в общеобразовательной школе.
1. Низкий уровень.
У учащихся трудности с выполнением заданий на поиск различных вариантов получения результата; на разработку гипотез и продуцирование оригинальных идей. Школьник не заинтересован в предстоящей творческой работе, не стремится участвовать в её коллективных видах, не проявляет инициативу, не участвует в дискуссиях, не делится своими творческими замыслами с товарищами. Задания воспринимает пассивно, а мыслит инертно. Крайне низкая продуктивность. Образы малоинтересны, не проработаны. Учащийся избегает заданий повышенной сложности, не проявляет интереса к проблемно-поисковым типам задач. Он испытывает трудности с организацией самостоятельной работы, поэтому практически всегда нуждается в помощи учителя или товарищей. Освоение им способов творческой деятельности идет крайне медленно, поэтому он предпочитает действовать по шаблону. Творческий продукт имеет незавершенный вид. Навыки саморегуляции проявляются слабо. Ребенок чувствует себя некомфортно, неуверенно, боится выступать публично. Восприятие им художественных произведений не отличается живостью и эмоциональностью. Неудачи сопровождаются длительными негативными эмоциями. Имеет заниженную или завышенную самооценку. Как правило, сосредоточен на себе, испытывает трудности с общением.
2. Средний уровень.
Учащийся справляется с заданиями на поиск различных вариантов получения результата; на разработку гипотез и продуцирование оригинальных идей, но не стремится к наибольшему их числу и не способен, если того требует задание, выбрать наиболее удачный вариант решения проблемы. За выполнение творческих работ берется с удовольствием, однако продуктивность недостаточно высокая. Ищет возможности выразить себя в творчестве, но интерес к нему непостоянен. Образы интересны, детализированы. Успешно взаимодействует с коллективом, но не всегда высказывает свою точку зрения, боясь критики. Учащийся предпочитает легким заданиям сложные, но в их решении не всегда настойчив. Интерес к проблемно-поисковым типам задач есть, но он непостоянен. Способен к напряженной деятельности, «погружению» в задание. Ученик умеет работать самостоятельно, однако это проявляется не всегда. Освоение способов творческой деятельности идет в среднем темпе, успех в освоении не постоянен. Творческий продукт имеет завершенный вид, однако не все детали проработаны. Навыки саморегуляции развиты недостаточно. Эмоции, сопровождающие деятельность, как правило, зависят от многих обстоятельств: окружения, настроения, успеха или неудачи. Восприятие художественных произведений отличается живостью и эмоциональностью. Средний уровень характеризуется недостаточно развитыми навыками адекватной самооценки. Учащийся отзывчив, внимателен, но бывает нетерпелив и резок в общении.
3. Высокий уровень.
Учащемуся легко даются задания на выделение признаков, нахождение различных способов классификации, поиск различных вариантов получения результата, обнаружение и постановку проблем, генерирование большого количества идей, отдаленных ассоциаций, усовершенствование объекта, нахождение его нового использования. Его творчество самобытно, оригинально, несет отпечаток личности творца. В работе придерживается индивидуального темпа и стиля, умея подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели. В помощи учителя не нуждается. Учащийся находится в постоянном поиске любых возможностей для выхода своей творческой энергии и получает удовлетворение скорее от самого процесса, чем от результата. Стремится рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны. Образы необычны, большое внимание к деталям. Умеет формулировать проблемы, ставить ясные четкие вопросы, приходить к обоснованным заключениям и решениям, проверять их, мыслить свободно, эффективно взаимодействовать с коллективом, видеть альтернативные пути решения проблемы и выбирать наиболее удачный из них. Школьник независим, не боится критики, инициативен, настойчив. Восприятие им художественных произведений отличается активностью, живостью и эмоциональностью. Ученик применяет разнообразные виды самостоятельной работы с наибольшей их эффективностью в конкретной ситуации. Освоение способов творческой деятельности идет быстро и легко. Творческий продукт имеет полностью завершенный вид. Навыки саморегуляции достаточно развиты, отсюда высокая продуктивность. Как правило, деятельность сопровождается положительным эмоциональным настроем, состоянием воодушевления, ребенок часто выходит за рамки заданного. Интерес к проблемно-поисковым типам задач постоянен, их решение в приоритете, принципиально самостоятельно. У учащегося регулярная адекватная самооценка. Он глубоко сопереживает, чувствителен к проблемам и нуждам окружающих, больше доверяет своим чувствам и интуиции, раскован.
Приведем весь необходимый диагностический инструментарий для определения степени проявления показателей по каждому критерию, что позволит судить об уровне развития творческих способностей у учащихся в общеобразовательной школе.
Таблица 1
Критерии и методы диагностики
Критерий
Методы диагностики
Когнитивно-
эмоциональный
1. Методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейна)
Личностно-
креативный
1. Методика исследования особенностей воображения учащихся на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры» (разработана Е.Г. Речицкой, Е.А. Сошиной)
Деятельностно-процессуальный
1. Методика «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая);
Рефлексивный
1. Шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн;
2. Тест «Креативность» (Вишняковой Н.)
Применение данных методик существенно углубляет знания педагогов о механизме творческой деятельности и процессе развития творческих способностей школьников. Данный диагностический инструментарий может применяться учителями выборочно, что позволит выстроить им более эффективную стратегию по развитию способностей каждого конкретного ученика, а значит сделать для него каждое занятие продуктивным.
Итак, разработанные критерии, показатели, уровни развития творческих способностей и выделенные средства диагностики являются значимыми для педагогической практики, поскольку могут найти отражение в методических разработках и в педагогических условиях эффективного развития творческих способностей учащихся в общеобразовательной школе.
Глава 2. Организационно-методическое обеспечение развития творческих способностей у школьников на уроках технологии.
2.1. Анализ развития творческих способностей у школьников на уроках технологии
Исследования проводились на базе МБОУ СОШ № 1 село Хурба Комсомольского муниципального района Хабаровского края. с учащимися 6 «А» и 6 «Б» классов в количестве 40 человек (фото тестирования детей в Приложени 1).
По методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна нами был определен уровень школьников по когнитивно-эмоциональному критерию развития творческих способностей.
Были получены следующие результаты, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Анализ результатов по шкале эмоционального отклика А.Меграбяна, Н.Эпштейна
Среди школьников очень высокий уровень эмпатии (82 и выше баллов)
имеют 5 % подростков, высокий уровень эмпатии (63-81 балл) по результатам обследованиявыявлен у 51 % подростков, нормальный уровень эмпатии (37-62 балла) имеют 26 % подростков, Низкий уровень эмпатии (36-12 баллов) выявлен у 18 % испытуемых
2) В работе использовалась методика: Речицкой Екатериной Григорьевной и Сошиной Еленой Александровной на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей. Целью данной методики является использование механизмов творческого воображения для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.
Анализируя показатели, представленные в рисунке 2, можно утверждать, что творческое воображение у детей экспериментальных 6 «А» и 6 «Б» классов развито довольно слабо. Ни один из учащихся не относится к четвертому, пятому и шестому уровню. К третьему уровню на основании диагностики было отнесено всего 9 учащихся, а ко второму – 12. Нужно отметить, что не было выявлено учащихся с творческим воображением, относящимся к первому уровню.
<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>Рисунок 2 - Анализ результатов по тесту «Неполные фигуры»
Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей детей 6 «А» и 6 «Б» классов в процентном соотношении уровней к показателям.
<Object: word/embeddings/oleObject2.bin>Рисунок 3 – Анализ общих результатов по тесту «Неполные фигуры»
Таким образом, по показателю «количественная продуктивность деятельности» наибольшее число детей относится к третьему уровню развития творческого воображения (47,63 %). Количество детей, относящихся к первому и второму уровню одинаково (19,05 %). Наименьшее количество детей относится к четвертому уровню (14,27 %).
По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число детей относится также к третьему уровню развития (33,34%). Не намного меньше детей относится ко второму уровню (28,57%). К четвертому уровню относится 23,82 % детей. Наименьшее количество детей относится к первому уровню (14,27 %).
По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей относится ко второму уровню развития творческого воображения (42,853 %). Количество детей, относящихся к первому уровню чуть ли не в два раза меньше (28,57 %). Чуть меньше детей на третьем уровне (23,82%) Наименьшее количество детей относится к четвертому уровню (4,76 %).
3) Методика «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) имеет своей целью выявление уровня внимания и самоконтроля.
Были получены следующие результаты, представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Анализ результатов пробы на внимание
Проанализировав результаты данной методики, приходим к выводу, что регулятивные действия контроля сформированы довольно хорошо. Основную часть составляют учащиеся с высоким уровнем контроля – пять человек (46 %), им удалось исправить больше половины ошибок, на среднем уровне находятся четыре человека (36 %), низкий же уровень сформированности контроля показали двое учащихся (18%), не исправив 5-6 ошибок.
4) Методика «Шкала самооценки и уровня притязаний»(Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн) направлен на изучение самооценки испытуемого.
Были получены следующие результаты, представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Анализ результатов шкалы самооценки и уровня притязаний
Проанализировав результаты данной методики, приходим к выводу, что по показателю «уровень притязаний» наибольшее число детей относит себя к очень высокому уровню(50 %). Количество детей, относящих себя к среднему уровню (20 %) и высокий уровень (30 %). Никто из детей не отнес себя к низкому уровню (0 %).
По показателю «уровень самооценки»наибольшее число детей относит себя к среднему уровню (62 %). Количество детей, относящих себя к высокому уровню (46 %) и очень высокий уровень (2 %). Никто из детей, также как и к уровню притязаний, не отнес себя к низкому уровню (0 %).
Таким образом, развивать творчество можно следующими путями:
а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;
б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;
в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;
г) организация индивидуальных занятий творческого характера.
Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.
Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях любой ребенок может проявить себя. Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных.
Заключение.
Творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо новое... Воображение приобретает важную функцию в развитии ребенка, так как он может представить себе картину по чужому рассказу, описанию, как бы получается двойственная связь воображения и опыта.
Ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников:
- раннее начало (рисование, лепка, конструктор);
- окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали - самую раннюю творческую силу;
- максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;
- большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;
- умная помощь взрослых;
- эмоциональная сторона дела.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество школы и семьи. А сам учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
Развивать творчество можно следующими путями:
а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;
б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;
в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;
г) организация индивидуальных занятий творческого характера.
Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.
Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях любой ребенок может проявить себя. Для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных данных.
Творчество - процесс сугубо индивидуальный; одни быстро находят источник вдохновения, придумывает свои идеи, другие долго остаются исполнителями. Одно можно сказать - все это благоприятно влияет на развитие личности.
На уроках технологии ставятся следующие цели:
Освоение технологических знаний на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности.
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда.
Развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих и организаторских способностей.
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности и в итоге получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни - к этому я и стремлюсь в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
Список источников и литературы.
Альмуханова
, А. Б. Большая психологическая энциклопедия [Текст] / А. Б.
Альмуханова
– М.: Москва, Изд. «
Эксмо
» 2020. – 544
с
.
Амонашвили
, Ш. А. Как живете
, дети? [Текст] / Ш. А.
Амонашвили
пособие для учителя. — М.
:
Просвещение, 2018. — 176 с.
Бабанский
, Ю. К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении:
Избр
.
педагог
.т
руды
[Текст] / сост. М. Ю.
Бабанский
. – М.
:
Педагогика, 1989. – 560 с.
Бердяев, Н. А. Самопознание [Текст] / Н. А. Бердяев. – М.
:
Просвещение, 2017. – 197 с.
Выгонов, В. В. Начальная школа: Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки [Текст]
:
книга для учителя / В. В. Выгонов. – М.
:
Изд-во «Первое сентября», 2019. – 198 с.
Ефремов, В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. [Текст] / В. И. Ефремов. – Пенза:
Уникон
– ТРИЗ, 2019. – 264 с.
Запорожец, А. В. Психология действия [Текст] / А. В. Запорожец. – М.
:
Психолого-социальный институт. НПО «
Модек
», 2017. – 736
с
.
Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайна образования [Текст] : учебное пособие для студентов сред
.
п
ед
. учеб. заведений / Н. М. Конышева. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 192
с
.
Кузьмина, Н. А. Формирование опыта творческой деятельности на уроках труда [Текст] / Н. А. Кузнецова // Журнал начальная школа. – 2019. – № 4. – С.4-13.
Левин, В. А. Воспитание творчества [Текст] / В. А. Левин. – Томск: Пеленг, 1992. – 56
с
.
Моляко
, В. А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. [Текст] / В. А.
Моляко
// Журнал вопросы психологии. – 2021. – № 5. – С.45-51.
Николаева, Л. С. Использование нетрадиционных форм занятий [Текст] / Л. С. Николаева // Журнал начальная школа. – 2021. – № 8. – С.25-28
Опфер
, С. В. Развитие способностей в деятельности человека [Текст] / С. В.
Опфер
. – М.
:
Лаборатория Книги, 2021. – 121 с.
Поддьяков
, Н. Н. Новый подход к развитию творчества младших школьников [Текст] / Н. Н.
Поддьяков
// Журнал вопросы психологии. – 2020. – № 1. – С.16-19.
Проснякова
, Т. Н. Уроки творчества [Текст] / Т. Н.
Проснякова
. – Самара: Фѐдоров, 2019. – 111 с.
Рождественская, Н. В.
Креативность
: путь развития и тренинги [Текст] / Н. В. Рождественская, А. В.
Толшин
. – СПб.: Речь, 2019. – 320
с
.
Суворова, Г. А. Психология деятельности [Текст] : учеб
.
п
особие для студентов психологических и педагогических вузов / Г. А. Суворова. – М.
:
ПЕРСЭ, 2018. – 176 с.
Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления.
Креативные
тесты [Текст] / Е. Е. Туник. – СПб.:
СПбУПМ
, 1997. – 203
с
.
Хуторский
, А. В. Развитие творческих способностей [Текст] / А. В.
Хуторский
. – М.
:
ВЛАДОС, 2019. – 248 с.
Хромова
, И. В. Диагностика творческого развития личности [Текст] : методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования
/ А
вт.-сост. И. В.
Хромова
, М. С. Коган. – Новосибирск, 2018. – 44
с
.