Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческих способностей учащихся через литературное творчество | Макарова Жанна Алексеевна. Работа №344676

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы, способствующие развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством литературного творчества. Подробно описываются различные формы литературной деятельности, которые стимулируют интерес к изучению литературы и помогают учащимся раскрыть свой творческий потенциал.

Ключевые слова: творческие способности, литературное творчество, русский язык, литература, методы преподавания, развитие учащихся.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Макарова Жанна Алексеевна, учитель

ГБУ "Средняя школа № 65 Г.О. Мариуполь" ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы, способствующие развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством литературного творчества. Подробно описываются различные формы литературной деятельности, которые стимулируют интерес к изучению литературы и помогают учащимся раскрыть свой творческий потенциал.

Ключевые слова: творческие способности, литературное творчество, русский язык, литература, методы преподавания, развитие учащихся.

 

Литературное творчество на уроках русского языка и литературы играет важную роль в развитии творческих способностей учащихся. Оно не только позволяет ученикам углубить свои знания по предмету, но и помогает им развивать воображение, креативное мышление и способность выражать свои мысли. Формирование творческих навыков через литературную деятельность может быть разнообразным и охватывать различные формы работы.

Одной из эффективных форм литературного творчества является написание сочинений. Например, учитель может предложить ученикам написать сочинение на тему "Мой идеальный день". Это задание позволяет каждому ученику проявить фантазию и креативность, описывая свои мечты и желания. В процессе написания сочинения учащиеся учатся структурировать свои мысли, выбирать выразительные средства и создавать образы, что способствует развитию их литературных навыков. Важно, чтобы учитель давал конструктивную обратную связь, отмечая сильные стороны работы и предлагая идеи для улучшения.

Ещё одной интересной формой работы являются литературные конкурсы и проекты. Например, можно организовать конкурс на лучшую сказку или рассказ, где учащиеся будут создавать собственные произведения в различных жанрах. Конкурсы помогают создать мотивацию для литературного творчества, так как ученики стремятся показать свои лучшие способности и получить признание за свои усилия. Учитель может устроить выставку лучших работ или опубликовать их в школьной газете, что придаст ученикам уверенности в своих силах и стимулирует их к дальнейшему творчеству.

Литературные дискуссии и анализ произведений также играют важную роль в развитии творческих способностей. Например, после прочтения рассказа Антона Чехова "Хамелеон" учитель может организовать обсуждение, где ученики будут анализировать характеры персонажей, обсуждать мотивы их поступков и высказывать свои мнения о поведении героев. Такой подход развивает аналитическое мышление и учит учащихся выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения. Учитель может предложить ученикам написать альтернативную концовку рассказа, что позволит им проявить творчество и фантазию.

Использование театральных постановок и инсценировок также способствует развитию творческих способностей учащихся. Например, после изучения пьесы Александра Островского "Гроза" учитель может предложить ученикам поставить небольшие сцены из произведения. В процессе подготовки к постановке учащиеся работают над текстом, учат роли, создают костюмы и декорации. Это развивает их креативные навыки, помогает лучше понять произведение и создает атмосферу сотрудничества и взаимопомощи в классе. Учитель может помочь учащимся в подготовке и дать полезные советы по актёрскому мастерству.

Важным аспектом развития творческих способностей является создание благоприятной атмосферы на уроках. Учитель должен поощрять инициативу и не бояться давать свободу для проявления творчества. Например, можно устраивать "свободное письмо", где ученики могут писать на любую интересующую их тему без жестких рамок и ограничений. Это позволяет учащимся расслабиться и сосредоточиться на процессе творчества, а не на соблюдении формальных требований. Учитель может предложить различные темы для свободного письма, чтобы вдохновить учащихся и помочь им найти интересные идеи для работы.

Творческие задания могут включать в себя не только письменные работы, но и использование других видов искусства. Например, после изучения произведений Александра Пушкина учащиеся могут создать иллюстрации к его стихотворениям или нарисовать портреты героев его рассказов. Такое сочетание литературы и изобразительного искусства помогает развивать воображение и творческие способности учащихся, а также делает процесс обучения более интересным и разнообразным. Учитель может организовать выставку рисунков или провести конкурс на лучшую иллюстрацию, что стимулирует учеников к дальнейшему творчеству.

Примеры из практики показывают, что использование литературного творчества на уроках русского языка и литературы действительно способствует развитию творческих способностей учащихся. Учителя, активно внедряющие такие методы, отмечают, что ученики становятся более заинтересованными в предмете, лучше понимают и запоминают материал, а также проявляют больше инициативы и креативности в своей работе.

Таким образом, развитие творческих способностей учащихся через литературное творчество является важной задачей для учителя русского языка и литературы. Это требует применения разнообразных методик и подходов, которые помогают создать интересный и мотивирующий учебный процесс. Использование сочинений, литературных конкурсов, театральных постановок и других творческих заданий способствует развитию креативного мышления, воображения и способности выражать свои мысли. Учителя, создающие благоприятную атмосферу для творчества и поощряющие инициативу учащихся, могут значительно повысить эффективность своего преподавания и способствовать всестороннему развитию своих учеников.

 

Список литературы

Барышева, Т. А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. [Текст] / Т. А. Барышева. – СПб.: Изд – РГПУ им. А. И. Герцена, 20

2

2. – 268 с.

Дудецкий, А. Я. Теоретические основы воображения и творчества. [Текст] / А. Я. Дудецкий. – Смоленск, 20

2

4. – 368 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×