Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческих способностей учащихся | Кроленко Ольга Вячеславовна. Работа №345519. Номер работы: №345519

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Над проблемой творчества задумывались многие выдающиеся умы как в древние века, так и в новое время. Творчество исследовалось психологами, философами, педагогами. Многое известно о творчестве, тем не менее еще темны и не познаны его законы.

Что такое творчество? Это, прежде всего, воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Как помочь ребенку открыть двери творчеству? Какова роль учителя в развитии творческих способностей школников?

Что такое творчество? Это воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности»,- отмечает О.М.Дьяченко.

Основой творчества является внутренняя мотивация - интерес и даже любовь к делу, воображение, гибкость ума, дивергентное мышление (от лат. «обнаруживать расхождение»), воля, деятельность и трудолюбие. «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества»,- говорил М.Горький. То же подтвердил и выдающийся авиаконструктор А.С.Яковлев: «Ничего оригинального я не скажу. Просто надо любить свое дело. Будь то авиация или автомобилестроение, литейное дело или сельское хозяйство. Если человек любит дело, то у него всегда проявится творческое начало, желание самоусовершенствоваться, стать мастером. Если он к этому стремится, то успех обеспечен. В любой сфере деятельности свои способности человек раскрывает, начав действовать». Значит, главной закономерностью творчества является труд, рожденный внутренним мотивом. Следовательно, вытекает задача учителя: вооружить ученика методами и приемами не только самостоятельной, но и творческой работы; обеспечить основные условия творческой деятельности: обмен и борьбу мнений, свободу критики. Школьникам необходимо время для осуществления всех фаз творчества, по Уэллсу: подготовки, созревания идеи, озарения и проверки своей идеи, воплощенной в действительность.

Для обеспечения творческих условий познавательной деятельности необходимо:

1- приучить обучающихся к работе с первоисточником, с книгой, с монографией, научной статьей; научить его приемам просмотрового чтения для быстрого нахождения нужной информации;

2- проводить творческие дискуссии на занятиях или за круглым столом, создавая в доброжелательной обстановке возможности релаксации, свободы обмена мнениями, чтобы развивать воображение, гибкость мышления.

Очень полезно использовать методы развития творчества, известные из психологии: мозгового штурма для генерации идей, отбора идей; синектику, способ организации коллективной мыслительной деятельности на основе четырех приемов: рассмотрение проблемы в том виде, как она дана; отказ от очевидного решения; проведение прямой аналогии с чем-либо; формулировка проблемы в общем виде. Полезно использовать на уроках русского языка деловые игры и проектное обучение, т.е. работу группы школьников над одним проектом, причем каждый выполняет свою часть проекта. Проектное обучение используется как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве учащихся, позволяющем проводить критический разбор решений, учитывая 7 основных вопросов: кто, что, где, когда, как, зачем и почему решает данную проблему. Обсуждаются рекомендации по выходу из тупиковых ситуаций. В результате совместной деятельности не навязываются и не просто передаются знания, а создаются ситуации, порождающие новые знания. Причем используются все уровни творческой мыслительной деятельности: наглядно-предметный, наглядно-образный и словесно-логический. Такой вид работы целесообразно использовать на 3 ступени обучения, когда старшеклассники многое уже умеют. Им идти в большую жизнь. Навыки такой работы им понадобятся и при дальнейшей учебе, и при профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Более сложная, требующая напряжения сил работа привлекает к себе людей, особенно молодых. Трудности могут им дать радость более высокого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Мы живем в век невиданной еще в истории человечества научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее, требуя от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче в жизни. Он легко может поменять профессию, если того потребует необходимость. Да и в повседневной жизни, на своем рабочем месте он сумеет достичь высокой производительности труда. Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства.

Я считаю, что деятельность и педагога, и родителей заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и отдельные уроки. Но необходимо каждому помнить следующее:

1) Будьте терпеливыми с детьми, не ждите «быстрых» результатов. Они обязательно будут, но не торопите событий.

2) Не забывайте о тактичности и доброжелательности. В оценке творческих работ будьте деликатны.

3) Помните о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на «талантливых» и «неталантливых».

Моя деятельность состоит в том, чтобы создать доброжелательную обстановку для раскованного, свободного, спокойного поведения детей; направить деятельность учащихся в нужное русло, помогая, консультируя, но не навязывая свою волю; поощрять любые находки детей, особенно оригинальные, стимулирующие речевую активность и демонстрирующие тактичное поведение и творческий подход к делу.

Перед нашим государством, воспитателями, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, в школу, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое бы он ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основание только тогда, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×