Развитие творческих способностей учащихся коллективным способом обучения | Пушкина Людмила Николаевна. Работа №287831
Автор: Пушкина Людмила Николаевна
Мастер – класс «Развитие творческих способностей обучающихся
на основе коллективного способа обучения».
Пушкина Л.Н., педагог дополнительного образования МКУ ДО РЦДЮТТ
Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. Она требует от человека гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к условиям в решении больших и малых проблем.
На сегодняшнем мастер – классе хотелось бы ответить на некоторые, как мне кажется, очень важные для сегодняшнего обучения вопросы – что кроется за термином «Развитие»
на основе коллективного способа обучения.
Пушкина Л.Н., педагог дополнительного образования МКУ ДО РЦДЮТТ
Ход мастер-класса.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на своем открытом мастер – классе Развитие творческих способностей обучающихся на основе коллективного способа обучения. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее.Она требует от человека гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к условиям в решении больших и малых проблем.
На сегодняшнем мастер – классе хотелось бы ответить на некоторые, как мне кажется, очень важные для сегодняшнего обучения вопросы–
что кроется за термином Развитие,
ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ надо развивать и вообще надо ли это делать?
(Высказывают свою точку зрения о проблеме).
- Коллеги, я думаю, все согласятся с тем, что заниматься развитием учащихся просто необходимо и делать это надо систематически и целенаправленно .
- А каков уровень развития наших способностей?
- Давайте проверим свои творческие способности потестуХ.Зиверта.
Задание на находчивость.
- Вам будут предложены некоторые задачи, решая которые Вы сможете проверить, может ли Вас осенить. Старайтесь выполнять задания как можно быстрей. Готовы? Начинаем!
Введение в тему мастер – класса.
- Перед каждым из вас бланки с заданием. Сейчас по моему сигналу вы начнете выполнять задание. У вас есть 3 минуты на выполнение этого задания. В каждую из пустых строчек Вы должны записать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы, первый слог. Итак, начинаем.
Сколько вы найдете слов, начинающихся с НО..?
У Вас одна минута. НОТАРИУС
Проделайте то же самое с сочетанием БО..
У Вас одна минута. БОКАЛ
Проделайте то же самое с сочетанием НЕ...
У Вас одна минута. НЕЖНОСТЬ
- Время на выполнение задания вышло! Давайте проверим наши результаты.
Оценка шкалы;посчитайте строки, в которых записаны заданные слова. Сложите результаты трех заданий.
0-30 слов.Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке Вашей пригодности к работе, Вас отнесли бы к категории очень слабых.
31-60 слов.У Вас средние результаты. Вы, несомненно, без усилий добьетесь лучших результатов.
61-90 баллов.Несомненно, вы самый востребованный работник.
- Вы поняли, что при решении этого задания, кроме находчивости, важна скорость письма. Ведь на одно слово можно потратить не более двух секунд. Это чрезвычайно трудно. Кроме того, делая запись, Вы должны думать о других словах, то есть, практически, думать и писать параллельно.
Вывод: заниматься своим развитием необходимо систематически.
- Сегодня мир вокруг нас изменяется достаточно быстро. Способность к саморазвитию и самообразованию, умение и желание самосовершенствоваться определят в будущем личную успешность сегодняшнего ребенка.
Именно на это - научить человека мыслить - нацеливают всех педагогов. В основу заложен метапредметный подход, который базируется на понимании того, что главное, чему надо научить и научиться как в школе, так и в дополнительном образовании – творческое мышление.
- Сегодня мы рассмотрим основные этапы занятия по развитию творческих способностей обучающих с применением технологии коллективного способа обучения (работы в парах сменного состава).
Работать мы будем по следующей системе: на экране перед каждым новым заданием будут появляться комбинации пар по цвету (форме). Каждый участник имеет определенный отличительный знак какого-либо цвета. При смене пар вам необходимо найти свою комбинацию.
( на экране комбинации пар, все находят свою, занимают места)
Разминка.
- Как известно, при ходьбе лошадь использует одновременно все четыре ноги.
Внимание, вопрос.(1 пара) Как могло получиться, чтобы в течение одного и того же времени лошадь прошла двумя ногами 19 километров, а вторыми двумя ногами — 20?
Ответ.Лошадь ходила вокруг вбитого столба, то есть по кругу.
- Антон провёл в больнице несколько дней. Хотя он был здоров, из больницы его понесли на руках.
Внимание, вопрос.( 2 пара) Почему Антона пришлось нести?
Ответ.Антон новорождённый.
- К девочке подошёл человек и сказал: Я тебе не отец, но ты мне дочь.
Внимание, вопрос.Кто это был? (3 пара).
Ответ.Это была мать девочки.
- Один человек решил жениться на сестре своей вдовы.
Внимание, вопрос: закон разрешает регистрацию таких браков? (4 пара).
Ответ: Нет. Если она вдова, значит, он умер.
Вывод: Выполнение разминки подготавливает к решению оригинальных творческих задач.
(пары меняются согласно комбинациям на экране)
2. Развитие психологических механизмов.
- В течение 3 секунд смотрите на рисунок. Теперь повторите последовательность предметов и изобразите их. Все пары выполняют задание, озвучивают результаты.
- Скажите, как вы считаете, вы справились с заданием? Трудно? Давайте проверим. Действительно, за 3 секунды запомнить и воспроизвести эту информацию непросто.
- А нельзя ли изобрести какие – либо особые, волшебные примеры запоминания?
- Да, можно. Для более лёгкого запоминания можно применить, в частности, разного рода мнемонические приёмы: обозначим рисунки начальными буквами их названий. (выполняют).
- Что получилось? Правильно! В итоге получаем: КОНФЕТА.
Запомним это слово, и, когда фигуры будут закрыты, поэтому кодовому слову вы легко сможете воспроизвести этот ряд без ошибок. (выполняют)
Вывод: задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, необходимо постоянно включать в занятия.
(пары меняются согласно комбинациям на экране)
3. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Задание. Из группы слов вычеркните одно, неродственное двум другим.
1. Вода, водитель, наводнение.
2. Рисунок, рисовый, зарисовка.
3. Горец, горе, гористый.
4. Носилки, носатый, поднос.
Ответы.Водитель, рисовый, горе, носатый.
(пары меняются согласно комбинациям на экране)
4. Решение творческих задач.
Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.
Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумалиголоволомкуШи-Чао-Тю— квадрат, разрезанный на семь частей. Позднее игру –головоломкузавезли в Америку китайские моряки, из Америки она уже попала в Европу, где и получила свое названиеТанграм, что в переводе обозначаеттан- китаец,грам- буква.
Танграм — одна из несложных игр. Называют ее и Головоломкой из картона, Геометрическим конструктором и др.
Сейчас мы потренируемся над составлением фигур к игре в Танграм по методике А.Г.Ривина – в парах сменного состава (каждый с каждым общается по очереди в паре).
Составление фигуры из наборов к игре Танграм
в парах сменного состава
1 группа. Составление новых геометрических фигур .
2 группа. Составление фигуры-силуэта зайца по расчленённым образцам. Условно пронумеруем (запомним номера) фигуры
так: маленькие, треугольники —1, квадраты —2, четырехугольники —3, средние по размеру треугольники —4, большие треугольники —5.
3 группа. Составление фигуры-силуэта кошки по расчленённым образцам.
4 группа. Составление фигуры-силуэта гуся по контурному изображению.
Подведение итогов мастер-класса.
При проведении своих занятий вы должны чётко знать: чего вы хотите добиться и какие цели вы ставите на каждом этапе.
- Что даёт нам разминка?
Она позволит быстрее включаться в нужный темп работы.
- Что даёт нам развитие психических механизмов?
Именно эти качества по данным психологов, являются основой репродуктивного мышления. Специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание необходимо постоянно включать на занятия.
- Что даёт нам этап решения частично – поисковых задач?
Задача данного этапа и является выражением именно такого подхода к проблеме развития творческих способностей.
- Что даёт нам решение творческих задач?
Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки.