Развитие творческого мышления обучающихся на уроках литературы | Гулакова Светлана Анатольевна. Работа №339386
Статья "Развитие творческого мышления на уроках литераратуры" предназначена для преподавателя литературы. В ней подчеркнуто , что литература призвана, в первую очередь, для развития творческого потенциала учащегося. Представлены задания, развивающие творчество читателя. Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения. Такие приемы развивают творческое воображение , которое дает полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем. А так же интерактивные методы обучения, которые играют важную роль в развитии творческого потенциала обучащихся на уроках литературы. Эти методы направлены на активное вовлечение учащихся в учебный процесс, стимулирование их самостоятельной мыслительной и творческой деятельности.
Развитие творческого мышления обучающихся на уроках литературы
Литература призвана, в первую очередь, для развития творческого потенциала учащегося. Творчество должно стать не «уделом избранных», а «постоянным спутником» ребёнка (Л.Выготский).
Это самое творчество развивается как раз на уроках литературы в первую очередь
Творческая деятельность обучающихся при изучении литературы складывается из
1) литературно-творческих заданий;
2) творческих сочинений;
3) заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений;
4) заданий, развивающих творческого читателя;
5) участия в творческих формах урока.
Под литературно-творческими заданиями, или литературным творчеством учащихся, обычно понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.). Творческий потенциал человека является одной из ключевых составляющих его личностного развития и самореализации. В образовательной программе большая роль отводится урокам литературы, поскольку они открывают широкие возможности для развития воображения, критического мышления и способности к самовыражению. Современный образовательный процесс ставит перед педагогами задачу не только передать знания о литературном наследии, но и способствовать развитию творческих способностей каждого обучающегося.
В условиях быстро меняющегося мира, где необходимы новаторские подходы и нестандартные решения, развитие творческого потенциала на уроках литературы приобретает особую актуальность. Необходимо формировать личности, способные к самовыражению через слово, мысль, образ, способные оригинально и незаурядно мыслить, генерировать идеи и реализовывать их в жизнь.
Творческий потенциал – это совокупность индивидуальных психологических особенностей человека, определяющих его способность к творчеству. Это включает в себя талант, оригинальность мышления, гибкость ума, способность к инновациям и созданию чего-то нового. В контексте образования творческий потенциал рассматривается как возможность учащегося реализовать свои задатки в процессе обучения и внеучебной деятельности.
На уроках литературы творческий потенциал проявляется в способности учащихся интерпретировать и переосмысливать литературные произведения, выражать собственные мысли и чувства с помощью слова, создавать собственные тексты и анализировать работы других. Это также включает умение видеть скрытый смысл, использовать фантазию для создания образов и сюжетов, а также навык сочувствовать и понимать персонажей произведений.
Развитие творческого потенциала на уроках литературы включает не только усвоение и переосмысление литературных образцов, но и развитие способности к самостоятельному творческому мышлению. Это становится основой для формирования навыков критического анализа, генерации уникальных идей и развития личностной самостоятельности и самовыражения.
На уроках литературы развитие творческого потенциала может проявляться в различных формах:
• Интерпретация литературных произведений: умение увидеть за текстом больше, чем дано на поверхности, исследовать подтексты, символы и скрытые смыслы.
• Критический анализ: оценка произведений искусства, развитие способности обосновывать свою точку зрения, аргументированная дискуссия.
• Творческое письмо: сочинение собственных текстов, стихов или драматических произведений, что позволяет выразить индивидуальность и развить навыки письма.
• Проектная деятельность: создание проектов, связанных с литературой, таких как театральные постановки, литературные журналы или исследовательские работы.
Творческий потенциал в образовании также тесно связан с социально-эмоциональным развитием. Он способствует развитию эмпатии и взаимопонимания через изучение различных литературных персонажей и ситуаций. Это позволяет обучающимся лучше понимать других людей, учиться выражать и управлять своими чувствами, а также взаимодействовать в социальном контексте.
Литературно-творческие задания. Это самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы: стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.
Творческие сочинения.
Работа с иллюстрацией к тексту.
Задания, развивающие творческого интерпретатора литературных произведений.
Задания, развивающие творчество читателя.
Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения.
Развивают творческое воображение и литературные игры, которые дают полноценнее воспринимать художественные произведения в дальнейшем.
Простое речевое творчество легко проявляется в игровой деятельности.
“Древо мудрости!”
Сначала быстро, но внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Затем завершите записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. Дерево часто меняется – по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. Прежде чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
“Общее стихотворение”.
Сочинять стихи можно всем вместе. Для этого у каждого должен быть лист бумаги и ручка. Каждый задумывает первую строчку своего стихотворения и по сигналу учителя передает ее соседу слева. Сосед должен понять и прочувствовать то, о чем хотел сказать участник игры, и попытаться продолжить стихотворение. И так до тех пор, пока листок с законченным стихотворением не вернется к автору. Автор корректирует стихотворение и зачитывает его. Конечно, оно несовершенно, но может стать основой для создания более глубокого и интересного произведения.
“Я начну, а ты продолжи…” (проба поэтического пера)
Учителем или ребенком предлагается (произносится и записывается) начало поэтических строк придуманных самими. Ученики должны самостоятельно закончить, развернув дальнейший сюжет начатого. На выполнение игрового задания отводится определенное время. Можно разделить всех ребят на команды, предложив для выполнения разные стихотворные начала.
“Цифровой диктант”.
Обучающиеся сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам.
Записывают только две цифры:
0 – если утверждение неверное и 1– если оно верно.
Цифровой диктант может быть проведен в устной форме или может быть записан на доске. Это один из наиболее интересных способов активизировать внимание детей, полноценнее воспринимать художественное произведение.
Можно использовать любое количество предложений цифрового диктанта, но удобнее когда их число кратно трем.
Цифровые диктанты могут быть конкретному произведению или по произведениям, на общее развитие
Творческие формы урока.
Для развития творческих способностей обучащихся на уроках литературы можно использовать различные методы, такие как творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игры на другой, более сложный уровень, создание креативного поля и др.
Роль литературы в формировании творческих способностей
Литература с древнейших времен является неиссякаемым источником вдохновения для читателей. Она открывает перед ними ворота в другие миры, позволяет пережить чужие эмоции и прочувствовать судьбы героев, создает фундамент для развития воображения и формирования собственного мировоззрения. На уроках литературы литературные произведения становятся катализаторами творческого процесса, в ходе которого ученики учатся не только анализировать и интерпретировать тексты, но и создавать собственные уникальные произведения.
Преподаватели могут использовать литературные тексты как основу для развития творческих способностей учащихся различными способами:
• Анализ и интерпретация. Углубленное изучение и обсуждение литературных произведений побуждает учащихся к самостоятельным размышлениям, помогает формировать свою точку зрения и аргументировать ее. Это учит обучающихся видеть за текстом глубинные смыслы и находить творческий подход к их раскрытию.
• Создание собственных текстов. Имитация стиля писателей, создание продолжений к произведениям, написание собственных рассказов и стихов вдохновленных прочитанным, развивает языковую интуицию и способность к художественной выразительности.
• Творческие проекты. Разработка проектов, связанных с литературой, таких как театральные постановки, визуализация сцен и эпизодов, создание иллюстраций к произведениям, способствует развитию визуального, аудиального и кинестетического восприятия текста.
• Дискуссии и дебаты. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать мнения других, является важным элементом творческой деятельности. Литературные дискуссии позволяют развить эти навыки, а также учат конструктивному диалогу и уважению чужого мнения.
• Творческие задания, такие как написание продолжения истории, создание альтернативных концовок, диалогов между персонажами, что требует от учеников включения воображения и применения знаний о характерах и мотивах персонажей.
• Работа с метафорами и сравнениями, которые требуют от учащихся способности видеть скрытые смыслы и устанавливать связи между образами и реальностью.
• Обсуждения и анализ текстов, в ходе которых ученики делятся своими представлениями и впечатлениями, что позволяет им осознать множественность точек зрения и богатство человеческого воображения.
Эффективность использования литературы как источника вдохновения во многом зависит от умения педагога создать на уроке атмосферу творчества и свободы, где каждый ученик почувствует себя в безопасности для выражения собственных мыслей и идей. Такой подход способствует развитию у учащихся не только литературных навыков, но и общечеловеческих качеств, таких как эмпатия, этика и эстетическое восприятие мира.
Таким образом, чтение на уроках литературы играет существенную роль в развитии воображения учащихся, обогащая их внутренний мир и создавая твердую основу для их дальнейшего творческого и личностного роста.
Интерактивные формы работы на уроке
Интерактивные методы обучения играют важную роль в развитии творческого потенциала обучащихся на уроках литературы. Эти методы направлены на активное вовлечение учащихся в учебный процесс, стимулирование их самостоятельной мыслительной и творческой деятельности. Вот несколько примеров интерактивных форм работы, которые могут быть использованы на уроках литературы для развития творческого потенциала:
Дискуссионные группы
Учащиеся делятся на группы для обсуждения различных вопросов, связанных с произведением. В процессе коллективного обсуждения каждый студент имеет возможность выразить собственное мнение, аргументировать его и защищать, что способствует развитию критического мышления и умения вести диалог.
Работа в парах
Этот метод предполагает взаимодействие двух учащихся для выполнения определённой задачи, например, совместного анализа текста, создания сценария для перформанса по мотивам произведения или составления плана сочинения. Работа в парах позволяет учащимся более глубоко погрузиться в тему и научиться работать в команде.
Ролевые игры
Учащиеся принимают на себя роли различных персонажей произведения и воспроизводят ключевые сцены, что помогает лучше понять мотивы действий персонажей, а также особенности эпохи и авторского стиля. Ролевые игры развивают эмпатию и умение перевоплощения, что является важным компонентом творческого развития.
Мозговой штурм
Этот метод помогает генерировать нестандартные идеи и решения. Учащиеся предлагают как можно больше идей по определённому вопросу без оценки и критики. После сбора идей происходит их обсуждение и отбор наиболее интересных и жизнеспособных.
Использование мультимедийных презентаций
Создание презентаций по произведению или его автору с использованием видео, аудио и графических материалов помогает лучше визуализировать информацию и способствует глубокому пониманию контекста.
Литературные квесты
Это игровой метод, в котором учащиеся выполняют ряд заданий, связанных с изучаемым материалом, ищут ответы на вопросы в тексте произведения, работая как отдельно, так и в группе.
Внедрение этих интерактивных форм работы на уроках литературы позволяет не только повысить интерес учащихся к предмету, но и значительно улучшить качество образовательного процесса, делая его более динамичным и наполненным творчеством
Современный учебный процесс не может существовать в изоляции от достижений технического прогресса и инноваций в образовательной сфере. Внедрение новых технологий на уроках литературы способствует повышению интереса учащихся и развитию их творческого потенциала.
Интерактивные доски позволяют превратить урок литературы в захватывающее мультимедийное путешествие. Презентации с визуальным сопровождением, видеофрагменты из экранизаций произведений, аудиозаписи стихов и рассказов читаемых авторами или актерами театра создают богатую сенсорную среду, которая помогает учащимся глубже погрузиться в изучаемый материал.
Электронные книги и образовательные платформы
Электронные книги и доступ к онлайн-библиотекам предоставляют учащимся возможность самостоятельного изучения литературных произведений в удобном формате. Образовательные платформы часто содержат интерактивные задания и тесты, которые могут использоваться для проверки понимания текста и стимуляции критического мышления.
Блоги и социальные сети
Создание блогов или групп в социальных сетях, посвященных литературным произведениям, позволяет учащимся обсуждать прочитанное, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Это развивает навыки письма, умение вести дискуссию и отстаивать свою позицию.
Программное обеспечение для творческого письма
Существует множество приложений и платформ, которые помогают учащимся развивать навыки творческого письма. Программы предлагают различные сюжетные линии, персонажей и настройки, которые ученики могут использовать в качестве основы для создания своих произведений. Такие инструменты могут стимулировать воображение и помочь преодолеть творческий ступор.
Игровые технологии
Применение элементов геймификации на уроках литературы делает процесс обучения более увлекательным и мотивирующим. Игры на основе литературных произведений, квесты, ролевые и интерактивные игры позволяют учащимся глубже погрузиться в контекст эпохи и понять мотивы действий персонажей.
Образовательное видео и подкасты
Видеоуроки, лекции и подкасты, доступные в Интернете, могут служить отличным дополнением к традиционным методам обучения. Слушание и просмотр материалов от экспертов и литературных критиков расширяют кругозор учащихся и помогают им формировать собственное мнение о произведениях.
Интеграция современных технологий в учебный процесс на уроках литературы открывает новые горизонты для развития творческого потенциала учащихся, делает обучение более интересным и динамичным, а также способствует формированию у учащихся навыков, необходимых в современном мире.
Критерии и показатели творческого развития
Творческое развитие личности на уроках литературы — многоаспектный процесс, который требует чёткой системы оценки. Для этого необходимо определить критерии и показатели, позволяющие учителю анализировать и стимулировать творческий потенциал обучающихся.
Критерии творческого развития:
Оригинальность мышления — способность ученика выходить за рамки стандартных решений, предлагать необычные идеи, устанавливать нестандартные связи между литературными образами и явлениями.
Гибкость мышления — способность быстро переключаться между различными мыслительными операциями, подходами и перспективами при анализе литературного произведения.
Независимость суждений — уверенность учеников в собственной точке зрения, готовность отстаивать её, даже если она противоречит мнению большинства.
Воображение и ассоциативность — способность создавать образы и ассоциации, выходящие за рамки явного смысла текста, развитие внутреннего визуального и эмоционального мира.
Мотивация к творчеству — стремление ученика к самовыражению через литературу, активное участие в творческих проектах и литературных дискуссиях.
Показатели творческого развития:
Умение создавать нестандартные тексты — это может быть выражено в написании сочинений, создании собственных литературных произведений или нестандартных интерпретациях прочитанного.
Аналитические способности — умение ученика разбирать сложные тексты, выявлять подтексты, сопоставлять факты, анализировать персонажей и их мотивации.
Участие в творческих конкурсах и проектах — активное вовлечение в школьные и внешкольные мероприятия, связанные с литературой.
Самостоятельное расширение литературных горизонтов — проявляется в чтении за рамками школьной программы, интересе к различным литературным жанрам и стилям.
Способность к саморефлексии — способность анализировать собственные творческие работы, осознавать и оценивать собственный прогресс в литературном творчестве.
Оценка по этим критериям и показателям должна быть интегрирована в учебный процесс таким образом, чтобы она способствовала развитию, а не угнетению творческой инициативы учащихся. Педагогический подход к оценке должен быть гибким, мотивирующим и направленным на поддержку индивидуального творческого поиска каждого ученика.
В ходе рассмотрения вопроса развития творческого потенциала учащихся на уроках литературы можно установить, что литература играет весомую роль в формировании и развитии творческих способностей личности. Литературное образование не только способствует обогащению внутреннего мира учеников, но и является мощным стимулом для развития их воображения и способности к инновационному мышлению.
Безусловно, уроки литературы – это неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на развитие творческих способностей учащихся. Они открывают широкие возможности для самовыражения и самоопределения личности в мире, а также способствуют воспитанию гармонично развитого человека, способного к творчеству и самореализации.
.Список литературы:
1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.:2009 - №4
2.Жинкин Н.И. "Речь как проводник информации", Москва, Наука, 1982
3.Винокурова Н.К.Развитие творческих способностей учащихся. –М.:Академия, 1999
4. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2012. -№2. – http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.