Развитие творческого мышления у детей в процессе обучения на уроках математики. | Елена Владимировна Двойникова. Работа №256732
Автор: Елена Владимировна Двойникова
В данной статье рассмотренны аспекты формирования творческого мышления у детей в процессе обучения на уроках математики. Проведено исследование на школьниках, а так же корреляционный анализ данных
Развитие творческого мышления у детей
в процессе обучения на уроках математики.
Двойникова Е.В. студентка 4 курса 403 группы
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
Филиал в г. Новозыбкове.
Современный период развития образования характеризуется более пристальным вниманием к личности ребенка и развитию его личностных качеств. Большая роль в процессе образования отводится личности учителя, поскольку он влияет на становление как психологических, нравственных, так и физических качеств ребенка.
Обучение - целенаправленные педагогический процесс организации и стимулировании активной учебной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Современное образование подчиняется различным законодательным документам. Так, федеральный государственный стандарт определяет основные цели, задачи, методы, формы и средства обучения. Одной из главных задач образования является воспитание творческой разносторонне развитой личности, а так же развитие способностей , которые необходимы ребенку и обществу.
В современных условиях большими темпами развивается техника, информационные технологии, культура и творческая, креативная личность все больше и больше требуется обществу во многих областях, таких как наука, рекламная индустрия, архитектура, музыка и другие.
Актуальность данной темы несомненна, поскольку она касается формирования самостоятельной и творческой личности.
Формирование творческой личности начинается с раннего детства. С этого момента в ребенке необходимо развивать мышление и воображение. Это позволяет в процессе познания индивидом обобщенно и опосредованно отображать окружающий мир.
Основным способом развития творческого мышления является активное включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности. Так же, немаловажное значение в развитии творческого потенциала является свобода личности. Этот фактор позволяет самостоятельно выбирать ребенку область своей деятельности. Учителю же, в свою очередь, необходимо поддерживать, помогать, учить осознанному выбору и направлять воображение ученика в необходимый вид деятельности. Но помимо этого, ребенка нужно замотивировать на ту или иную деятельность, например, посредством игры, что позволяет найти ученику способ преобразования окружающей среды. Именно в игре у индивида развивается мышление и воображение, делаются первые шаги к развитию творческого потенциала.
Большую роль в формировании творческой личности играет семья. В семье у ребенка усваиваются первичные социальные нормы, формируются фундаментальные ценности. Эмоциональная обстановка в семье влияет на формирования отношения ребенка к обучению и его успеваемости. От образованности семьи зависит, кокой пласт культуры усваивает ребенок. В свою очередь, задача учителя - привлечь ребенка к деятельности, плодотворно влияющей не только на умственное, физическое, но и духовное развитие.
Воспитание разнообразных видов творческой деятельности стало одной из основных задач современной школы. Школа служит для того, чтобы деятельность педагога была в полной мере направлена на развитие креативности у воспитанника, а так же школа является центром воспитания личности будущего.
В настоящее время, педагогика опирается на то, что креативность присуща каждому ребенку, а задача педагога заключается в необходимости раскрытия творческого потенциала.
С целью диагностики уровня форсированности и характера проявления творчества у подростков нами применялся тест креативности П.Торренса (задание «Закончи рисунок»). (Приложение 1) В данном исследовании принимала участие экспериментальная группа количеством 30 человек
Креативность в тесте П. Торренса оценивается по нескольким критериям. Наиболее показательный из них – оригинальность, то есть способность создавать новые идеи, отличные от общепринятых взглядов, способность проявлять неповторимость, уникальность.
Нами были получены следующие данные:
уровень
Экспериментальная группа
Высокий
0%(0 чел.)
Выше среднего
13%(12 чел.)
Средний
87%(18 чел.)
Ниже среднего
0%(0 чел.)
Низкий
0%(0 чел.)
Данные исследования говорят, что уровень развития оригинальности и в экспериментальной группе соответствует возрастной норме.
Наряду с показателем «оригинальность» при обработке результатов используется показатель «беглость». Этот показатель не является специфическим для творческого мышления, но он позволяет понять другие показатели творческого мышления. Данные показывают, что большинство детей справляются с выполнением всех заданий
Уровень развития беглости в экспериментальной группе
Уровень
Экспериментальная группа
Высокий
100% (30 чел.)
Средний
0%(0 чел.)
Низкий
0%(0 чел.)
Показатель «Разработанность». Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности.
Уровень
Экспериментальная группа
Высокий
13% (9 чел.)
Выше среднего
33%(9 чел.)
Средний
54%(12 чел.)
Ниже среднего
0%(0 чел.)
Полученные нами данные говорят о том, что у большей части группы наблюдается достаточный уровень сформированности анализа, рефлексии и моделирования данных.
Развивать творческий потенциал, значит активизировать такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение и обобщение, планирование и др.
Творческие способности школьника заключаются в том, насколько ребенок нетрадиционно подходит к решению интеллектуальной задачи или решению какой-либо проблемы, в его инициативности и самостоятельности.
Развитие творчества предполагает развитие познавательного интереса в рамках учебных занятий при помощи специальных заданий. При этом, особое значение имеет умение учеником наблюдать за явлениями, находить им объяснение или же предполагать их происхождение и формирование личностного отношения к этим явлениям. Но данные процесс сугубо индивидуален, как и само творчество, поскольку каждый индивид обладает качествами, присущими лишь ему.
Примеры заданий, развивающих творческое мышление:
Придумывание сказок, рассказов, историй. Используя отдельные слова или словосочетания, например: яркое солнце, девочка, домашнее задание.
Нарисовать животное из простых геометрических фигур
Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.
Задания для развития творческой активности стимулируют воображение, фантазию, при их выполнении также задействован интеллект, работа которого направлена на создание чего-то нового.
В современном мире, широкое распространение получили информационные технологии, позволяющие развивать творческие способности ребенка в процессе образования. Дети все чаще используют Интернет, обрабатывают найденную информацию, используются интерактивные доски, что позволяет наглядно представить ребенку информацию или наглядный пример, широко используются игровые технологии. Применение информационных технологий способствует повышению интереса у учеников к обучению, развивает его всесторонне.
Развитие творческих способностей осуществляет не только учебная, но и вне учебная работа, включающая проведение общешкольных мероприятий: фестивалей, конкурсов, праздников.
Помимо школы, творческие навыки проявляют дети в центрах дополнительного образования. Кружковые занятия вызывают интерес к какому-либо виду деятельности, способствуют развитию кругозора, прививают навыки самостоятельной работы. Здесь больше возможностей для проявления инициативы ученика, в то время, как школьная учебная работа ограничена рамками программы.
Таким образом, эффективное формирование творческой личности невозможно без:
- включения ребенка в активную творческую деятельность
- работы над совершенствованием знаний, умений, навыков
- организации творческих объединений
Воспитывая и развивая творческие особенности у учеников, необходимо отталкиваться от индивидуальных особенностей.
JI.H.Толстой в основу работы Яснополянской школы положил свободу и плодотворное творчество детей. Он вместе с детьми строил, сочинял, комбинировал, заражал их волнением, давал им тему, то есть направлял в основном весь процесс их творчества и показывал приёмы этого творчества. Детей увлекал сам процесс сочинениями, и это был первый толчок к творческой одушевлённой работе.
Структура творческого урока включает в себя четыре этапа:
Первый этап. Разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.
Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона и т. д
Второй этап. Развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Развитое мышление, по выражению П. Блонского, проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. На этом этапе следует заниматься работой по их формированию и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов, в том числе и алгоритмов, ориентированных на организацию управляемой, а не путем проб и ошибок, деятельности учащихся.
Третий этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Иногда говорят, что умение творить — удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.
Четвертый этап. Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый — это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй — это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.
На творческих занятиях, педагогу необходимо создавать условия, в которых ребенок смог бы проявлять свои творческие способности. Важными условиями творческой атмосферы являются доброжелательность, отзывчивость, создание климата доверия, а главное, чтобы формы проведения таких занятий были разнообразными, чтобы у ребенка не возникало чувство обычности.
В качестве основных методических рекомендаций можно привести следующие:
- Не следует ждать от детей быстрых результатов
- Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам, это иногда приводит к неуверенности в себе
- Не нужно бояться движения и шума на творческих заданиях: подвижность способствует развитию интереса у ребенка к выполнению задачи
- как нет детей без воображения, так и нет педагога без творческих прорывов
Литература:
Асафьев Б.В. «Организация преподавания в общеобразовательной школе», 2006 г.
Выготский Л.С. «Педагогическая психология» Москва, 1991.
Иванов Ю.А. Воспитание творческой личности в условиях общеобразовательной школы. Брест: Изд-во
Брестск
. ун-та, 1998.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Обучение#cite_ref-1