Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческого потенциала личности студентов с ОВЗ в условиях среднего профессионального образования | Бобров Вячеслав Михайлович. Работа №346124

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческого потенциала студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе среднего профессионального образования (СПО). Особое внимание уделяется роли педагога-организатора в создании условий для творческого самовыражения и социальной адаптации студентов с ОВЗ. Описаны основные подходы и методы, которые способствуют развитию творческих способностей, а также подчеркивается значимость интеграции таких студентов в учебную и социальную деятельность.

          Ключевые слова: творческий потенциал, студенты с ОВЗ, среднее профессиональное образование, педагог-организатор, социализация, инклюзия, реабилитация.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Бобров Вячеслав Михайлович, педагог-организатор

Санкт-Петербургское государственное бюджетное специальное реабилитационное профессиональное образовательное учреждение –

техникум для инвалидов

«Профессионально-реабилитационный центр»

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческого потенциала студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе среднего профессионального образования (СПО). Особое внимание уделяется роли педагога-организатора в создании условий для творческого самовыражения и социальной адаптации студентов с ОВЗ. Описаны основные подходы и методы, которые способствуют развитию творческих способностей, а также подчеркивается значимость интеграции таких студентов в учебную и социальную деятельность.

Ключевые слова: творческий потенциал, студенты с ОВЗ, среднее профессиональное образование, педагог-организатор, социализация, инклюзия, реабилитация.

 

Развитие творческого потенциала личности является важной задачей образовательного процесса, особенно когда речь идет о студентах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях среднего профессионального образования (СПО) эта задача приобретает особое значение, так как творческое самовыражение не только способствует личностному росту, но и служит важным инструментом социальной адаптации и реабилитации. В этой связи роль педагога-организатора становится ключевой, так как он выступает проводником между учебным процессом и созданием среды, где каждый студент может проявить свои способности.

Для студентов с ОВЗ творческая деятельность предоставляет уникальные возможности для раскрытия их внутреннего мира и преодоления барьеров, которые возникают вследствие физических или психических ограничений. Важно понимать, что творческий потенциал заложен в каждом человеке, и задача педагога заключается в том, чтобы помочь студентам раскрыть и реализовать этот потенциал, несмотря на возможные трудности.

Педагог-организатор в условиях СПО выполняет сразу несколько функций. Он не только организует творческие мероприятия, но и выступает в роли наставника, который поддерживает студентов с ОВЗ, помогает им адаптироваться к новым условиям и мотивирует их к активному участию в творческих процессах. Важно, чтобы педагог создавал для студентов условия, в которых они могли бы чувствовать себя уверенно и комфортно. Для этого необходима особая среда, где учитываются индивидуальные особенности каждого студента, его потребности и возможности.

Творческие мастерские и проекты могут стать мощным инструментом развития потенциала студентов с ОВЗ. Эти активности включают в себя различные виды художественного и прикладного творчества, которые помогают студентам выразить свои эмоции, идеи и переживания. В таких мастерских студенты могут не только изучать новые навыки, но и общаться с другими участниками, что способствует развитию социальных навыков и укреплению чувства коллективизма. Например, участие в театральных постановках, художественных выставках или музыкальных концертах помогает студентам преодолеть страх перед публичными выступлениями, а также формирует уверенность в своих силах и возможностях.

Педагоги-организаторы могут использовать методы арт-терапии, которые оказывают положительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние студентов. Арт-терапия, основанная на творческих практиках, таких как рисование, лепка, музыка или танцы, помогает студентам с ОВЗ выразить свои чувства и эмоции, которые они часто не могут выразить словами. Этот процесс способствует снятию напряжения, улучшению настроения и помогает преодолевать внутренние барьеры, связанные с ограничениями здоровья. Важно, что в рамках арт-терапии каждый студент имеет возможность проявить себя, независимо от уровня своих физических возможностей.

Также существенную роль в развитии творческого потенциала студентов с ОВЗ играют информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Цифровые технологии предоставляют множество инструментов для творческого самовыражения, таких как графические редакторы, программы для создания музыки или анимации. Использование ИКТ позволяет студентам с ограниченными физическими возможностями участвовать в творческих проектах, которые раньше могли быть им недоступны. Например, студенты с ограниченной подвижностью могут создавать цифровые рисунки, а те, кто имеет проблемы со слухом или речью, могут выразить себя через создание видео или анимационных проектов. Таким образом, цифровые технологии становятся мостом между физическими ограничениями и возможностями для полноценного творческого участия.

Коллективная творческая деятельность также играет важную роль в развитии студентов с ОВЗ. Участие в групповых проектах способствует развитию умений работать в команде, что особенно важно для студентов, которые часто сталкиваются с социальной изоляцией. Совместные творческие проекты, такие как постановка спектаклей, создание коллективных картин или организация выставок, помогают студентам не только раскрыть свой творческий потенциал, но и учат их взаимодействовать с другими, находить компромиссы и работать над общими целями. Это важный аспект социальной реабилитации, который помогает студентам подготовиться к будущей профессиональной и социальной жизни.

Однако важно учитывать, что для успешного развития творческого потенциала студентов с ОВЗ необходим индивидуальный подход. Каждый студент имеет свои особенности, и педагог-организатор должен уметь учитывать их при планировании и реализации творческих проектов. Для кого-то наиболее комфортной формой самовыражения может стать визуальное искусство, для другого — музыка или театральная деятельность. Индивидуализация процесса позволяет создать условия, при которых каждый студент сможет проявить себя наилучшим образом.

Не менее важной является мотивация студентов к участию в творческих мероприятиях. Педагоги должны постоянно поддерживать интерес студентов, предлагая им разнообразные формы творческой деятельности, такие как конкурсы, фестивали, выставки и другие события. Участие в таких мероприятиях помогает студентам не только раскрыть свой потенциал, но и получить признание своих достижений, что повышает их самооценку и способствует личностному росту.

Таким образом, развитие творческого потенциала студентов с ОВЗ в условиях среднего профессионального образования является важной частью процесса их социальной адаптации и личностного роста. Педагог-организатор играет ключевую роль в создании условий для этого развития, предоставляя студентам возможности для самовыражения и социальной интеграции через творческую деятельность. Творчество становится для студентов с ОВЗ не только средством саморазвития, но и способом преодоления физических и психологических барьеров, что помогает им успешнее адаптироваться к жизни в обществе и раскрыть свой потенциал в профессиональной сфере.

 

Список литературы

 

Мерзликина

Т

.

И

.

,

Рыскина

Л

.

Л

.

Организация творчества студентов с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности //

Ped.Rev

.. 2018. №3 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-tvorchestva-studentov-s-

ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-posredstvom-vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.10.2024).

Румянцева Т.В.,

Иосифова

А.В. Профессиональное становление и развитие творческой личности людей с ОВЗ (из опыта работы преподавателей СПб ГБУ «Профессионально-реабилитационный центр») // Профессиональная ориентация. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-stanovlenie-i-razvitie-tvorcheskoy-lichnosti-lyudey-s-ovz-iz-opyta-raboty-prepodavateley-spb-gbu-professionalno (дата обращения: 04.10.2024).

Степанова

Г.А.,

Демчук

А.В.,

Варлакова

Ю.Р. Развитие креативности студентов с особыми образовательными потребностями //

Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 1. С. 2589 –2598

.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×