Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческого потенциала ученика в содружестве литературы и театра | Шапиянова Галия Уахасовна. Работа №243515

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шапиянова Галия Уахасовна
Как обеспечить высокий уровень овладения знаниями на уроках литературы и во внеурочное время? Как помочь ребёнку  развить  внутренний потенциал, который в нём заложен? Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу  о необходимости воспитания духовно-нравственной личности, способной реализовать  свой творческий потенциал в условиях окружающего социума и в быстроменяющемся мире на основе читательской культуры,  поэтапного развития творческих способностей, воображения учащихся.

Развитие творческого потенциала учителя и ученика в содружестве литературы и театра

Шапиянова Галия Уахасовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ №3 г. Красный Кут

Новая парадигма образования обусловлена требованием времени и базируется на гуманистических идеалах, провозглашая становление «человека культуры». Одной из главных задач образования является воспитание творческой личности, установки человека на добро, благородство мыслей и поступков, гуманизм отношений к людям. Но на пути реализации данной задачи возникают следующие проблемы: во-первых, сегодня, в век компьютеров, американского кино, отечественных сериалов, возникает проблема начитанности детей, разносторонности и систематичности их чтения. Во-вторых, наши ученики растут и формируются в обстановке каждодневных больших и малых научных открытий, творческих находок. Сама жизнь заставляет их уже в школе искать применения своим творческим силам. Как обеспечить высокий уровень овладения знаниями на уроках литературы и во внеурочное время? Как помочь ребёнку развить внутренний потенциал, который в нём заложен? Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу о необходимости воспитания духовно-нравственной личности, способной реализовать свой творческий потенциал в условиях окружающего социума и в быстроменяющемся мире на основе читательской культуры, поэтапного развития творческих способностей, воображения учащихся.

Сочинение – одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, раскрытие его творческого потенциала. Поэтому я предлагаю своим детям написание сочинений нетрадиционных жанров: эпистолярный жанр, дневниковые записи, сновидения; репортажи, статьи, интервью.

Основным содержанием уроков развития письменной речи являются сочинения на литературные темы и сочинения по личным впечатлениям. Сочинения на литературные темы ориентируют на самостоятельную работу учащихся, на выражение ими личного отношения к изучаемому произведению. Сюда входят:

а) оценка литературных героев («Что мне нравится и не нравится в Печорине?»)

б) анализ произведения в целом («Человек сомневающийся» в рассказе Чехова «О любви»)

в) разбор отдельных эпизодов и частей («Календарь природы в романе А.Пушкина «Евгений Онегин»)

г) литературные образы («Живой Пушкин»)

д) размышления ученика об отношении литературы к жизни («Как Толстой вошёл в мою жизнь»)

По способу изложения школьные сочинения могут быть художественными, научными и публицистическими с элементам взаимопроникновения. Выбор способа изложения диктуется, с одной стороны, характером материала для сочинения, с другой – особенностями склада ума школьника, его творческими возможностями. Дети нуждаются в творческом проявлении своих эмоций, в осознании опыта. Поэтому я приближаю тематику сочинения к жизни, учитываю при её составлении интересы и возможности ученика. Например, после прочтения и анализа комедии А.Грибоедова «Горе от ума» я предлагаю ученикам такие темы, чтобы одни могли писать научные сочинения, другие – публицистические, третьи – художественные.

Тему «Взгляды Чацкого в его монологах», «Прав ли Гончаров, утверждая, что «борьба истомила» Чацкого?» успешно разовьют те ученики, которые любят исследовать художественный текст, те, у кого рождаются мысли на основе прочитанных критических и литературоведческих материалов, кто любит ссылаться на авторитеты, у кого логика ума развита больше, чем воображение и чувства. Перед такими учениками стоит задача: самостоятельно сделать наблюдения над тексом, сопоставления, выводы, подкрепить х выдержками из авторитетных источников (учебник, критическая статья, цитаты из произведения – на всё автор произведения должен ссылаться) и изложить в жанре научной статьи (наблюдение, тезис, подтверждение выдвинутой мысли фактами, ссылками и выводами). Навыки такого рода пригодятся им в будущей практической деятельности, многие учащиеся избавятся от упрёков в списывании, в компиляции и будут работать уверенно, с удовольствием.

Для тех, кому сочинение необходимо для самовыражения, кто не мыслит восприятия художественного произведения и литературного героя без слияния со своими чувствами, со своей личностью, кто ищет в книгах прежде всего ответы на нравственные и эстетические вопросы, предлагаю темы сочинений в иной редакции: «Чем меня привлекает образ Чацкого?», «Чацкий – передовой человек своего времени». Такие сочинения по жанровой природе близки к короткой литературно-критической статье или рецензии. Как всякому публицистическому произведению ему свойствен страстный тон. Ученик высказывает свои мнения, впечатления, иногда даже не совпадающие с общепринятыми, что свидетельствует об особом интересе, о самостоятельности автора. Он обратится и к портрету героя, и к его характеру, и к его взаимоотношению с окружающими. В таком публицистическом сочинении обычно присутствуют два героя: литературный и сам автор – школьник.

Учащимся с ярко выраженными гуманитарными способностями, для которых литературные герои – друзья и наставники , предлагаю темы художественных сочинений «Ещё одна удивительная встреча», «Москва, Страстная площадь, дом Павла Афанасьевича Фамусова, Фамусовой Софье Павловне». Первую тему можно раскрыть в форме дневниковой записи, вторую – в форме письма.

В развитии творческого потенциала нет мелочей. Особо хочу подчеркнуть огромное значение, которое имеет отношение учителя к творческим опытам ребят. Очень важно, чтобы они почувствовали интерес к своим произведениям, устным и письменным, со стороны доброжелательного, заинтересованного наставника.

Работу по развитию творческих способностей учащихся я не ограничиваю только рамками уроков литературы и развития речи. Она продолжается и во внеклассной работе: в работе театральной студии «Закулисье» и музея Истории школы,в выпуске школьной газеты «Большая переменка».

Как один из ведущих предметов общеобразовательной школы, литература связана с рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников познаниями о мире и человеке, литература вступает во взаимодействие с историей, изобразительным искусством, музыкой, театром. Установление органических связей литературы с этими учебными предметами не только обогащает и углубляет познания школьников, но и положительно сказывается на усвоение смежных дисциплин. В моей педагогической работе я использую на уроке элементы театрализации, так как литература и театр – два вида искусства, общим для которых является слово.

В рамках педагогического опыта особый интерес представляет театральная педагогика в общеобразовательной школе. Театральная педагогика – это часть системы взаимоотношения взрослых и детей, основанная на принципах добровольности и творчества. Принципы, заложенные в театральную педагогику, справедливы как на уроке, так и на занятиях театральной студии.

В своей практике я использую метод обучения через элементы театральной педагогики, через театрализацию. Для подростка важны общение и деятельность. Отсюда возникает и предположение: если театр есть деятельность, то театрализация учебного процесса – средство гуманизации образования.

Сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных сцен усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, расширяет знания и умения учащихся. Основная задача таких уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь. Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия.

Театрализованные уроки я применяю чаще всего при закреплении и обобщении учебного материала. Они привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений. При подготовке таких уроков даже сама работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, как и на самом театрализованном уроке, складывается демократичный тип отношений, когда учитель передаёт учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Любой урок литературы может быть построен как сценическое действие. Какова структура такого урока?

Театральная педагогика занимается законами построения урока как сценического действия.

1) Начало урока – самое важное. Это двигатель всего будущего разговора. Исходными событиями может послужить вопрос-интрига, жизненная ситуация самого учителя ( она бывает крайне интересна ученикам), история, прочитанная в книге, статья из газеты, письмо кого-либо – одним словом, факты-раздражители, используемые учителем с целью завоевать внимание школьников, заинтриговать, сосредоточить мысли учеников на предмете будущего разговора.

2) Вторая часть урока – основное его событие. Литературное произведение анализируется следующим образом: рассматриваются детали, реплики героев, их внутренние монологи. Для этого необходимо вдумчивое чтение художественного произведения, так как это важно в постижении характеров героев, их концепций и идей.

3) Третья часть урока – центральное событие. Учащиеся делятся на творческие группы и учитель включает их в ролевую игру, составляют вопросы герою произведения. Главное, чтобы деятельностью были охвачены все.

4) Самым важным, решающим этапом является четвёртый, главный. Ученики – актёры открывают для себя истину, делают с помощью своих умозаключений и вопросов учителя, направляющего течение разговора в нужное русло, открытие, который совершили вместе: ученик, учитель и автор произведения.

 

Естественно, такие уроки не проводятся каждый день: во-первых, это невозможно, по причине огромных затрат сил и времени,а во-вторых, потерялся бы весь смысл произведения подобных уроков, если бы они стали привычным делом.

За счёт развития читательской культуры развивалось творческое воображение учащихся. Оно давало толчок развитию речевой культуры, которая, в свою очередь, способствовала формированию устной и письменной монологической речи. Хорошо развитая монологическая речь позволила развиваться творческим способностям: учащиеся сочиняют стихи, прозу, пишут сочинения разных жанров и стилей, научились выразительно читать. Эти умения и навыки нашли применение в нестандартных ситуациях: конкурсах, концертах, уроках-инценированиях, в работе театральной студии «Закулисье», в выпусках школьной газеты «Большая переменка», в работе школьного музея.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×