РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО | Юдина Татьяна Михайловна. Работа №314144
Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, нов данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.
Возможность воображения «забегать» вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Однако в отличие от мышления, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. Подчёркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Педагогический институт
Кафедра начального образования
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Направление:44.03.01 Педагогическое образование
Направленность: Начальное образование и дополнительное образование
Выполнила: студентка курса группы
З-Б-НДО-20 ПИ СВФУ
Юдина Татьяна Михайловна
Руководитель: к.п.н., доцент кафедры НО
Шергина Туйаара Алексеевна
__________________________
Якутск – 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……...............3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА…………………………..…6
1.1 Понятие творческого воображения психолого-педагогической литературы……………………………………………………………………………6
1.2 Особенности развития творческого воображения у младшего школьника на современном этапе образования…………………………………..10
1.3 Методы и приемы развития творческого воображения у младшего школьника на уроках изобразительного искусства……………………………....13
Вывод по первой главе……………………………................................................16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА…..…………………………………………………………….…….18
2.1. Диагностика уровня сформированности развития творческого воображения младшего школьника…………………………………………..……18
2.2. Реализация комплекс занятий по развитию творческого воображения младшего школьного на уроках изобразительного искусства……….…………..20
2.3. Анализ и итог опытно-экспериментального исследования…..…….23
Вывод по второй главе……………………………………………..........................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….........................................................30
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.
Возможность воображения «забегать» вперёд, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Однако в отличие от мышления, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. Подчёркивая связь между мышлением и воображением, К.Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в младшей школе.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Цель исследования теоретическое обоснование и экспериментальная проверка на практике приёмов и методов работы по развитию творческого воображения на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования процесс развития творческого воображения младших школьников будет успешным на уроках изобразительного искусства, если:
- будет разработана и реализована комплекс занятий по развитию творческого воображения младшего школьного на уроках изобразительного искусства;
- подобрать на уроках изобразительного искусства, выявить
Задачи исследования:
Изучить особенности творческого воображения младших школьников;
Описать методы исследования творческого воображения младших школьников;
Разработать
комплекс
занятий, направленных на развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства;
Провести исследование по развитию творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Методологической основой исследования: являются работы ведущих педагогов, психологов, связанные с проблемой развития воображения в младшем школьном возрасте Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, О.М. Дьяченко, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, С.Л. Рубинштейн и др и др.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативной, программной и учебно-планируемой документации; анализ; практическое внедрение организационных методов обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседа с учителями, учениками, родителями); метод экспертных оценок; наблюдение и постановка педагогического практико-ориентированного исследования; статическая обработка полученных результатов, табличные и графические методы.
Теоретическая значимость: изучена сущность понятия творческого воображения психолого-педагогической литературы и особенностей развития творческого воображения у младшего школьника на современном этапе образования.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практике работы учителей изобразительного искусства по развитию творческого воображения. Разработанный комплекс занятий может быть внедрена в учебно-воспитательный процесс начальной школы.
База исследования: МБОУ «Вилюйская средняя общеобразовательная школа №3 им.Н.С.Степанова» Вилюйского района, в 3 «а» классе, количество обучающихся 20.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Понятие творческого воображения
психолого-педагогической
литературы
Современные темпы развития производства таковы, что для его развития требуются люди творческие, инициативные, способные к нестандартному мышлению для решения производственных задач. Воспитывать людей с нестандартным мышлением необходимо с раннего детства и именно развитие воображения может решить эту задачу.
Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности. [1]
Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать в старшем дошкольном возрасте, так как именно тогда происходит подготовка к школьному обучению и развитие познавательных функций психики детей становится более интенсивным. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, О. М. Дьяченко и других. [2]
Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.[3]
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности; оно - неотъемлемая сторона технического, художественного и любого иного творчества. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образов желаемого будущего, то есть в возникновении мечты.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. [4]
Творческое воображение, как уже было сказано, создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое - идеи, не существующие в данный момент. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое - новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Он включает в себя три основных этапа:
1) накопление материала;
2) переработка накопленного материала (диссоциация и ассоциация впечатлений);
3) комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. [5]
В самом начале этого процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие его основу. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей [6].
Л.С. Выготский разделяет мечтательность и творческое воображение: «При своей нормальной и полной форме воля кончается действием, но у людей нерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически. Творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца, но и для всех других. Напротив, у чистых мечтателей воображение остается во внутренней их сфере в плохо обработанном состоянии и не воплощается в художественном или практическом изобретении. Мечтательность представляет эквивалент слабоволия, и мечтатели не способны проявить творческое воображение». Здесь мечтательность сравнивается с безволием, а творческое воображение - с волей [2].
Творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах.
Важными условиями для творческого воображения являются его целенаправленность, то есть сознательное накопление научной информации или художественного опыта, построение определенной стратегии, предвидение предполагаемых результатов; продолжительное «погружение» в проблему.
Многие исследователи пытаются разобраться, что же предшествует вспышке творческой активности, и приходят к выводу, что в этом плане особое значение имеет своеобразный период заторможенности, период внешней бездеятельности, когда в подсознании происходят процессы, которые в сознании не формируются. Умственная активность не прекращается в период такого затишья, работа творческого воображения продолжается, но в сознании не отражается. Такие спокойные периоды некоторые авторы называют заторможенным состоянием транса. После такого внешнего «бездействия» происходит мгновенно процесс окончательного решения проблемы, внезапного рождения творческого образа, возникает ответ на давно мучивший вопрос.[7]
Таким образом, воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
Развитие творческого воображение в младшем школьном возрасте необходимо сочетать с развитием образного мышления, так как большинство детей данной возрастной группы относится к художественному типу, а не к мыслительному.[8]
Творческая деятельность ребенка должна быть положительно мотивирована, носить личностный смысл, чтобы ее результат был высоким. При этом воспитатель должен быть доброжелателен к детям, постоянно заинтересовывать их, увлекать новыми идеями, техниками, элементами, автором которых может быть он сам. Чаще нужно давать сложные, необычные задачи, требующие нестандартного решения.
Не менее важным является развитие творческого воображения младших школьников вне образовательного учреждения, дома, в семье. От того, какие книги читают родители ребенку, какими видами творчества занимаются совместно, даже от того, каким образом они отвечают на вопросы своих детей, зависит развитие творческого воображения, фантазии детей. [9]
Таким образом, взрослым принадлежит главная роль в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Необходимо развивать его последовательно, системно, уделяя большое внимание личности, индивидуальности каждого воспитанника.
1.2 Особенности развития творческого воображения у младшего школьника на современном этапе образования
В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей
В системе обучения и воспитания учащихся школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно - прикладного искусства. [10]
Значение уроков изобразительного искусства для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно прикладным искусством, этот вид деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию младших школьников. Декоративно-прикладному искусству учащиеся отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали изделий, самостоятельно определить их цвет в росписи, в цветовых сочетаниях.
Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений. [11]
Главными задачами являются:
Учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь.
Вести детей по дороге счастья и добра.
Находить оптимальную нагрузку для уч-ся и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста.
Не заставлять детей трудиться, а увлечь трудом.
Поощрять активность и свободу выбора, поддерживать должный уровень уч-ся, помогать развиться воле ребёнка.
Для успешного решения задач в развитии творческих способностей необходимо:
Максимально использовать золотой ключик - интерес.
Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, лепка, декоративно-прикладное искусство)
Для достижения успеха важна мотивация
Ориентировать на общественную значимость деятельности личности.
Организовывать и направлять способности как вид деятельности.
[12]
Выстраивать систему занятий необходимо таким образом, чтобы уч-ся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении учащихся.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию творческой личности. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.
До недавнего времени в практике школы было очень распространенно обучение по образцу. При этом основное внимание обращалось на то, чтобы у ребят получались аккуратные работы, как можно более похожие на демонстрируемый предмет. Что же достигалось при такой методике, чему можно научить детей?
Обучение по образцу - это тренировка, при помощи которой ученик может достигнуть иногда довольно высокой степени мастерства и выполнение тех или иных операций.
Однако " механически усвоенный способ действия становится одним из препятствий на пути развития воображения".
В самом деле, копируя образец, да ещё зачастую выполняя все действия под диктовку, учащиеся делают работу чисто механически. Внешне такой урок производит впечатление хорошо организованного, чёткого, учителю нетрудно следить за работой каждого ученика, но в сущности это только передача приёмов и способов действий, без развития творческих способностей.
Ребёнку уже не нужно самому наблюдать, анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей: ему нужно только скопировать. [13]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что истинное развитие воображения младшего школьника возможно лишь в процессе самостоятельного поиска нового способа действия, необходимо и на уроках изобразительного искусства создавать ситуацию поиска.
Методы и приемы развития творческого воображения у младшего школьника на уроках изобразительного искусства
Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьника – мышление и воображение. Если ребенок недостаточно был в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Так у младших школьников сензитивный период – это период развития мышления и воображения. Какую же форму это развитие приобретает на уроках изобразительного искусства? Форму творчества, через которую у детей учитель развивает творческое воображение различными педагогическими методами и приемами. [14]
Обладая системой понятий, отражающих действительные связи и отношения предметов и явлений, школьник знакомится с закономерностями объективного мира. Постепенно ученик классифицирует объекты и явления действительности. Учится анализировать и обобщать, систематизировать. Интенсивному развитию воображения способствует целенаправленность учебных занятий. [15].
В начальных классах на уроках изобразительного искусства главным принципом обучения является наглядность и постепенность; широко используются словесные, наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию творческого воображения.
Метод - означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.
Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п. [16] Рассмотрим таблице методы и приемы.
Таблица 1.1 Классификация методов и приемов
Название
Методы
Приемы
Словесные
Вопросы
Рассказ
Беседа
Указания
Пояснения
Художественное слово
Вопросы - наводящие, поисковые
Рассказ - используется в первой части урока, должен быть кратким и соответствовать теме
Беседа - выступает в форме вопросов
Указания - общие и индивидуальные, используется на протяжении всего урока
Пояснения - направлены на последовательность проведения работы, на планирование конкретного материала
Художественное слово - используется на уроке в любой части, придает красочность и выразительность заданной теме
Наглядные
рассмотрение
наблюдение
демонстрация
крат
ковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравни
тельные
показ предметов, показ образца
Практические методы
упражнения
опыты и экспериментирование
моделирование
подражательные упражнения -
ктаковым
относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и др.
конструктивные упражнения -
в них ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. Иными словами, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание.
творческие упражнения,
требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.
Элементарные опыты и эксперименты
реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
Игровые методы
Дидактические
творческие
развивающие игры
внезапное появление объектов и игрушек
создание игровых ситуаций
обыгрывание изображений
Словесные методы обучения — это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения.
Источником получения знаний здесь является «слово», устное (живое, услышанное по радио и телевидению, записанное на магнитную пленку, видеокассету и на сайт — интернета, произносимое самими учащимися) и печатное.
Наглядные методы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний.
Таким образом, методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Каждый метод состоит из приёмов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Мы рассмотрели понятие воображения, виды и особенности его развития в младшем школьном возрасте. В связи с этим можно сделать следующие выводы:
Определение воображения и выявление специфики его развития - одна из наиболее сложных проблем в психологии.
Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение может быть четырех основных видов:
Активное воображение - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным.
Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.
Диагностика детей младшего школьного возраста показала, что уровень развития воображения можно разделить на три уровня: высокий, средний и низкий.
2. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1. Диагностика уровня сформированности развития творческого воображения младшего школьника
Для того чтобы определить уровни и показатели развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства необходимо определить методы, позволяющие выявить этот уровень.
Для реализации цели, гипотезы и задач исследования мною был применен комплекс научно исследовательских методов. Одним из методов была исследовательская работа, которая проводилась в МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им.Н.С.Степанова», в естественных условиях в процессе осуществления учебно-воспитательного процесса.
В данном параграфе раскрывается выявления уровня сформированности воображения проведенной практической работы, дается краткая характеристика методов исследования, уточняются и конкретизируются уровни и показатели успешности учащихся начальных классов на констатирующем этапе исследования.
Задачи практической части исследования:
Разработать показатели и критерии определения уровня развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства;
Провести диагностику развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства
Осуществить внеклассных занятий по формированию развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства.
В исследовании принимали участие учащиеся 3 «А» класса МБОУ «Вилюйская СОШ №3 им.Н.С.Степанова» в количестве 20 человек.
Продуктивность обеспечения практико-ориентированного исследования необходимой информацией об изучаемом процессе была в основном решена за счет использования апробированных в психологии методов диагностики: наблюдения за учащимися начальных классов, анкетирования, обобщения.
В начале исследования на диагностическом этапе с целью уточнения уровней и показателей развития творческого воображения у учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства на основе вышеперечисленных методик была произведена оценка, а именно: уровни и показатели развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства у младшего школьника.
Были определены критерии развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства:
1. Умение создавать новые образы на основе словесного описания и графического изображения.
2. Способность реализовать свои замыслы, создавать несложные, но законченные произведения (рисунки).
3. Умение воссоздавать целостный образ картинки, предмета на основе восприятия одной или нескольких частей.
На основе соотношения компонентов в структуре внешней деятельности учащихся, направленных на выявление уровней и показателей сформированности познавательного интереса на внеклассных занятиях по русскому языку, были определены следующие показатели:
Таблица 2.1 - Показатели сформированности уровня развития творческого воображения
Уровни
Показатели
Высокий
Cоздает образы на основе словесного описания и графического изображения. Способен создавать образные представления при осознании новых слов: при распознании объектов, когда ограничено поле их восприятия. Способен реализовывать свои замыслы, создавать несложные, но законченные произведения (рисунки, истории, конструкции).
Средний
Создает образы на основе словесного описания и графического изображения, но при помощи взрослого. При создании новых слов, при распознании объектов проявляет активность, создает образные представления, но при широком поле их восприятия. Не проявляет самостоятельности в реализации своих замыслов, в создании несложных, законченных произведении (рисунков, историй, конструкций).
Низкий
Ребенок не способен создавать образы на основе словесного описания и графического изображения даже при помощи взрослого. Не проявляет активности и самостоятельности. Не создает новые слова при распознании объектов, образные представления даже при широком поле восприятия.
Таким образом, в своем исследовании мы рассмотрели критерии, определили показатели уровней развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства в начальной школе, которые будут применены на этапе диагностирования.
2.2 Проектирование уроков изобразительного искусства по развитию творческого воображения младшего школьника
Развитие творческого воображения через изобразительную деятельность может происходить как на уроках, так и во внеурочное время (кружок). Каждое учебное заведение, учитель сам выбирает программу, по которой он будет работать. В любой программе по изобразительному искусству (Кузина В.С., Немского Б.М., Шпикаловой Т.Я., Копцевой Т.А. и др.) решаются задачи по развитию воображения. На основе полученных результатов констатирующего этапа исследования было осуществлено проектирование цикла занятий на уроках изобразительного искусства для развития творческого воображения детей.
Календарно-тематическое планирование цикла занятий на уроках изобразительного искусства по развитию воображения у младших школьников
№
Название
Цель
Методы и приемы
Дидактическая игра «Пифагор», «Волшебная мозаика»
Сложить из отдельных элементов определенные фигуры по словесной конструкции (без образа).
Практический метод обучения; конструктивное упражнение
Мазайка
Составить из них предметы
Практический метод обучения; конструктивное упражнение
Дидактическая игра «Перевертыши»
Дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения.
Практический метод обучения; конструктивное упражнение
«Дорисуй картинку». Детям предлагаются карточки с упрощенным
Дорисовать так, чтобы получилась картина, «Волшебный лес», «Сказочная поляна», «Подводное царство» и т.д.
Практический метод обучения; конструктивное упражнение.
Игровой метод обучения; обыгрывание изображения.
Рисуем настроение».
Нарисовать разное настроение каждой голове ребёнка.
Практический метод обучения;
Игровой метод обучения; обыгрывание изображения.
Упражнение «Волшебные кляксы»
Дорисовать кляксу в известный образ
Практический метод обучения;
Игровой метод обучения; обыгрывание изображения.
Упражнение «Волшебные пальчики».
По отпечатку кисти дорисовать изображение.
Практический метод обучения;
Игровой метод обучения; обыгрывание изображения.
«Охотник».
Задание: попытаться создать свою работу
Цель: увидеть в сплетениях линий образы знакомых животных;
Практический метод обучения; творческое упражнение.
Представляется краткое описание цикля заданий по развитию воображения у младших школьников:
1. Дидактическая игра «Пифагор», «Волшебная мозаика».
Цель: сложить из отдельных элементов определенные фигуры по словесной конструкции (без образа).
В качестве конструктивного материала можно использовать следующие комплекты деталей:
1) два комплекта картонных деталей, полученных путем разрезания квадратов
8 фигур 7 фигур
2) комплект картонных полукругов различной величины
3) набор деталей, включающий элементы двух предыдущих комплектов.
Все предложенные для воссоздания объекты должны быть хорошо знакомы детям. Они складывают изображения предметов, начиная с простых (гриб, кораблик, домик) и заканчивая более сложными (насекомые, животные, человек).
2.«Мазайка»
Даны графические изображения четырех данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них предметы.
3. Дидактическая игра «Перевертыши».
Детям предлагаются наборы из 20 карточек со схематическими изображениями на них каких-либо предметов или простых геометрических фигур. В каждом наборе пять комплектов по четыре карточки с изображением одной и той же фигуры, но в разных пространственных ракурсах.
Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения..
4. «Дорисуй картинку». Детям предлагаются карточки с упрощенным схематическими изображениями предметов и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина, например, волшебного леса. Можно разработать темы: «Волшебный лес», «Сказочная поляна», «Подводное царство» и т.д.
5. «Рисуем настроение». Педагог предлагает детям нарисовать разное настроение каждой голове ребёнка.
7. Упражнение «Волшебные кляксы». Дорисовать кляксу в известный образ
8. Упражнение «Волшебные пальчики». По отпечатку кисти дорисовать изображение.
9. «Охотник». Цель: увидеть в сплетениях линий образы знакомых животных;
Таким образом, в данном параграфе осуществлено проектирование цикла занятий на уроках изобразительного искусства, направленного на развитие творческого воображения у младшего школьника.
2.3 Анализ и итог опытно-экспериментального исследования
Исследование проводилось на базе МБОУ «Вилюйская СОШ №3, им.Н.С.Степанова». В исследовании принимали участие 3 «А» класс в количестве 20учащихся.
Цель констатирующего этапа практико-ориентированного исследования: выявления уровня развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства.
Исследование включало два этапа. На первом этапе исследования было проведено наблюдение за учащимися на уроках изобразительного искусства. Наблюдение осуществлялось в следующих направлениях: насколько дети умеют создавать новые образы, способность реализовывать свои замыслы, умение воссоздавать целостный образ картинки. (Приложение 1)
В ходе наблюдения были получены следующие результаты:
Таблица 2.2 - Результаты сформированности умения создавать новые образы, способность реализовывать свои замыслы, воссоздавать целостный образ картинки
Уровни
Умеют создавать новые образы
Способность реализовывать свои замыслы
Воссоздавать целостный образ картинки
Среднее значение
чел-к
%
чел-к
%
чел-к
%
чел-к
%
Высокий
6
30%
11
55%
9
45%
9
45%
Средний
10
50%
6
30%
7
35%
8
40%
Низкий
4
20%
3
15%
4
20%
3
15%
Результаты исследования представлены на рисунке 2.1
<Object: word/embeddings/Microsoft_Excel_97-2003_Worksheet1.xls>
Рис. 2.1 - Результаты сформированности умения создавать новые образы, способность реализовывать свои замыслы, воссоздавать целостный образ картинки
Результаты анализа уровня развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства показали, что на высоком уровне находятся 45% учащихся класса, которые умеют создавать новые образы – 30%, способны реализовывать свои замыслы – 55% и умеют воссоздавать целостный образ картинки-45%
На среднем уровне находятся 40% учащихся, которые в достаточной степени умеют создавать новые образы – 50%, способны реализовывать свои замыслы – 30% и умеют воссоздавать целостный образ картинки-35%
На низком уровне находятся 15% учащихся, которые не умеют создавать новые образы – 20%, не способны реализовывать свои замыслы – 15% и не умеют воссоздавать целостный образ картинки – 20%.
В среднем на высоком уровне из 20 учащихся находятся 45%, на среднем - 40%, на низком – 15%
На втором этапе была проведена диагностика воображения с помощью теста Е. Торренса "Закончи рисунок" (Приложение 2)
Данный тест способствует многозначному нахождению решений поставленных задач, предложенных заданий, развитию видения перспективы. Предложенный вариант теста представляет собой набор картинок с изображением некоторых элементов, незаконченных линий, фигур, используя которые участникам нужно нарисовать каждую картинку - проявляя своё воображение, применяя свои идеи, - закончив рисунок так, чтобы получилось осмысленное изображение. Тест предполагает использование 10-ти картинок, которые не повторяются и не дублируются по своим исходным данным (составляющим элементам), что даёт наиболее продуктивные и надёжные результаты. Детям раздаются отдельные листы бумаги с изображением простых элементов отдельных предметов, линий. Затем им предлагается, на основе каждой из предложенных картинок, нарисовать как можно больше рисунков, причём создание каждого рисунка может производиться как внутри контура, так и за его пределами; при любом, удобном для ребёнка, развороте листка бумаги с изображенной на нём фигурой. Время исполнения рисунков не ограничивается во избежание торопливости, неуверенности, тревожности детей. Слева или справа от каждого рисунка нужно написать название законченного рисунка. В тесте использованы следующие оценочные показатели: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.
В диагностике приняли участие 20 человека, и на основе этого было установлено, что:
44
% учащихся имеют высокий уровень развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства;
39
% учащихся имеют средний уровень развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства;
17% учащихся имеют низкий уровень с развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства.
Результаты анкетирования по выявлению уровня развития творческого воображения в начальной школе представлены на рисунке 2.2:
<Object: word/embeddings/oleObject1.bin>
Рис. 2.2 - Результаты анкетирования по выявлению уровня сформированности познавательного интереса в начальной школе
Таким образом, результаты наблюдения и анкетирования выявили, что на высоком и среднем уровне творческое воображение сформировано у 83 % учащихся класса, но все же существует проблема, т.к. на низком уровне находятся 17 %, а значит, необходима специальная работа по развитию творческого воображения.
На основании этого можно сделать вывод, что уроки изобразительного искусства важны, т.к. именно они способствуют формированию развития воображения.
Вывод по второй главе
Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на выявление уровня развития воображения у младших школьников. Для решения поставленных задач были выделены критерии, показатели и определены соответствующие диагностические задачи. Анализ результатов диагностики позволил условно выделить три уровня развития воображения. На основе полученных данных пришли к выводу, что уровень воображения в обоих классах недостаточно развит и необходима педагогическая работа. Итогом формирующего эксперимента стало значительное повышение уровня развития воображения младших школьников в экспериментальной группе. Об этом свидетельствует положительная динамика, таким образом, проведённые занятия свидетельствуют об эффективности использования разработанных методов работы на уроках изобразительного искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос
развития творческого воображения
у младших школьников на современном этапе развития социальных отношений является актуальным.
В процессе исследования были изучены теоретические основы процесса формирования коммуникативных умений таких психологов и педагогов как И Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, А.В. Запорожец.
. В первой главе курсовой работы на основе научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста осуществлен анализ проблемы развития творческого воображения младших школьников. Уточняется смысл таких понятий, как «воображение», «творческое воображение», «творческое воображение младших школьников»; особенности проявления творческого воображения у младших школьников; показано своеобразие подходов к рассматриваемой проблеме, формулируются основополагающие характеристики изучаемого явления.
Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Неустанная работа воображения - эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве
Результаты анализа уровня развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства показали, что на высоком уровне находятся 45% учащихся класса, на среднем уровне находятся 40%, на низком уровне находятся 15% учащихся.
Таким образом, цель исследования
-
выявление и обоснование приёмов и методов работы по развитию творческого воображения на уроках
изобразительного искусства
,
была достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Тема исследования, направленная на
развития творческого воображения на уроках изобразительного искусства в начальных классах
, является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Список литературы
Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст]: Методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон», 200
5
. – 112 с.
Барышева Т. А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. - СПб: Питер, 2005. - 360 с.
Ванник
, М.Э. Творческое воображение на уроках [Текст]: Учитель. / М.Э.
Ванник
// Учебно-методическое издание– 2005. - № 5-6. – С.14-15.
Ванник
, М.Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст] /
М.Э.Ванник
// Наши дети. – 2005. - № 4. – С.21-22.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997
Гамезо
,
М.В. Атлас по психологии [Текст]: / М.В.
Гамезо
, И.А.
Домашенко
. - М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276 с.
Дьяченко О.М. Развитие воображения. - М., 2006.
Ермолаева-Томина
,
Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический проект, 2003. - 34 с.
Комарова
,
Т.С.
Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?
/ Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №2. – С.14.
Котова
,
Т.Н. Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников в учебном процессе / Т.Н. Котова. - Новотроицк, 2007. – 24 с.
Младший школьник: развитие познавательных способностей.
Пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
Немов
,
Р.С. Психология: Учебник. В 3-х т. Кн. 1: Общие основы психологии. Воображение / Р.С. Немов. – М.:
Владос
, 2001. – С.260-271.
Немов
,
Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров / Р.С. Немов. - М., Просвещение, 2005. - 470 с.
Никифорова
,
О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение / О.Н. Никифорова. – М.: Наука 2007. – С.80-100.
Николаенко
,
Н.Н. Психология творчества / Н.Н. Николаенко. - СПб.: Речь, 2007. - 288 с.
Рубинштейн
,
С. А. Основы общей психологии / С.А. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с
Сластенин
,
В.А. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А.
Сластенина
. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
Субботина
,
Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.
Святкова
,
О. Развиваем творческие способности/ [Текст]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с.
Хуторской
,
А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
Приложение 1
Тестирование
Определение развития творческого воображения
Инструкция: вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".
Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
Вопросы:
Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
Часто ли вы скучаете? (1, 2).
Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
Инициативны ли вы в школе? (2, 1).
"Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
Руководствуетесь ли вы в выборе одежды собственным вкусом? (2, 1).
Любите ли вы рисовать во время собраний
уроков
на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
Люби
те ли вы писать
письма? (2, 1).
Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
Любите ли вы
представлять сны
, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Итак, подсчитайте очки.
Обработка полученных результатов:
14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Протокол № 1
Результаты тестирования определение развития творческого воображения
№
п/п
Список 2 «А» класса
№ задания
Кол-во баллов за каждый вариант ответа
кол-во
бал-лов
Уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
Б. Вера
2
1
0
2
1
2
1
0
1
0
0
0
10
Средний
2
Б. Толя
1
2
1
1
1
1
1
0
1
0
0
0
9
Средний
З
Г. Артем
2
2
1
1
0
2
1
0
1
1
0
0
11
Средний
4
Г. Даша
2
1
1
1
0
2
1
0
1
1
0
0
10
Средний
5
Ж. Максим
1
2
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
12
Средний
6
Ж. Данила
2
1
1
2
1
2
0
0
2
1
1
1
14
Высокий
7
З. Настя
2
1
1
2
1
2
1
1
2
0
0
1
14
Высокий
8
К. Соня
2
2
1
2
1
1
0
1
2
1
1
1
15
Высокий
9
К. Федя
2
2
1
2
1
2
1
1
2
1
1
1
17
Высокий
10
К. Саша
1
2
1
1
1
1
1
0
1
0
0
0
9
Средний
11
К. Алена
2
2
1
1
0
2
1
0
1
1
0
0
11
Средний
12
Л. Денис
1
2
0
1
0
1
1
0
1
0
0
0
7
Низкий
13
М. Сергей
1
1
0
1
0
1
0
0
1
0
0
0
5
Низкий
14
Н. Сережа
2
2
1
2
1
1
0
1
2
1
1
1
15
Высокий
15
Р. Максим
1
2
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
12
Средний
16
Р. Вероника
2
1
1
2
1
2
0
0
2
1
1
1
14
Высокий
17
С. Вика
2
2
1
2
1
2
1
1
2
1
1
1
17
Высокий
18
С. Катя
1
1
0
1
0
1
0
0
1
0
0
1
6
Низкий
19
Т. Вероника
2
2
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
16
Высокий
20
Ш. Саша
1
2
0
1
0
1
1
0
1
0
0
0
7
Низкий
Приложение 2
Диагностика воображения с помощью теста Е. Торренса "Закончи рисунок"
Задание "Закончи рисунок" представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.
Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет) и до выпускных классов школы (17 - 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Обработка результатов:
Продуктивность - тот показатель не является специфическим для воображения, но применение его позволяет наблюдать ход творческой мысли под воздействием воображения. Полученные данные показывают, что активность продуктивности в классе выше среднего. Это говорит о наличии у детей устремлений, проектов, идей, которые они готовы воплощать.
Гибкость - данный показатель оценивает разнообразие идей и стратегий воображения, способность находить связь между различными аспектами.Здесь полученные данные говорят о том, что дети имеют развивающееся мышление, стремление к информированности, устойчивый развивающийся творческий и интеллектуальный потенциал, волевую само мотивацию и непосредственную заинтересованность.
Оригинальность - показатель оригинальности характеризует способность выдвигать/проявлять идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных, догматических. Таким образом, эти полученные данные говорят о детской жизненной позиции, комфортности, развивающейся творческой и интеллектуальной активности.
Разработанность - высокие значения этого показателя характерны при высокой успеваемости, способности к изобретательской и конструктивной деятельности, конкретности и точности. Низкие значения - характерны при недисциплинированности, отставании, нерадивости, халатности, невнимательности.
Высокий уровень: 20-30 баллов.
Средний уровень: 15-19 баллов.
Низкий уровень: 10-14 баллов.
Результаты диагностики воображения с помощью теста Е. Торренса "Закончи рисунок"
№
п/п
Список 2 «А» класса
Кол-во баллов за каждый вариант ответа
кол-во
бал-лов
Уровень
Продуктивность
Гибкость
Оригинальность
Разработанность
1
Б. Вера
8
4
2
4
18
Средний
2
Б. Толя
8
5
2
4
19
Средний
З
Г. Артем
8
4
2
4
18
Средний
4
Г. Даша
8
5
2
4
16
Средний
5
Ж. Максим
8
4
2
5
19
Средний
6
Ж. Данила
10
6
2
5
23
Высокий
7
З. Настя
8
5
2
5
20
Высокий
8
К. Соня
10
8
2
7
27
Высокий
9
К. Федя
10
6
2
5
23
Высокий
10
К. Саша
8
4
2
4
18
Средний
11
К. Алена
8
5
2
4
19
Средний
12
Л. Денис
6
2
2
3
13
Низкий
13
М. Сергей
7
3
2
2
14
Низкий
14
Н. Сережа
10
8
2
7
27
Высокий
15
Р. Максим
8
4
2
4
18
Средний
16
Р. Вероника
8
5
2
5
20
Высокий
17
С. Вика
10
6
2
5
23
Высокий
18
С. Катя
6
2
2
3
13
Низкий
19
Т. Вероника
10
6
2
5
23
Высокий
20
Ш. Саша
7
3
2
2
14
Низкий
Фамилия имя___________________________________________________
Фамилия имя_____________________________________________________
Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
Часто ли вы скучаете? (1, 2).
Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
Инициативны ли вы в школе? (2, 1).
"Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
Руководствуетесь ли вы в выборе одежды собственным вкусом? (2, 1).
Любите ли вы рисовать во время собраний
уроков
на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
Люби
те ли вы писать
письма? (2, 1).
Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
Любите ли вы
представлять сны
, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Итак, подсчитайте очки.