"Развитие творческого воображения у детей с ОВЗ посредством художественной деятельности | Саунина Ольга Викторовна. Работа №346020
В статье описываются, какие проблемы наблюдаются у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также описывается какое место отводится при коррекционной работе художественно-творческой деятельности. Рассказывается какие виды включает в себя художественно-творческая деятельность:лепка, аппликация, рисование. Что развивает у ребёнка при творческом воображении в художественной деятельности:восприятие, произвольное внимание, развитие речи, мелкой моторики, коммуникации.
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №8 «Ласточка»
Публикация из опыта работы воспитателя
Статья
«Развитие творческого воображения у детей с ОВЗ посредством художественной деятельности»
2024г.
«Развитие творческого воображения у детей с ОВЗ посредством художественной деятельности»
О.В.Саунина
Г. Шадринск
«Истоки способностей и дарования детей на
кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»
В.А Сухомлинский.
В период дошкольного детства происходит интенсивное психологическое развитие ребенка. За первые 6-7 лет жизни, ребенок усваивает все виды человеческих действий, овладевает развернутой связной речью, устанавливает взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Приобретаемые знания дошкольника, его способности имеют большое значение для его будущего развития, физического, умственного, нравственного, эстетического. Следует отметить, что уровень готовности к обучению в школе детей. воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного учреждения, оказывается неодинаковым. В последнее время , среди общего числа дошкольников, ярко выделяется категория детей, характеризующаяся недостаточным уровнем школьной зрелости. Среди них выделяются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). В настоящее время, проблеме воспитания и обучения дошкольника с ОВЗ, уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии (У.В.Ульянкова, С.Г.Шевченко).
Психолого – педагогические наблюдения за 4-7летними детьми с ОВЗ и их клиническое изучение (В.А.Авотиным, У.В.Ульянкова, В.И.Лубовский, Г.М.Капустина и др.) выявили ряд особенностей психологического развития таких детей:
- снижение работоспособности, повышенная истощяемость, неустойчивость внимания и своеобразное поведение;
- недостаточная продуктивность произвольной памяти;
- более низкий уровень развития;
- нарушение двигательной способности;
- отставание в развитии всех форм мышления;
- дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас;
- низкий навык самоконтроля;
- незрелость эмоционально – волевой сферы;
- ограниченный запас общих сведений и представлений;
- трудности в счете, решении задач;
- неудовлетворительный навык в каллиграфии/1,5,7/.
У детей с ОВЗ наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, Сенсомоторное развитие идет с опозданием, поэтом у них вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие действия. Работа над развитием движения руки является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности – лепке, аппликации, рисованию.
Особое место при осуществлении коррекционно- развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ отводится художественно – творческой деятельности, которая выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных событий. Обид. Снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое состояние ребенка. Поэтому так важно включение в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью. Создание обстановки эмоционального благополучия, наполнение жизни детей интересным содержанием, предоставление каждому ребенку возможности пережить радость творчества.
В детском творчестве важное качество имеет искренность, без которой все другие достоинства творчества теряют свое значение и обеспечить которое может только творчество, возникшее у ребенка самостоятельно из его внутренней потребности. Без какого бы то ни было педагогического стимулирования. Ребенок творит, создает воображаемые объекты, разговаривает с ними. Придумывает для них свой мир, яркий, светлый, радуется своим маленьким успехам.
Творческое воображение ребенка с ОВЗ в художественной деятельности способствует развитию восприятия, произвольного внимания, развитию речи. Развитию мелкой моторики руки, коммуникацию. Поэтому коррекционные возможности художественной деятельности связаны, прежде всего, с тем, что творчество является источником новых позитивных переживаний.
Творческое воображение ребенка с ОВЗ всегда происходит с подачи взрослого, педагога. Наша задача, подтолкнуть, помочь ребенку в сознательно – поисковой деятельности, которая в полной мере может быть обеспечена художественным творчеством. Показателем творческой деятельности может быть оригинальность, индивидуальная неповторимость художественных образов, созданных детьми.
Проявлением детского творчества является не только достаточный уровень развития активности и самостоятельности в организации и осуществлении деятельности. Уровень творческого воображения характеризуется тем, что ранее усвоенные изобразительные приемы трансформируются в средства выражения субъективно – оценочного отношения ребенка к содержанию своей работы. Именно творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества детей и ему отводится особая роль.
В своей педагогической деятельности с детьми с ОВЗ, я отвожу важное внимание такой творческой деятельности , как аппликация. В процессе и с простыми формами различных предметов, части и силуэта, которые они вырезают и наклеивают. Аппликация способствует развитию математических представлений. Дети знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических фигур, получают представления о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, центре и т.д) и величины (больше, меньше). В процессе аппликации у детей развивается чувство цвета, ритма. Симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. В этом виде искусства большое значение имеет последовательность прикрепления частей – сначала наклеиваются крупные формы, потом предметы второго плана, заслоняются другими и в последнюю очередь предметы первого плана. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мелкой моторики руки, координации движений. Ребенок учится правильно держать ножницы. Вырезать по контуру формы. Поворачивая лист бумаги. Раскладывать формы на листе, на равном расстоянии друг от друга.
Аппликация наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения предметов. Дети овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, полученные при знакомстве с окружающим миром. Во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций. Картин. Произведений народно – прикладного искусства.
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка с ОВЗ достаточного уровня технических умений, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания. Наклеивания, внимание его направляется на создание разных форм, по форме, величине, цвету. что приводит к положительным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно, когда умело регулируются и применяются наиболее эффективные методы обучения детей с ОВЗ, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не продуктивного применения усвоенных знаний и умений. Во время работы знакомлю детей со свойствами разных материалов, учу различать геометрические фигуры, цвет предметов, устанавливать соотношение предметов по величине. Выделять положение предмета в пространстве. Ореинтироваться на листе бумаги.
В процессе аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства:
Радуется изображению, которое он создал сам, огорчается. Если что – то не получается ( в том и другом случае у детей с ОВЗ проявляются бурные эмоции). Но самое главное, создавая изображение. Ребенок приобретает различные знания, углубляются и уточняются его познания. Он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности. Детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится их использовать.
Аппликация создает основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми, снимает нервное напряжение. Вызывает радостное настроение, обеспечивает положительное, эмоциональное состояние. Ребенок овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, но и учится их использовать.
Учитывая, что дети с ОВЗ постоянно испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками, я подобрала соответствующие коммуникативные игры и упражнения:
«Я хочу тебе пожелать»;
«Хорошо и плохо»;
«Нам вместе веселее»;
«Клубочек»;
«Кто мой друг»;
Творческие игры и упражнения:
«Сложи картинку»;
«Нелепицы»;
«Рассуждалки»;
«Узнай по части целое»;
«Кто спрятался» и т.д.
Имеется подбор дидактических игр, продуктивных видов деятельности (Аппликации, лепка, рисование), по лексическим темам:
«Какие фрукты съел Миша?»;
«Цветные паруса»;
«Поставь машину в гараж»;
«Графический диктант»;
«Найди на картинке ошибки художника» и т.д.
Ежедневно в группе проводятся пальчиковые игры и упражнения:
«У дедушки Трифона»;
«Веселый гномик»;
«Два медведя»;
«Мы трудиться не устанем»;
«Веселая семейка и др.
В ходе занятий с детьми интегрированный подход считаю актуальным. Интеграция соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы и живописи).
Интеграция в художественно – творческой деятельности детей с ОВЗ выступает как ведущий принцип активного познания окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи.
В нее входят:
1. Общее и коммуникативное взаимодействие;
2. Физическое воспитание;
3. Развитие ручной моторики;
4. Сенсорное развитие.
5. Музыкальное воспитание4
6. Предметная деятельность. Игра;
7. Познавательное развитие;
8. Социальное развитие;
9. Подготовка к школьному обучению. Интегрированная деятельность детей с ОВЗ снимает утомляемость, перенапряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышает интерес, развивает воображение, внимание, память.
Таким образом, в творческой деятельности мы видим свою задачу осуществления широкого включения в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно – творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольника и в оформлении помещений детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия. Вызывает чувство радости.
Литература:
1. Выготский Л.С. «Психология развития ребенка».
2.Леонова Н.Е. «Творческое развитие детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности». Методическое пособие .ФГОС.
3. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления» Академия развития 2008г. Дубровская А.Н. «Приглашение к творчеству».
4. Сокина С.Д. «Технология интегрированных занятий в ДОУ»