Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста ☼☼ | Полеева Антонина Евгеньевна и Грянкина Татьяна Алексеевна. Работа №299567
Автор: Полеева Антонина Евгеньевна и Грянкина Татьяна Алексеевна
варительный просмотр:
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.
Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.
Творческое мышление позволяет представить результат труда до его начала, при этом не просто придумать что-то новое, но и продумать все части, пользу и возможное использование задуманного, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. При этом процессе отражение действительности происходит путем оперирования понятиями и поэтому создание с помощью творческого мышления образа конечного или промежуточного продукта труда ведет к его предметному воплощению.
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, который обеспечивает формирование объемных образов, также включающий в себя рассуждение в терминах изображений и использование их в ходе решения различных задач (как практических, так и творческих). Основывается на образе, который имеет пространственные характеристики: форма, размер, положение в пространстве и др .Пространственное мышление отвечает за ориентирование в окружающем мире, решение геометрических задач и представление объектов в объеме. Закладывание подобных навыков происходит еще в дошкольном возрасте, так как в этот период развития обучение происходит наиболее просто и эффективно.
Пространственное мышление в дошкольном возрасте приобретает особое значение. Оно отвечает за ориентирование в окружающем мире, воспроизведении пространственных образов и их использовании при решении разного рода задач. Не стоит бояться начать развивать навыки пространственного ориентирования у ребенка слишком рано. Ученые, занимающиеся изучением нейрофизиологии, выяснили, что в самом раннем детстве происходит развитие отделов головного мозга, которые влияют на размышления о пространственном положении объектов. Так младенцы в возрасте четырех месяцев показывают умения, которые связаны с мысленным вращением различных вещей
До 3 лет На этот возраст отлично подходят скорее не занятия, а творческая деятельность и общение. Младенца полезно стимулировать ползать, раскладывая игрушки в разных местах, показывать как можно разнообразно манипулировать с предметами и играть. Малышу постарше надо показывать где и какая у него часть тела или лица, а когда он освоится, просить показать, где такие же части тела у игрушек/других людей. Это нужно для развития у ребёнка базовой проприоцепции - понимания положения своего тела и его частей в пространстве. Развитие проприоцепции важно для детей вообще, а для детей с нарушениями развития так особенно. Ребёнок, у которого недостаточно развита проприоцепция, может иметь повышенную или пониженную кожную чувствительность и пытаться скомпенсировать недостаточность ощущений от собственного тела при помощи гиперактивности с элементами агрессии (лететь с разбегу на предметы и людей, крушить всё на своём пути, щупать и жмакать всё вокруг, чрезмерно крепко обниматься и слишком бурно выражать свои чувства прыжками/бегом/крушениями всего вокруг). Из развивалок на этот возраст хорошо подойдут игры с мячом, кеглями, магнитная рыбалка, стройка из кубиков и конструктора, простенькие аппликации из геометрических фигур, лепка из теста/пластилина колобков, снеговиков, колбасок, ставить точки на бумаге и предлагать соединить их прямой линией, простые раскраски и бумага с карандашами для первых каляк, пазлы или разрезные картинки из 2-4 деталей (можно и больше, если ребёнок может больше).
Как видите, вариантов развивать пространственное мышление как в процессе занятий, так и в быту/игре, на самом деле масса.