«Развитие творческого воображения у дошкольников с помощью ТРИЗ - технологий» | Буланая Светлана Михайловна. Работа №310273
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном дошкольном образовании, выдвигает в качестве приоритетной, проблему творчества, развития воображения и креативного мышления, способствующих формирования творческого потенциала личности, отличающейся оригинальностью, уникальностью.
Традиционные формы работы педагогов не справляются в полной мере с запросами, предъявляемыми к ним современным обществом. Стоит искать эффективные формы, методы и технологии для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Статья на тему:
«Развитие творческого воображения у дошкольников с помощью
ТРИЗ - технологий»
Воображение! Без этого качества нельзя
быть ни поэтом, ни философом, ни умным
человеком, ни мыслящим существом, ни
просто человеком.
Д.Дидро
Мир меняется, обновляются привычки, традиции, устои, а это значит, что человеку важно уметь прогнозировать и предвидеть, выстраивать программу поведения. Изменения, происходящие в жизни современного общества, требуют от людей качеств, позволяющих творчески и продуктивно реагировать на сложившиеся обстоятельства, для чего необходимо быть готовым к внутренним изменениям, активизации творческого потенциала.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном дошкольном образовании, выдвигает в качестве приоритетной, проблему творчества, развития воображения и креативного мышления, способствующих формированию творческого потенциала личности, отличающейся оригинальностью, уникальностью.
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих находить собственное решение, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, способных быстро адаптироваться в поведенческой сфере к изменяющимся условиям.
Традиционные формы работы педагогов не справляются в полной мере с запросами, предъявляемыми к ним современным обществом. Стоит искать эффективные формы, методы и технологии для развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Решение проблемы развития творческого воображения зависит от комплекса психолого-педагогических условий и одним из них является применение приемов ТРИЗ.
Главной задачей системы дошкольного образования выступает развитие у детей воображения как инструмента для достижения цели в дальнейшем. Более эффективными и запоминающимися становятся те формы работы, в которых дети – активные участники, инициаторы деятельности.
ТРИЗ - технологии стимулируют к творчеству, дают толчок для проявления фантазии, воображения. Развивают речь и мышление.
Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности, период обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Творческое воображение ребенка развивается на фоне познания окружающего мира, а также стремления к преобразованию действительности.
С 1950 – х гг. постепенно развивалась и утвердилась теория решения изобретательских задач, которая основывается на положении: технические системы развиваются по определенным законам, их можно познать и применить в создании новой технологии творчества.
Г.С. Альтшуллер, основатель ТРИЗ придерживается следующей точки зрения: творческий процесс важно и нужно готовить, им можно управлять.
ТРИЗ дает способы решения нестандартных ситуаций, поиска оригинальных идей, развития творческой личности.
Из инженерии в дошкольное образование ТРИЗ-технология пришла в 1980-х гг.
Используя ТРИЗ мы способствуем развитию у детей воображения, поддерживаем детскую инициативу, позволяем раскрыться и создаем ситуацию успеха.
ТРИЗ-технологии вносят разнообразие в воспитательный процесс, делают его интереснее и эффективнее. Он учит детей находить решение проблемной ситуации, развивает творческую и мыслительную активность. ТРИЗ-технологии с успехом можно применять в игровой деятельности, в режимных моментах, на прогулке, во время проведения занятий. В ТРИЗ существует много методов, которые с успехом могут применяться в образовательной деятельности.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
Нахождение решений в проблемной ситуации.
Метод мозгового штурма – участникам обсуждения предлагается высказать как можно больше идей за определенное время. Затем группе людей предлагается выбрать наиболее удачные идеи из общего числа предложенных. Применение данного метода в детском саду хорошо тем, что он предполагает отсутствие критики. Дети могут высказывать любые, даже самые фантастические идеи и их никто не отвергнет.
Например: варианты спасения колобка от лисы: насыпать в тесто побольше соли, перца, пригореть в печи, намокнуть, в саже испачкать, на румяном колобке как на мухоморе нарисовать белые крапины. Идеальный конечный результат предполагает, что мы затрачиваем минимум ресурсов (времени, денег, материалов) и получаем при этом максимально желательный результат.
Типовые приемы фантазирования
Это помощники фантазии ребенка (как изменить предмет? Возьмем волшебную палочку и: увеличим-уменьшим, разделим-объединим, оживим-превратим в камень и т.д.
Решение противоречий
Закон единства и борьбы противоположностей – в каждом объекте, явлении или предмете можно найти как хорошие, так и плохие стороны. Эту истину для детей прекрасно раскрывает игра «Хорошо-плохо». Например: деревянная ложка, положительные черты – она красивая, ею можно играть, ее можно сделать своими руками; отрицательные черты – неудобно есть, она слишком большая.
Метод «Золотая рыбка» - суть в том, чтобы разделить ситуации на реальную и фантастическую. С детьми можно поискать в сказках реальное и фантастические, а найденное фантастическое, соотнести с реальным. А может ли это когда-нибудь произойти?
Мышление по аналогии – аналогия – сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам. Данный метод широко применяется в работе с дошкольниками в играх «Кто это может быть?», «На что похоже?» и т.д.
Внедрение любой технологии предполагает ее системное использование во всех направлениях развития воспитанников, в том числе и физическом.
Задачи здоровьесберегающего характера, являются для дошкольных учреждений приоритетными, поэтому из физического развития не исключаются такие понятия, как осознанность выполнения физических упражнений, интерес к ним, самостоятельное творческое применение в разных ситуациях.
Известно, что деятельность, построенная на основе методов ТРИЗ, помогает воспитывать интерес к окружающему, стимулирует познавательную активность дошкольников. У детей, увлечѐнных игрой, повышается способность к произвольному вниманию, обостряется наблюдательность.
Первоначально работу по внедрению ТРИЗ в физическое развитие можно начать со старшими дошкольниками. Реализация поставленной цели направлена на отбор приемов и методов, которые можно использовать в совместной деятельности педагога с детьми по физическому развитию в режимных моментах.
Инструктор по физкультуре или воспитатель предлагает детям разнообразные игры и упражнения, спортивные задания.
Придумать загадки про спортивный инвентарь:
Круглый, но не арбуз,
Мягкий, как кровать,
Сделан из сетки, но не ракетка,
Большой, как обруч,
Можно прыгать, но не скакалка. (батут)
Это спортивный снаряд, предназначен для ловли мяча, отбитого ногой. Похож на квадратный сачок, но больше в размерах. (футбольные ворота)
Вчера был тканью резиновой, сегодня арбуз с рожками малиновый. (фитбол)
Игра–упражнение «Кто больше знает?» метод «Снежного кома»
Педагог предлагает детям по очереди называть разных животных (виды спорта), при этом стоя в двух шеренгах перебрасывать мяч по цепочке. Кто не знает или повторяет уже сказанное, теряет мяч – выбывает из игры. В конце игры остаются трое «ловких знатоков».
Игра–упражнение «Да–нетка» («Прыжок–хлопок»)
Перед началом игры дети делятся на несколько подгрупп, одна подгруппа из которых загадывает животное и предлагает остальным по очереди при помощи движений отгадать его. Показывать движения, указывающие на различные признаки: например, Летает? Ходит на четырёх лапах? Выпрыгивает вверх на двух? Домашнее? Хищник? И т.д. Движения и признаки заранее разучиваются и совершенствуются.
Игра «Фантастический спортивный инвентарь»
Соединяя элементы стандартного спортивного оборудования, создать нереальный «фантастический» спортивный снаряд.
Игра–упражнение «Новые названия»
Педагог предлагает детям придумать новое название спортивным снарядам, сочетая их с видами спорта, в которых они используются. Работая подгруппами: первая – называет спортивный снаряд, другая – придумывает название. Затем наоборот.
Например: обруч – «колесо гимнаста», гантели – «рукавицы силача», мяч – «собачка баскетболиста».
Игра–упражнение «Волшебная палочка»
Предложить детям используя волшебную палочку совершить волшебство и превратить живые предметы в неживые, и наоборот с помощью двигательных действий.
Например: деревья растут в лесу – показать статическое положение, стоя на одной ноге, руки и другая нога в стороны.
Оживает, показать в движении (деревья высоко поднимают колени, ходят по лесу, падают, качаются в разные стороны)
Игра–упражнение «Кто дальше прыгнет»
Дети делятся на две команды. Педагог называет вид спорта. Дети, выполняя прыжки в длину каждый следующий из исходного положения предыдущего, называя, одна команда положительные стороны этого вида спорта, другая – отрицательные.
Игры на внимание «Герои сказок»
Педагог называет положительного сказочного персонажа – дети подбрасывают мяч вверх с хлопком, а отрицательного (злодея) – отбивают один раз о пол.
Примеры для игры: Снежная Королева, Белоснежка, Мики–Маус, Иван–царевич, Алдар–косе, Людоед, Бай, Кот в сапогах, Айболит, Кощей, Змей Горыныч, Золушка, Бармалей, Буратино, Мачеха, Чебурашка, чёрт, Дед Мороз и т.д.
Метод «Золотая рыбка»
Педагог предлагает поиграть в мини–футбол, но мяч пропал. Детям предлагается подобрать из предложенного инвентаря в спортивном зале предмет, заменяющий мяч. Например: мягкий модуль, куб, мешочек, и др. Проводиться игра с выбранным предметом.
Игра–упражнение «Кто? Что делает?»
Дети перебрасывают мяч через сетку, при этом педагог называет какой–либо спортивный снаряд. Нужно вернуть мяч, назвав действие этого снаряда. Например: мяч – учит выполнять ведение, скакалка – учит перепрыгивать, скамейка – учить держать равновесие, и т.д. Можно повторять и перебрасывая говорить несколько действий.
Метод фокальных объектов
Игра–упражнение «Где можно использовать?»
Педагог предлагает детям, используя знакомые спортивные снаряды использовать в необычных ситуациях.
Например: обруч: кочки (прыгать из обруча в обруч), лужи (перепрыгивать), колесо (перекатывать), ворота (выполнять лазание правым, левым боком)
Игра–упражнение «Запрещённое движение»
Педагог показывает различные движения, которые нужно вслед за ним повторять. При этом какое–либо движение (например: руки вверх) объявляется запрещённым, его повторять нельзя. Игра повторяется в быстром темпе на выбывание.
Представленные методы и приемы ТРИЗ, игры и упражнения можно варьировать и перестраивать с учетом целей и задач вашего конкретного вида деятельности. Одну и ту же игру можно использовать в качестве привлечения внимания детей к выполнению ОРУ или в качестве подвижной игры в конце занятия.
Игры и методы ТРИЗ удобны своей мобильностью и возможностью подстраивать их для своих нужд, в своих целях.
Игры для детей старшего дошкольного возраста, при небольшой доработке можно использовать и с детьми младшего возраста.
В процессе использования технологии ТРИЗ в разных областях развития у детей формируется творческое мышление, воображение, повышается интерес к физическим упражнениям, формированию навыков ЗОЖ.
Автор: старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 96»
С.М. Буланая
По материалам книги «Развиваем творческое воображение с помощью ТРИЗ – технологий», автор Прохорова Л.Н.