Развитие творческой активности на логопедических занятиях | Плаксина Юлия Аликовна. Работа №292656
Автор: Плаксина Юлия Аликовна
Аннотация: в статье представлен практический материал по развитию творческой активности детей: перенос элементов традиционных логопедических заданий в песочницу.
Ключевые слова: песочная терапия, активизация творческой энергии детей с ограниченными возможностями.
Развитие творческой активности детей стало одной из главных ценностей современного образования. Логопедические методики коррекции на протяжении уже многих десятилетий остаются почти неизменными. Проанализировав данную ситуацию, определена проблема необходимости выявления новых педагогических технологий и инновационных форм по развитию творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья при оказании логопедической помощи.
В практической деятельности положительные результаты дают следующие инновационные образовательные и коррекционные технологии: песочная терапия, сказкотерапия, элементы мульттерапии, спонтанное рисование сюжетной картинки по автоматизации звука. Эти технологии максимально развивают творческую активность детей с ОВЗ и оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуя оздоровлению всего организма ребенка
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Плаксина Юлия Аликовна
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №35
г. Челябинска»; Центральный район
Аннотация: в статье представлен практический материал по развитию творческой активности детей: перенос элементов традиционных логопедических заданий в песочницу.
Ключевые слова: песочная терапия, активизация творческой энергии детей с ограниченными возможностями.
Развитие творческой активности детей стало одной из главных ценностей современного образования. Логопедические методики коррекции на протяжении уже многих десятилетий остаются почти неизменными. Проанализировав данную ситуацию, определена проблема необходимости выявления новых педагогических технологий и инновационных форм по развитию творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья при оказании логопедической помощи.
В практической деятельности положительные результаты дают следующие инновационные образовательные и коррекционные технологии: песочная терапия, сказкотерапия, элементы мульттерапии, спонтанное рисование сюжетной картинки по автоматизации звука. Эти технологии максимально развивают творческую активность детей с ОВЗ и оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуя оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать данные технологии в коррекционно-развивающий процесс, создавать психофизиологический комфорт детям во время коррекции помогают организовать совместную деятельность интереснее и разнообразнее [1,2].
Перенос элементов традиционных логопедических заданий в песочницу позволяет добиться наибольшего результата в решении коррекционно-образовательных и воспитательных задач. Развиваются представления об окружающем мире, пространственная ориентация, тактильно – кинестетическая чувствительность, совершенствуется координация движений и мелкая моторика. Дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, начинают спонтанно импровизировать, передавая интонацию, темп и ритм речи логопеда. А это, в свою очередь, способствует развитию речи. В играх с песком наиболее гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции. Кроме того, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми с ОВЗ[4]. Но главное, приемы песочной терапии помогают традиционной методике по звукопроизношению стать более интересной, увлекательной и более продуктивной.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Задание: Если ты услышишь звук [Л], спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей (логопед произносит согласные звуки, ребенок выполняет соответствующие движения).
Задание: Если ты услышишь звук [Л], нарисуй волну на песке (или выложи ракушку). Логопед произносит звуковой ряд: [Л], [П], [Л], [Л], [М], [Л]; слоговой ряд: ЛА, ВО, ЛЫ, ЛУ, МА; цепочки слов: камбаЛа, акуЛа, окунь, рыба-моЛот, скумбрия, саЛака, медуза, рыба-Луна; ребенок выполняет действие.
Автоматизация изолированных звуков.
Задание: Проведи длинную дорожку по песку, произнося при этом длительно звук «ШШШ». Теперь пальчиком ставь точку, при этом отрывисто произноси [Ш], [Ш], [Ш], [Ш].
Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.
Задание: Из камешков построй дорожку на песке. Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй «пла-пло-плы», «кла-кло-клы» и т.д. А теперь из ракушек построй дорожку на песке. Шагай по ней и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту-шта» и пр. (можно повторять слоги с оппозиционными звуками «сма-шма», «шка-ска», «сву-шву» и т.д.)
Автоматизация звука в слогах и словах.
Задание: по середине слева напиши букву Л, справа в столбик напиши буквы: А, О, У. Проведи дорожки и прочитай получившийся слог. Придумай слова на каждый слог.
Автоматизация и дифференциация звуков в слове.
Задание: В песочнице для тебя спрятаны игрушки. Найди их. Назови, что ты нашел. Разложи игрушки к картинкам - со звуком [С] к «насосу», со звуком [Ш] к «шарику».
Автоматизация и дифференциация звуков во фразе.
Задание: Из палочек, камешков, ракушек в левом верхнем углу песочницы выложи девочку. Придумай ей имя со звуком [С] (Соня, Саша, Света). Возьми палочку и нарисуй на песке справа от Сони сапоги. Придумай предложение про Соню и сапоги (Соне мама купила сапоги.) и т.д.
Автоматизация звука во фразе.
Задание: Укрась ракушками дно. За каждый правильный ответ выкладывай ракушку. «Исправь ошибку»: «На Луне небо», «Ласты купили папу», «На акваланге спина», «Калач съел Павлушу», «Волны плывут по лодке», «Камбала запекла бабушку».
Автоматизация звука [Л] в связной речи.
Задание: Назови картинки (акула, камбала). Придумай несколько предложений, как эти рыбы живут в море. Послушай рассказ и ответь на вопросы по тексту. Попробуй пересказать.
«АкуЛа и камбаЛа»
Это КамбаЛа. КамбаЛа отдыхаЛа. Это АкуЛа. АкуЛа быЛа гоЛодна. АкуЛа увидеЛа КамбаЛу и поплыЛа за ней. КамбаЛа сначаЛа испугаЛась. Ловкая камбаЛа успеЛа запЛыть в иЛ. Так КамбаЛа уцелеЛа.
Используя в работе элементы песочной терапии, сказкотерапии, а также при спонтанном рисовании сюжетной картинки по автоматизации звука, становится очевидным, насколько данные виды деятельности эффективны для полноценного развития личности ребенка и его творческой активности. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства, грамотно писать, говорить и у детей эффективнее проходит автоматизация поставленных звуков. Логопед помогает связать спонтанные образы детей в целостную композицию, подбирая вместе с ребенком художественные приемы, интересную форму подачи сюжета[2; 3]
Сложные дети требуют к себе больше внимания, а включенность в творческую деятельность дает им ресурс, помогающий справиться с проблемами, поэтому нужно искать новые средства, методы, чтобы активизировать творческую энергию детей с ограниченными возможностями здоровья[3,4]. Развитие творческой активности дает возможность ребенку повысить учебную мотивацию, самооценку, способствует самореализации и позволяет успешно компенсировать свой дефект.
Библиографический список
1. Громова, О.Е. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
2. Козионова Л.В. Нетрадиционные логопедические технологии. Использование пескотерапии в работе логопеда. http://www.logoped.ru/kozilv02.htm
3. Набойкина, Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006.-144с.
4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь,2006.– 176с.