Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности» | Копейко Елена Владимировна. Работа №346863

Дата публикации:
Автор:
Описание:

. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………..7

1.1 Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности………………………………………….………………...7

1.2 Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка…………………………………………………………………………......9

II.ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………….…11

2.1 Приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности……………………………………………......11

III.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ АТТЕСТАЦИОННОГО ПЕРИОДА С 2018 Г. ПО 2023 Г. ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………….….15

Заключение 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ

ДОМ РЕБЁНКА Г.ДОНЕЦК

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач:

____________Висягин В.Б.

 

 

 

 

ОПЫТ РАБОТЫ

Воспитатель

«Специалист высшей категории»

 

КОПЕЙКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

(2018-2023)

Тема работы: «Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

 

 

 

 

 

 

Донецк. 2023 г.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

ВВЕДЕНИЕ (тема, актуальность, цель, объект, предмет, методы)……....3

I. Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………..7

1.1 Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности………………………………………….………………...7

1.2 Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка…………………………………………………………………………......9

II.Формирование творческой активности дошкольников………………………………………………………….…11

2.1 Приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности……………………………………………......11

III.Перспективное планирование во время аттестационного периода с 2018 г. по 2023 г. по развитию творческой активности детей посредством изобразительной деятельности………………………………….….15

Заключение ………………………………………………………………....18

Список использованной литературы…………………………………......19

 


ВВЕДЕНИЕ

Я, Копейко Едена Владимировна, работаю воспитателем в Республиканском специализированном доме ребенка г.Донецка МЗ ДНР с 1999 г. Общий стаж 23 года 7 месяцев, педагогический стаж -23 года и три месяца. В 2003 года окончила Славянский государственный педагогический университет и получила квалификацию воспитателя дошкольного возраста. В 2018 году подтвердила квалификационную категорию «Специалист высшей категории». За аттестационный период с 2018 по 2022 год прошла курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО «ДРИРО».

В своей работе руководствуюсь следующими нормативно-правовыми документами:

-Конституция Донецкой Народной Республики (14.05.2014)

-Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики  (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 55-IНС от 19 июня 2015)

-Закон Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения»  (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики  № 40 -IНС от 10.04.15)

-Закон Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики  № 33 - IНС от 24.04.15)

-Указ Главы Донецкой Народной Республики «О введении режима повышенной готовности» и др.

В Донецком областном специализированном доме ребенка «Малютка» с 1 июня 2013 года работает государственный реабилитационный центр, по лечению и восстановлению детей, получивших травмы при тяжелых родах, а также детей, страдающих от детского церебрального паралича и дисфункций центральной-нервной системы.

В центре используется высокотехнологичная аппаратура ведущих мировых производителей, а так же специальный педагогический подход.

Одним из педагогических подходов к детям во время арт-терапии и других развивающих занятий, является методика Монтессори в основе которой лежит то, что малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятия.

Дом ребенка рассчитан на 200 коек. В своем составе имеет 5 групп детей грудного возраста, 2 группы – детей от 1 до 2 лет, 2 группы – детей от 2 до 3 лет и 2 группы детей-инвалидов.

В учреждение поступают дети с неврологической патологией: перинатальная патология и ее последствия, ДЦП, аномалии развития головного и спинного мозга и другие врожденные аномалии.

После реабилитации у всех детей наблюдается положительная динамика о которой говорят не только врачи, но и родители:

Особенность моей работы заключается в том, что я решаю вопросы организации жизни детей. их обслуживания и реабилитации совместно с врачом, методистом и логопедом. Главная задача- обеспечить полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных возможностей.

Исходя из этого, мною была выбрана тема опыта работы: «Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности».

 

Актуальность: Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.

В государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

 

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Цель опыта работы - выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста.

Объект - процесс формирования творческой активности у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

Предмет - приемы и средства изобразительной деятельности.

Задачи:

изучить психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста;

раскрыть основные понятия по теме

работы

;

рассмотреть роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка;

рассмотреть приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности

.

Методы: теоретический анализ специальной литературы.

Практическая значимость: выявленные приемы и средства изобразительной деятельности могут быть использованы воспитателями в их практической деятельности по развитию творческой активности у детей дошкольного возраста.

 


I. Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности у детей дошкольного возраста

1.1 Педагоги и психологи о детском художественном творчестве и творческой активности

 

Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной) [4].

Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией [4].

Виднейший психолог Б.М. Теплов, характеризуя творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо чтобы какая - то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие [13].

Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения. А.В. Запорожец утверждает, что «детское творчество существует», но обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка.

Итак, одной из главных задач детской педагогики и психологии является воспитание ребенка творческой и активной личностью. В дошкольном возрасте дети проходят социализацию, обучение, подготовку в дошкольных учреждениях, где педагоги и воспитатели используют разные техники и приемы для развития ребенка.

 

Таким образом, творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.

 

 

 

 


1.2 Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка

 

По мнению В.Штерна, рисунок ребенка - отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер - ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.

Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности [10].

Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.

 

По мнению А.В.Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок - одна из таких опор.

Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им небольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).

Таким образом, в современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста, а также для развития творческой активности детей. Дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами художественного творчества, в том числе и рисованием.

 

 


II.Формирование творческой активности дошкольников

2.1 Приемы и средства развития творческой активности дошкольников в изобразительной деятельности

 

Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.

 

Рисование более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги [18].

Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу,

Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачами воспитания и развития.

Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.

Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала.

Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.

Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.

Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.

Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования [4].

Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка - координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение.

Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада [10].

Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре.

Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.

Имеющийся отечественный опыт по развитию творческой активности детей в изобразительной деятельности показывает, что для развития самостоятельной деятельности необходимо методическое руководство. Следует планировать примерную тематику детских занятий, намечать приемы руководства. Все это способствует подержанию устойчивого интереса детей к изобразительной деятельности.

Педагог может использовать целую группу методов с целью развития самостоятельных действий с художественным содержанием. Это - организация целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы.

При помощи указанных методов педагог способствует формированию замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, цветные мелки), реализации замысла (нахождение выразительных средств, для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки), оценке продукта деятельности.

Работа воспитателя по развитию творческой активности дошкольников не должна ограничиваться лишь педагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности и развитии инициативы, в обогащении их образными художественными впечатлениями важную роль играют и условия в семье. Для ознакомления родителей с задачами художественного воспитания детей специалисты советуют проводить родительские собрания. На них необходимо давать развернутую характеристику детского творчества, той работы по изобразительной деятельности, которая проводится на занятиях. Следует обратить особое внимание на необходимость тесной связи детского дошкольного учреждения и семьи в целях художественного развития детей. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы.

Таким образом, роль педагога в управлении изобразительной деятельностью детей довольно велика и требует от него особых качеств и навыков.

Личность ребенка многогранна и наиболее яркие качества личности, ее оттенки могут проявляться и развиваться лучше всего в разнообразных видах деятельности. Однако формирование у каждого ребенка творческой инициативности - процесс длительный и в значительной мере все-таки зависит от уровня познавательных и художественных интересов.

Задача педагога - своевременно оценить и правильно направить творческие способности ребенка.

Несомненно, вопрос развития творческой активности дошкольников, и развития его личности в целом, в изобразительной деятельности нуждается в дальнейшем глубоком изучении.

 


III. Перспективное планирование во время аттестационного периода с 2018 г. по 2023 г. по развитию творческой активности детей посредством изобразительной деятельности

 

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. На занятиях создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственно чувство прекрасного, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, пропорции, формы, ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства (хохлома, гжель и т.д.) вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Так постепенно у детей развивается художественный вкус.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023г.

Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной изобразительной деятельности.

Задачи:

Изучить

педагогические,

психологические,

методические

литературные

источники

по

развитию

художественно

творческих

способностей

детей

дошкольного возраста

в

процессе продуктивной

деятельности.

Создать

условия

для

развития

творческих

способностей

у

детей

дошкольного

возраста

в

процессе

продуктивной

изобразительной

деятельности.

Формировать

у

детей

умения

и

навыки,

необходимые

для

создания

творческих

работ,

активизировать

творческие

проявления

в

процессе

собственной

продуктивной

изобразительной

деятельности.

Воспитывать

самостоятельность

в

нахождении

выразительных

изобразительных средств,

для

создания

художественного

образа.

Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать

психолого-педагогическую

культуру

родителей

в

области

детского

художественного творчества.

 

 

 

 

 

Перспективное планирование

 

 

 

Сроки

Содержание работы

Формы работы детьми, с

педагогами, с

родителями)

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр,

выставка работ и т.д.)

I. Теоретический этап

2018 г.-

2023г.

Продолжать изучение

методической литературы по данной теме.

 

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в

детском саду».

Беседы;

-Рассказ воспитателя;

Консультации;

самостоятельное

художественное

творчество

детей;

Рассматривание

репродукций картин, подлинных изделий декоративно-

прикладного искусства, иллюстраций,

альбомов, открыток, таблиц, слайдов;

Экскурсии;

-Дидактические игры;

Включить в разработку

комплексно-

тематического планирования по художественному творчеству

нетрадиционные техники рисования;

-Консультация для родителей «Зачем детям рисовать».

Разработки занятий по

ИЗО с использованием

нетрадиционной

техники.

II. Практический этап

 

Использование

Экспериментирование

- Выставки детских

2018 г.-

методики на

с различными

работ;

2023 г.

занятиях, в

художественными

- Совместная выставка

 

свободной

материалами.

работ родителей и детей

 

деятельности, в

- Занятия на основе

«Веселые фантазеры».

 

Участие во

декоративно-

- Мастер-класс для

 

Республиканских,

прикладного

родителей по

 

интернет –

искусства,

нетрадиционной технике

 

конкурсах.

иллюстраций,

рисования пейзажа.

 

Разработка

альбомов, открыток,

- Отчет о родительском

 

занятий по ИЗО с использованием нетрадиционной техники.

Провести родительское

собрание «Мир волшебных

сказок».

таблиц, слайдов;

Экскурсии;

-Дидактические игры;

Родительское

собрание;

Диагностика.

собрании.

- Консультация для воспитателей по теме самообразования.

- Консультация для родителей

«Нетрадиционные техники рисования в развитии детей

дошкольного возраста».

III. Заключительный (аналитический)

2023 г.

май

Использование

детского

творчества в дизайне группы;

Участие

воспитанников в

конкурсах

детского творчества;

Вовлечение

родителей в

совместную

творческую

деятельность.

-Результаты

мониторинга по изобразительной деятельности

Самоанализ

проделанной работы

Педсовет.

Творческий отчет

 

 

Предполагаемый результат: привлечь детей к продуктивной изобразительной деятельности; вовлечение родителей, по возможности, в совместную творческую деятельность, повысить психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.

 

 

 

 

Заключение

Итак, цель работы - выявить приемы и средства изобразительной деятельности, наиболее эффективные для развития творческой активности у детей дошкольного возраста, была достигнута.

Мы установили, что развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом - актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее благоприятным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.

Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества (особенно ее педагогические аспекты) остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

Формирование творческой личности, личности эстетически развитой и нравственной - одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Решать эти сложные задачи помогает искусство. Любовь к прекрасному, которую педагог привьет своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, поможет понять истинные ценности, обогатит яркими эмоциями.

Теоретическое обоснование программ творческого развития, внедрение в практику лучших образцов изобразительного искусства, их взаимодействия имеют неоценимое значение в развитии творческой активности детей дошкольного возраста.

Значение искусства в жизни человека, в особенности в детские годы, невозможно переоценить: оно готовит его к вступлению в жизнь с учетом самой ценности детства. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.

При этом следует учитывать возрастное развитие дошкольников: физиологическое (физический статус, здоровье); когнитивное (устойчивые навыки, данные при рождении); аффективные (эмоциональные); психологические (восприятие, речь, мышление, память, воображение, представление). Это требует от педагогической практики разработки таких условий, которые могли бы обеспечить художественное образование как системное.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2002.

.Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов/ сост. Кривоногова Л.Д. - 2-е изд. - Мозырь: Белый ветер, 2006.

.Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспи

тание. - № 3. - 2005.

.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский.

- М.: Педагогика, 1991.

.Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2010.

.Гмошинская М.В. Работа младенцев красками - начало творческой деятельности // Дошкольное воспитание. - № 2. - 2009.

.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2004.

.Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - № 4. - 2008. - 21-29; № 5. - 2008.

.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2010.

Карпенко, Л.А. Словарь: психология. - М., 1990.

Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001.

Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. - М.: Педагогическое общество России, 2009.

Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. - М., 2008.

Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. - Киев, 1986.

Лилов А. Природа художественного

творчества. - М., 2003.

Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. - М., 1987.

Петровский, А.В. Психология словарь, 2-е изд. - М., 1990.

Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. - М., 2011.

Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2005.

Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в де

тском саду. - М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×