Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства | Бетрозова Ирина Петровна. Работа №346186

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы, способствующие развитию творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства. Творческая активность играет важную роль в формировании художественного мышления, способности к самовыражению и личностному развитию учеников. Уроки изобразительного искусства предлагают уникальные возможности для создания среды, в которой учащиеся могут развивать свою креативность, учиться самостоятельно принимать решения и экспериментировать с различными материалами и техниками.

Ключевые слова: творческая активность, изобразительное искусство, креативность, художественное мышление, самовыражение, экспериментирование.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Бетрозова Ирина Петровна, учитель

МОУ ИРМО «Никольская СОШ», Иркутская область, с Никольск

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы, способствующие развитию творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства. Творческая активность играет важную роль в формировании художественного мышления, способности к самовыражению и личностному развитию учеников. Уроки изобразительного искусства предлагают уникальные возможности для создания среды, в которой учащиеся могут развивать свою креативность, учиться самостоятельно принимать решения и экспериментировать с различными материалами и техниками.

Ключевые слова: творческая активность, изобразительное искусство, креативность, художественное мышление, самовыражение, экспериментирование.

 

В условиях современного образовательного процесса важным становится не только передача знаний, но и развитие творческого потенциала учащихся. Творческая активность является ключевым фактором, который позволяет ученикам проявить индивидуальность, раскрыть свои способности и приобрести навыки, необходимые для самовыражения в различных сферах жизни. Уроки изобразительного искусства предоставляют учащимся пространство для самореализации, стимулируя их к исследованию новых способов выражения своих мыслей и чувств через визуальные образы.

Учитель изобразительного искусства играет важную роль в создании условий для развития творческой активности учащихся. Его задача не только в том, чтобы научить детей основам рисования, но и в том, чтобы пробудить в них интерес к творческому процессу, научить их мыслить нестандартно и искать собственные способы решения художественных задач.

Учитель должен создавать атмосферу свободы и эксперимента, где учащиеся могут не бояться ошибаться и пробовать новые идеи. Поддержка и поощрение оригинальных решений стимулируют учеников к активному участию в творческом процессе.

Важно, чтобы ученики понимали, что искусство — это способ выразить свои чувства, переживания и идеи. Учитель может предложить задания, которые затрагивают личные темы, побуждая учащихся задумываться о себе и окружающем мире через призму искусства.

Существует множество методов и приемов, которые можно использовать для развития творческой активности на уроках изобразительного искусства. Важно сочетать традиционные методы обучения с инновационными подходами, которые побуждают учащихся мыслить нестандартно.

1. Экспериментирование с материалами. Один из способов развития креативности — это предоставление учащимся возможности работать с различными материалами и техниками. Например, можно предложить им смешивать краски с нетрадиционными материалами (песок, ткань, фольга) или создавать коллажи.

2. Работа над проектами. Проектная деятельность помогает учащимся развивать навыки планирования, анализа и креативного мышления. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что способствует также развитию коммуникативных навыков.

3. Интерактивные задания. Современные технологии могут стать отличным инструментом для стимулирования творческой активности. Использование интерактивных приложений, 3D-моделирования или анимации расширяет возможности учеников в самовыражении и создании уникальных работ.

Творческая активность напрямую связана с развитием критического мышления. В процессе работы над художественными проектами учащиеся учатся анализировать свои идеи, оценивать их с точки зрения художественной ценности и корректировать свои решения.

Учитель может организовывать обсуждения выполненных работ, где учащиеся будут высказываться о своих и чужих проектах, делая акцент на сильных и слабых сторонах. Это помогает им развивать способность критически оценивать как свои работы, так и работы сверстников.

Изучение и обсуждение шедевров мирового искусства позволяет ученикам видеть разнообразие художественных стилей и техник, а также вдохновляться примерами для создания собственных произведений.

Несмотря на все преимущества развития творческой активности, педагоги могут столкнуться с рядом трудностей. К ним относятся недостаточная мотивация учащихся, страх перед ошибками и невозможность найти индивидуальный подход к каждому ученику.

1. Проблема мотивации. Не все ученики изначально заинтересованы в изобразительном искусстве. Учитель должен подбирать такие задания, которые будут близки интересам учащихся и помогут им увидеть ценность творчества для их личной жизни.

2. Страх перед ошибками. Многие дети боятся рисовать из-за страха "сделать что-то не так". Учитель должен создать атмосферу, где ошибки воспринимаются как часть творческого процесса, а не как неудачи.

3. Индивидуальный подход. Уровень творческих способностей у всех детей разный, поэтому важно учитывать их индивидуальные особенности. Учитель может дифференцировать задания, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и мог проявить свои сильные стороны.

В заключение отметим, что творческая активность на уроках изобразительного искусства является важным фактором в развитии личности учащихся. Она способствует не только развитию художественных навыков, но и формированию критического мышления, способности к самовыражению и самостоятельному принятию решений. Учитель играет ключевую роль в стимулировании творческой активности, создавая условия для свободного экспериментирования и выражения индивидуальности. Несмотря на возможные трудности, такие как недостаточная мотивация или страх перед ошибками, применение инновационных методов и внимательное отношение к каждому ученику помогут преодолеть эти преграды и достичь успеха в развитии творческой активности.

 

Список литературы

 

Зиновьева, О.Л. (2019). Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства. Вопросы педагогики, 3(4), 28-36.

Калинина, Л.Н. (2021). Проблемы и перспективы развития творческой активности на уроках искусства. Искусство в школе, 4(3), 67-75.

Петрова, Е.А. (2022). Развитие критического мышления через творчество. Педагогика и искусство, 9(5), 83-91.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×