Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие творческой деятельности обучающихся на уроках литературы | Шпетная Галина Ивановна. Работа №344704

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена развитию творческой деятельности обучающихся на уроках литературы. В ней рассматриваются разнообразные методы и подходы, направленные на стимулирование креативности и критического мышления у школьников. Обсуждаются различные формы творческого самовыражения, включая написание альтернативных концовок, участие в литературных конкурсах, создание мультимедийных проектов и театрализацию. Особое внимание уделяется значению групповой работы и современным технологиям в процессе обучения. Автор подчеркивает важность формирования интереса к литературе через активное взаимодействие с текстом и творческие задания.

Ключевые слова: творческая деятельность, литература, методы обучения, критическое мышление, литературные конкурсы, мультимедийные проекты, театрализация, групповая работа, школьное образование.

Развитие творческой деятельности обучающихся на уроках литературы

 

Шпетная Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы

ГБОУ "Средняя школа № 7 городского округа Мариуполь"

 

Аннотация. Статья посвящена развитию творческой деятельности обучающихся на уроках литературы. В ней рассматриваются разнообразные методы и подходы, направленные на стимулирование креативности и критического мышления у школьников. Обсуждаются различные формы творческого самовыражения, включая написание альтернативных концовок, участие в литературных конкурсах, создание мультимедийных проектов и театрализацию. Особое внимание уделяется значению групповой работы и современным технологиям в процессе обучения. Автор подчеркивает важность формирования интереса к литературе через активное взаимодействие с текстом и творческие задания.

Ключевые слова: творческая деятельность, литература, методы обучения, критическое мышление, литературные конкурсы, мультимедийные проекты, театрализация, групповая работа, школьное образование.

 

В процессе обучения литературе особое внимание стоит уделять развитию творческой деятельности обучающихся. Творчество помогает не только углубить понимание литературного произведения, но и развивает критическое мышление, креативность и коммуникативные навыки. Обучение литературе является не просто усвоением информации, а активным процессом, в котором ученики могут взаимодействовать с текстами, исследовать их и создавать собственные интерпретации. Важно создать такую образовательную среду, которая бы способствовала раскрытию творческого потенциала каждого ученика.

Творческая деятельность может проявляться в разных формах, начиная от сочинений и рассказов, заканчивая театрализованными постановками и мультимедийными проектами. Например, на уроке литературы, посвященном творчеству Н. В. Гоголя, ученикам можно предложить написать альтернативный финал к произведению «Ревизор». Это задание не только стимулирует воображение, но и побуждает учащихся глубже анализировать характеры героев, их мотивы и поведение, а также сопоставлять прочитанное с реальной жизнью.

Другим примером творческого подхода может стать организация литературного конкурса среди учащихся. Тематика конкурса может варьироваться от написания стихов на заданные темы до создания иллюстраций к любимым произведениям. Конкурс может стать не только инструментом для развития творческих навыков, но и средством для формирования духа соперничества и сотрудничества среди учеников. Важно, чтобы в процессе подготовки к конкурсу учащиеся имели возможность обсуждать свои идеи и делиться мнениями, что создает атмосферу взаимопомощи и поддержки.

Кроме того, использование современных технологий открывает новые горизонты для развития творческих способностей. Например, учащиеся могут создавать мультимедийные презентации по литературным произведениям, где они представят не только содержание текста, но и свои интерпретации, видеоролики с инсценировками или видеоблоги, в которых расскажут о своих впечатлениях от прочитанного. Такие проекты требуют от них не только творческого подхода, но и умения работать с различными источниками информации, что в свою очередь формирует навыки исследовательской деятельности.

Важным аспектом является также работа в группах, которая позволяет развивать не только индивидуальные творческие способности, но и навыки командной работы. На уроках литературы можно организовать групповые проекты, где учащиеся совместно будут создавать литературные произведения, обсуждать идеи и формировать общее видение своего текста. Это способствует обмену мнениями и идеями, а также помогает развивать коммуникативные навыки.

Помимо этого, в рамках уроков литературы можно внедрять элементы театрализации, где ученики могут не только читать, но и исполнять роли своих любимых героев. Это поможет им лучше понять внутренний мир персонажей, почувствовать эмоции и переживания, что значительно обогащает их восприятие литературы. Например, можно организовать мини-спектакли по произведениям, изучаемым в классе, где каждый учащийся сможет попробовать себя в роли актера.

Важно отметить, что развитие творческой деятельности на уроках литературы способствует не только углублению знаний, но и формированию личности ученика. Творческое самовыражение позволяет развивать уверенность в себе, умение высказывать свои мысли и эмоции, а также способствует формированию ценностных ориентиров. Таким образом, творческая деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя формированию у учащихся более глубокого и критического отношения к литературным произведениям, а также к окружающему миру.

В заключение, развитие творческой деятельности обучающихся на уроках литературы является важной задачей, которая требует от педагогов применения разнообразных методов и подходов. Использование различных форм творческой активности, современных технологий, работы в группах и театрализации поможет создать динамичную и продуктивную образовательную среду, где каждый ученик сможет проявить свои способности и развить интерес к литературе.

 

 

 

 

Список литературы

Бельских

М. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы / М. А. Бельских. — Текст

:

непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII

Междунар

. науч.

конф

. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань

:

Молодой ученый, 2021. — С. 25-29. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16810/

(дата обращения: 24.09.2024).

Болтенкова

Т. Н. Развитие творческих способностей на уроках литературы / Т. Н.

Болтенкова

. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 67-70. — URL:

https://moluch.ru/archive/383/84460/

(дата обращения: 24.09.2024)

Саляева

В.С.

Развитие творческих способностей обучающихся в процессе совместной учебной деятельности //

Science

Time

. 2015. №2 (14). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-obuchayuschihsya-v-protsesse-sovmestnoy-uchebnoy-deyatelnosti

(дата обращения: 24.09.2024).

Тырченкова

Л. И. Приемы развития познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы / Л. И.

Тырченкова

.

— Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 123-124. — URL:

https://moluch.ru/archive/168/45423/

(дата обращения: 24.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×