«Развитие у детей образного мышления и воображения через слушание классической музыки и рисование» | Хромцова Ольга Викторовна. Работа №364242
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа «Города Архангельска» «Детский сад комбинированного вида № 167 «Улыбка»
Музыкальный руководитель
Хромцова Ольга Викторовна
Статья на тему: «Развитие у детей образного мышления и воображения через слушание классической музыки и рисование»
Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в тоже время сложных для детей музыкальных видов деятельности. Очень важно научиться оценивать музыку точно также, как люди учатся читать и писать. Каждый человек по-своему проявляет интерес к музыке и увлечение ею, отдает предпочтение какому – либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению.
На занятиях по слушанию музыки дети приобретают самый большой по сравнению с другими ее видами объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, анализировать ее и эмоционально сопереживать.
В целом восприятие классической музыки, этого сложного, многоуровнего явления, представляет для дошкольников большую трудность. Это связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, а с другой, с возрастными особенностями ребенка – дошкольника. Детям дошкольного возраста с их преимущественно наглядно – образным мышлением и неустойчивым вниманием трудно воспринять и понять абстрактный, развивающийся во времени образ. Поэтому им нужно помочь войти в мир музыки, помочь ее услышать и понять.
В связи с этим, организация работы с детьми по слушанию музыки предусматривает:
- Специальный подбор музыкального материала
- Использование адекватных возрасту методов работы с ним
- Использование других видов музыкальной деятельности (упражнение, танец, оркестр и др.)
- Использование различных видов художественной деятельности детей, произведений изобразительного искусства
Взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы опирается на более доступное для него изобразительное искусство, является весьма продуктивным. Переживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребенку овладение сложным музыкальным языком. Подбор музыкального материала должен осуществляться на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста. Главной задачей, как и в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте является формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.
Для занятий по слушанию музыки можно выделить три возрастных периода:
1. От 2-х до 3-х лет. В этом возрасте малыши различают общее настроение, характер музыки. В силу неустойчивого внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по образам произведения.
2. От 3-х до 5-ти лет. В этом возрасте для детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий.
3. От 5-ти до 7-ми лет. В старшем дошкольном возрасте дети слушают более сложные музыкальные произведения, в которых преобладает выразительное начало.
В нашем детском саду наряду с использованием традиционных видов музыкальной деятельности – пения, движения, игры на музыкальных инструментах, ведется кружок «Музыкальная карусель» (начиная со второй младшей группы), главной целью которого является приобщение детей к миру классической музыки. Занятия в кружке способствуют развитию у детей музыкальной культуры.
Дети знакомятся с жанрами музыки, с инструментами симфонического оркестра, с биографией композиторов, учатся анализировать музыку, говорить о ней, что способствует развитию речи. Занятия в кружке проводятся во взаимосвязи с изо-деятельностью. Такая модель восприятия музыки с опорой на изо-деятельность вызывает эмоциональный отклик у детей.
В повседневных занятиях эффективными для формирования интонационно – слухового опыта дошкольников являются следующие приемы:
- Сопоставление музыкальных произведений, контрастных произведений одного жанра, контрастных произведений, передающих разные чувства и настроения.
- Использование карточек «цвет – настроение».
- Использование музыкально – дидактических игр для закрепления пройденного материала.
- Рассматривание репродукций картин художников для более полного восприятия музыкального образа.
- Тематическое рисование с детьми по мотивам рассмотренных картин и прослушанных произведений.
Постепенно, при систематическом слушании музыки, вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа «Города Архангельска» «Детский сад комбинированного вида № 167 «Улыбка»
Музыкальный руководитель
Хромцова Ольга Викторовна
Статья на тему: «Развитие у детей образного мышления и воображения через слушание классической музыки и рисование»
Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в тоже время сложных для детей музыкальных видов деятельности. Очень важно научиться оценивать музыку точно также, как люди учатся читать и писать. Каждый человек по-своему проявляет интерес к музыке и увлечение ею, отдает предпочтение какому – либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению.
На занятиях по слушанию музыки дети приобретают самый большой по сравнению с другими ее видами объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, анализировать ее и эмоционально сопереживать.
В целом восприятие классической музыки, этого сложного, многоуровнего явления, представляет для дошкольников большую трудность. Это связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, а с другой, с возрастными особенностями ребенка – дошкольника. Детям дошкольного возраста с их преимущественно наглядно – образным мышлением и неустойчивым вниманием трудно воспринять и понять абстрактный, развивающийся во времени образ. Поэтому им нужно помочь войти в мир музыки, помочь ее услышать и понять.
В связи с этим, организация работы с детьми по слушанию музыки предусматривает:
Специальный подбор музыкального материала
Использование адекватных возрасту методов работы с ним
Использование других видов музыкальной деятельности (упражнение, танец, оркестр и др.)
Использование различных видов художественной деятельности детей, произведений изобразительного искусства
Взаимодействие различных видов искусства, когда ребенок, воспринимая музыкальное произведение, как бы опирается на более доступное для него изобразительное искусство, является весьма продуктивным. Переживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребенку овладение сложным музыкальным языком. Подбор музыкального материала должен осуществляться на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста. Главной задачей, как и в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте является формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыку.
Для занятий по слушанию музыки можно выделить три возрастных периода:
От 2-х до 3-х лет. В этом возрасте малыши различают общее настроение, характер музыки. В силу неустойчивого внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по образам произведения.
От 3-х до 5-ти лет. В этом возрасте для детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий.
От 5-ти до 7-ми лет.
В старшем дошкольном возрасте дети слушают более сложные музыкальные произведения, в которых преобладает выразительное начало.
В нашем детском саду наряду с использованием традиционных видов музыкальной деятельности – пения, движения, игры на музыкальных инструментах, ведется кружок «Музыкальная карусель» (начиная со второй младшей группы), главной целью которого является приобщение детей к миру классической музыки. Занятия в кружке способствуют развитию у детей музыкальной культуры.
Дети знакомятся с жанрами музыки, с инструментами симфонического оркестра, с биографией композиторов, учатся анализировать музыку, говорить о ней, что способствует развитию речи. Занятия в кружке проводятся во взаимосвязи с изо-деятельностью. Такая модель восприятия музыки с опорой на изо-деятельность вызывает эмоциональный отклик у детей.
В повседневных занятиях эффективными для формирования интонационно – слухового опыта дошкольников являются следующие приемы:
Сопоставление музыкальных произведений, контрастных произведений одного жанра, контрастных произведений, передающих разные чувства и настроения.
Использование карточек «цвет – настроение».
Использование музыкально – дидактических игр для закрепления пройденного материала.
Рассматривание репродукций картин художников для более полного восприятия музыкального образа.
Тематическое рисование с детьми по мотивам рассмотренных картин и прослушанных произведений.
Постепенно, при систематическом слушании музыки, вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой.