Развитие у срарших дошкольников связного выскажывания. | Шейнова Татьяна Георгиевна. Работа №287796
Автор: Шейнова Татьяна Георгиевна
Развитие у старшихдошкольников с речевыми нарушениями связного высказывания в описательно повествовательной речи.дошкольный возраст наиболее благоприятин для развития речи и формирования культуры речевого общения.Особое внимание следует уделить свяной речи.Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно дажельные средства( взрослому,а ребенок совершенно на это не способен.Недопустима слишком медленная речь,растянутая-она надоедает.впроцессе общения с детьми мы используем и невербальные средства (мимика,понтомиические движеия
Развитие у старших дошкольников с речевыми нарушениями связного высказывания в описательно-повествовательной речи.
Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего развития детей .Чем богаче и правильнее у ребёнка речь ,тем легче ему высказывать свои мысли. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей. Любое нарушение речи, может отразиться на деятельности поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие ,начинают понимать свой недостаток , становятся застенчивыми , молчаливыми, нерешительными.
Существует тесная связь между речевым и интеллектуальным развитием детей в формировании связной речи.
Я в своей работе осуществляю работу с такими детьми. В основном дети с диагнозом ОНР III уровня , для которых овладение речью представляет очень большую трудность, так как у них нарушены основные компоненты рече5вой деятельности: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи.
Описательно- повествовательная разговорная речь отличается большой развёрнутостью, так как вводит слушателя в обстоятельства событий ,способствует понимаю рассказа.
В своей работе по развитию связного высказывания в описательно- повествовательных речи формирую у детей следующие умения.
-пересказывать различные тексты;
-составлять рассказ или описание;
-раскрыть заданную тему логически и последовательно;
-убедить в правильности собственных суждений , включив в свою речь необходимые аргументы.
Развитие связной речи осуществляется во всех видах деятельности:
- в непосредственно образовательной деятельности по областям : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие ,художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
-в играх: дидактических, сюжетно ролевых, настольных;
-в самостоятельной деятельности :выбор материала, партнёра ,места, времени;
-на прогулках;
- в общении с окружающими;
Работая, с детьми старшего дошкольного возраста ,с нарушениями речи, особое внимание уделяю умению с составлять рассказ и пересказывать текст.
Развитие связной речи осуществляется при обучению рассказывания, которое начинаю с пересказа коротких литературных произведений. При этом использую схему обучению пересказа , предложенную В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко.
На первом этапе работы выбираю текст для пересказа .Объём произведения должен быть не большой, доступен по содержанию ,иметь простой сюжет ,чёткость композиции ,обладать высокой нравственностью содержания .Это могут быть русские-народные сказки ,рассказы В.Бианки ,М. Пришвина, Л.Н. Толстого и многих других писателей.
На втором этапе подготовительную работу с детьми к обучению пересказу .Вместе рассматриваем картинки и иллюстрации по теме ,наблюдаем в окружающей жизни ,используем изобразительную деятельность , заучиваем наизусть потешки , чистоговорки ,пословици, способствующие пониманию содержания рассказа .Подготавливаю необходимые материалы и
На третьем этапе обучаю детей пересказу . Сначала читаю текст без установки на запоминание и пересказ. Должно произойти целостное эмоциональное и художественное восприятие произведения. Второе чтение осуществляю с установкой на запоминание с последующим пересказом. Затем провожу беседу по содержанию по вопросам, которые заранее подготавливаю .Это помогает детям устанавливать последовательность ,ход событий, содействует развитию памяти.
Рассказ сравнительно с пересказом- более ложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения .Обучая детей рассказыванию, использую следующие виды речевой деятельности:
-составление литературного по картинке или серии сюжетных картинок;
-составление рассказа на основе личного опыта;
-составления рассказа-описания;
-завершение рассказа по готовому началу;
-составление рассказа на заданную тему;
-творческий рассказ.
Решающим условием для схем опорного развития в описательно- повествовательной речи являются:
1.использование наглядности .
2. наличие опорных схем.
3. овладения детьми языковыми средствами ,необходимыми для становления связных высказываний.
4.многократное повторение тренировочных упражнений ;
5. широкое использование игровых форм занятий;
Следовательно, развитие связного высказывания в описательно-повествовательной речи ,является одним из основных направлений разнообразной по своим видом работы обучению морфологической речи, направленной на формирование умения составлять предложения полного состава, пересказывать сказки и рассказы, описывать предметы и явления, составлять рассказы по картинке и серии картинок.
Таким образом, проведенная коррекционная работа, направленная на развитие описательно-повествовательной речи ,способствует эффективному овладению дошкольниками с речевыми нарушениями связного высказывания описательного и повествовательного рассказа, формирует умение соблюдать смысл и синтаксическое единство.
Литература:
1.Выгодский Л.С. Мышление и речь.-М.:Лабиринт,1996
2.Глухов В.П. Из опыта работы по формированию связной речи с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию //Дефектология,1994,№4.
3.Ткаченко,Т.А.Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.-М.:ГНОМ и Д.-2001.