Развитие учебной самостоятельности младших школьников | Сафина Равия Гакифовна. Работа №326243
В статье излагаются методические рекомендации по организации самостоятельной работы. В начальной школе детям необходима помощь родителей в организации выполнения домашних заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних задний. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях. 1.Организация режима дня; 2. Контроль за выполнением домашних заданий; Контроль должен быть систематическим. 3. Приучение детей к самостоятельности.
Тема .Развитие учебной самостоятельности у младших школьников.
Что такое «самостоятельность?»
Чем важная учебная самостоятельность в младшем школьном возрасте.
Как развивать учебную самостоятельность у детей.
Самостоятельность имеет много значений:
- независимый, вольный, свободный, неподчиненный;
- действующий по собственной инициативе, сам себя побуждающий к началу какого-либо дела;
Учебная самостоятельность – это не только способность ребенка обходиться без помощи взрослого, но и способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе, и способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.), это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Связано это всё с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. При рассмотрении этого понятия на первый план выходят такие особенности ребенка, как его мотивация, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели и планировать свою деятельность, исходя их поставленной цели и выдвинутых задач. То есть формирование самостоятельности у учащихся начальных классов способствует развитию его личности в целом.
Ушинский Константин Дмитриевич считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность, руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Ушинский в своих трудах доказывает, что систематическое выполнение на должном уровне самостоятельной работы повышают качество и прочность знаний, развивают познавательные процессы, мыслительную деятельность, умения и навыки учащихся.
Необходимо учить «ребенка учиться самостоятельно, вводя его в позицию субъекта учебной деятельности уже с начальной школы».
На первых порах использовать в процессе обучения задания репродуктивного характера;
Учащимся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записям и на доске. Характер подражания не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет значение для формирования более сложных навыков и умений, при которых учащиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач.
-для самостоятельной деятельности в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.
В этом случае такая работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся. Также необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различными учащимися требуется разное время.
Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся. Наблюдая за ходом работы класса в целом в отдельных учащихся, вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных.
- задания, предлагаемые для самостоятельной деятельности, должны вызывать интерес учащихся;
Интерес достигается новизной выдвигаемых заданий, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.
Большое место в начальных классах занимает самостоятельная работа с учебной книгой, ее текстом, иллюстрациями, картами и т.д .Остановимся на этом более подробно.
Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память.
Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний
Прочитав отрывок текста, учащиеся по указанию учителя или родителя делают остановку и выполняют необходимые действия: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т. д.
При чтении книги у учащихся должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).
Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.
.
Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки и затем найти верный путь к ее исправлению. При выполнении самостоятельной работы появляется реальная возможность выявить причину ошибки, а, затем спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1.Для того чтобы процесс усвоения материала был более прочным, самостоятельная работа должна проводиться систематически.
2.Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Недооценка этого требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснениями к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности.
3.Задания для самостоятельной работы должны требовать от учеников волевых усилий, тренировки их памяти, быстроты реакции, самооценки.
4.Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами дети – подготовлены к выполнению самостоятельной работы практически и теоретически.
5. Задания для самостоятельной работы должны вызывать интерес учащихся.
В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять
Четыре уровня развития учебной самостоятельности:
Первый уровень развития учебной самостоятельности заключается в том, что ученик выполняет задания только по указанию со стороны учителя и при этом ученику нужен пример, по которому будет происходить выполнение задания, обучающийся не имеет потребности в самостоятельном решении поставленной задачи.
Второй уровень развития учебной самостоятельности проявляется в умении ученика выполнять цель поставленную учителем и уметь контролировать свои действия.
Третий уровень развития учебной самостоятельности — это уровень, на котором обучающийся в процессе диалога с учителем начинает проявлять интерес к самостоятельному решению поставленных задач, а также к адекватной оценке своих действий.
Четвертый уровень развития учебной самостоятельности — уровень, при котором учащийся самостоятельно без помощи со стороны ставит перед собой цель и стремится её достигнуть.
Если основным развитие учебной самостоятельности занимаются на уроках учителя, это не значит, что в домашних условиях родители не могут поспособствовать в этом процессе. В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации выполнения домашних заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних задний. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях
Организация
режима
дня
;
Уроки должны быть выполнены. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.
2. Контроль за выполнением домашних заданий;
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки получил? Выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.
3 Приучение детей к самостоятельности.
При проверки домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам.
Не давайте готового ответа на их вопросы – указывайте, на что стоит обратить внимание, задавайте наводящие вопросы, подводите ребёнка ближе к ответу.
При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «Заставить» работать за себя. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолеть трудности в учении, и приучать ребят к большей и большей самостоятельности.
Анкета.
Выполняет ли ваш ребёнок домашнее задание самостоятельно или вы ему помогаете?
Как часто вы делаете что-то за своего ребёнка?
Считаете ли вы вашего ребёнка самостоятельным?
Что вы делаете для развития самостоятельности ребёнка
Какие трудовые обязанности выполняют ваши дети?
Рекомендации родителям по подготовке домашнего задания и развития учебной самостоятельности детей:
Домашние задания ребёнок должен выполнять сам. Вся суть этих заданий в том, чтобы ребёнок самостоятельно справился с ними, разобрался с трудными моментами. Если родители приучают школьника к тому, что задания любой сложности делаются сообща, то у него не будет необходимости прилагать достаточно усилий для того, чтобы как следует разобраться в предмете.
Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Часто родители сами мешают своим детям готовить уроки. Не давайте ребёнку параллельных заданий, чётко расставляйте приоритеты – сначала уроки, затем всё остальное. Если же ваш ребёнок будет постоянно отвлекаться на просьбы помочь по дому, то для домашних заданий останется не так много времени.
Не нагнетайте страх у ребёнка перед приготовлением уроков. Часто родители сами отбивают у ребёнка желание заниматься. В воспитательных целях родители не редко делают акцент на том, что домашних заданий так много, они такие трудные, что их невозможно выполнить за час или два. Ребёнок расстраивается и не спешит браться за дело, которое – по его представлению – невозможно закончить в срок. Напротив, дайте понять ребёнку, что выполнение домашнего задания пусть и требует усидчивости и времени, но вовсе не невыполнимо.
Не оценивайте ребёнка только по урокам. Многие родители сводят всё своё общение с ребёнком и все требования к нему только к домашним заданиям. Сделал уроки – мы тебя любим, не сделал – будешь наказан. Это заставляет ребёнка считать, что его родители ценят только оценки, а не его самого.
Помогите своему ребёнку распределить работу. Научите ребёнка чередовать сложные задания и лёгкие. Например, выучить короткий стих проще, чем решить сложную задачу, особенно, если ребёнок не слишком силён в математике. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.
Не контролируйте ребёнка во всём. Родители имеют полное право проверять, насколько хорошо и правильно сделаны уроки. Но, в то же время, ребёнок должен учиться сам справляться с заданиями. Поэтому нельзя стоять над душой, пока ребёнок делает уроки. Вы можете вмешаться лишь тогда, когда ребёнок сам попросит о помощи.
Правильно работайте над ошибками своего ребёнка. Когда ребёнок показываем вам приготовленные домашние задания, не указывайте ему на сделанные ошибки. Просто сообщите о том, что они есть, пусть ребёнок сам найдёт и исправит их.
Старайтесь правильно поощрять ребёнка. За несделанные уроки родители часто наказывают детей, но совершенно забывают о том, что за честно выполненные домашние задания нужно поощрять. Иногда это просто ласковое слово, иногда что-то более весомое – всё зависит от традиций вашей семьи. Важно лишь не пытаться подкупить желание ребёнка учиться.