Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие учебной самостоятельности у воспитанников интерната с применением интерактивных методов обучения | Десяткова Анастасия Васильевна. Работа №353392

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Развитие учебной самостоятельности у воспитанников интерната является ключевым аспектом образовательного процесса, направленным на подготовку детей к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Важно, чтобы учащиеся могли осваивать знания, принимать решения и организовывать свою учебную деятельность. В статье рассматриваются способы развития учебной самостоятельности у воспитанников интернатов через использование интерактивных методов обучения, которые способствуют вовлечению учащихся в активное познавательное взаимодействие, формируют у них навыки самостоятельной работы, критического мышления и решения учебных задач. Автор рассматривает основные интерактивные методы, такие как обучение через игру, проблемное обучение, методы кооперативного обучения и другие, а также их применение в условиях школы-интерната.

Ключевые слова: учебная самостоятельность, воспитанники интерната, интерактивные методы обучения, кооперативное обучение, проблемное обучение, учебная деятельность, педагогические технологии.

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Десяткова Анастасия Васильевна, учитель

МКОУ "Школа-интернат" Специальная коррекционная школа-интернат обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями, Республика Саха (Якутия)

 

Аннотация. Развитие учебной самостоятельности у воспитанников интерната является ключевым аспектом образовательного процесса, направленным на подготовку детей к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Важно, чтобы учащиеся могли осваивать знания, принимать решения и организовывать свою учебную деятельность. В статье рассматриваются способы развития учебной самостоятельности у воспитанников интернатов через использование интерактивных методов обучения, которые способствуют вовлечению учащихся в активное познавательное взаимодействие, формируют у них навыки самостоятельной работы, критического мышления и решения учебных задач. Автор рассматривает основные интерактивные методы, такие как обучение через игру, проблемное обучение, методы кооперативного обучения и другие, а также их применение в условиях школы-интерната.

Ключевые слова: учебная самостоятельность, воспитанники интерната, интерактивные методы обучения, кооперативное обучение, проблемное обучение, учебная деятельность, педагогические технологии.

 

Образование в школе-интернате ставит перед педагогами задачу не только обеспечить усвоение учащимися учебного материала, но и помочь им развивать личностные качества, такие как самостоятельность, ответственность, критическое мышление и способность к самоорганизации. Эти навыки особенно важны для воспитанников интернатов, которые часто сталкиваются с трудностями в социализации и адаптации к внешнему миру.

Одним из эффективных методов, способствующих развитию учебной самостоятельности у детей, является применение интерактивных методов обучения. Эти методы ориентированы на активное вовлечение учащихся в учебный процесс, что помогает развивать у них навыки самоконтроля, ответственности за результат, а также критическое мышление и умение работать в команде. В данной статье рассматриваются основные виды интерактивных методов обучения и их применение в процессе формирования учебной самостоятельности у воспитанников интернатов.

Учебная самостоятельность — это способность учащегося самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, анализировать, планировать и контролировать процесс обучения, а также искать и находить ответы на возникающие вопросы. Воспитание учебной самостоятельности является одной из основ успешной социализации учащихся в школе-интернате.

Процесс развития самостоятельности требует от учащихся не только знаний, но и развития личной ответственности, умения работать с информацией, оценивать свои успехи и ошибки. Важно, чтобы дети, особенно воспитанники интернатов, научились организовывать свой учебный процесс, ставить цели и достигать их, а также работать в группе и быть открытыми к новому опыту.

В условиях интерната, где учащиеся часто ограничены в своих возможностях взаимодействовать с внешним миром, развитие учебной самостоятельности играет особую роль. Интерактивные методы обучения могут стать эффективным инструментом для решения этой задачи, так как они ориентированы на активное вовлечение учащихся в учебный процесс и формирование у них способности принимать самостоятельные решения.

Интерактивные методы обучения позволяют учащимся быть активными участниками учебного процесса, а не просто пассивными получателями информации. Эти методы способствуют формированию у детей навыков самостоятельной работы, анализа информации, принятия решений и эффективного взаимодействия с окружающими.

1. Обучение через игру

Игровые методы обучения активно используются в образовательном процессе в школе-интернате, поскольку они способствуют развитию интереса к учебному материалу, развивают творческое мышление и внимание. Обучение через игру позволяет воспитанникам научиться принимать решения, работать в команде, решать проблемы и достигать целей.

Игры могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Например, использование ролевых игр помогает развивать навыки общения и самовыражения, а также учит детей быть ответственными за выполнение заданий. Интерактивные игры, которые имитируют реальные жизненные ситуации (например, создание проектов, участие в дебатах или симуляции), развивают у учащихся умение работать с информацией и принимать решения в нестандартных ситуациях.

2. Проблемное обучение

Проблемное обучение предполагает создание учебных ситуаций, в которых ученики сталкиваются с проблемой, требующей решения. В условиях интерната такой подход помогает детям развивать критическое мышление и способность самостоятельно искать решения. Задания, включающие элементы проблемного обучения, побуждают учащихся к активному поиску информации, анализу ситуации и применению знаний для решения конкретных задач.

Проблемное обучение способствует развитию навыков анализа, планирования и самоорганизации. Учитель создает ситуацию, в которой учащиеся должны найти решение, и направляет их к поиску правильного ответа. Такой подход развивает самостоятельность и уверенность в собственных силах.

3. Кооперативное обучение

Кооперативное обучение включает в себя организацию учебного процесса в группах, где учащиеся работают совместно, помогая друг другу и делясь знаниями. Это способствует развитию навыков командной работы, ответственности, а также позволяет каждому ученику проявить свои сильные стороны.

Воспитанники интернатов часто испытывают трудности в социальных взаимодействиях, и кооперативное обучение помогает преодолеть эти барьеры. Работая в группе, дети учат себя уважать мнение других, аргументировать свою точку зрения и выполнять задания сообща. Кроме того, такой формат обучения помогает развить лидерские качества у тех учеников, которые могут взять на себя роль организаторов в группе.

4. Использование технологий

Современные технологии, такие как онлайн-платформы, интерактивные доски и образовательные программы, становятся важным инструментом для развития самостоятельности. Эти технологии позволяют ученикам работать над заданиями в удобное время, получать обратную связь и самостоятельно регулировать темп обучения. Воспитанники интернатов могут использовать эти ресурсы для изучения нового материала, выполнения домашних заданий и освоения дополнительных навыков.

Важным аспектом является то, что современные технологии способствуют не только обучению, но и развивают у детей навыки самоорганизации, управления своим временем и самостоятельного поиска информации.

Преимущества интерактивных методов обучения в школе-интернате:

Активизация учебной деятельности. Интерактивные методы обучения делают процесс обучения более динамичным и увлекательным, что способствует повышению интереса к учебе и улучшению результатов.

Развитие самостоятельности. Эти методы стимулируют учащихся к самостоятельному поиску решений, работе с информацией и организации своей учебной деятельности.

Повышение социальной адаптации. Работа в группах, обсуждения, совместное решение задач помогает воспитанникам интерната преодолевать трудности в коммуникации и социализации, улучшая их взаимодействие с окружающими.

Развитие критического мышления. Воспитанники интернатов учат анализировать информацию, выстраивать логические цепочки и принимать обоснованные решения.

В заключение можно отметить, что использование интерактивных методов обучения в школе-интернате является эффективным способом развития учебной самостоятельности у воспитанников. Эти методы способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, развивают у них навыки самоорганизации, критического мышления и командной работы. Применение интерактивных технологий помогает воспитанникам не только лучше усваивать учебный материал, но и готовит их к самостоятельной жизни, что имеет огромное значение в условиях школы-интерната.

 

Список литературы

Аветисян, Д. Д. Образовательный контент

с применением интерактивных методов

обучения. / Д. Д. Аветисян. — Текст: непосредственный // Преподаватель 21 век. — 20

1

9. — № 1. — С. 46–53.

Гаевская, Е. Г. Теоретические аспекты классификации электронных учебных ресурсов / Е. Г. Гаевская. — Текст: непосредственный // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им.

А. И.

Герцена

. — 201

9

. — № 1. — С. 203–209.

Гущина, О. М. Цифровая культура: учебно-методическое пособие / О. М. Гущина, Е. В. Панюкова. — Тольятти: ТГУ, 2023. — 142 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×