"Развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки" | Мой кабинет. Работа №350817
К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий.Формирование певческих навыков и умений является одним из условий школьного музыкального воспитания. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения.
"Развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки"
Изучение вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки- дна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе., как же научить детей петь? Эта проблема на протяжении многих лет остается актуальной, привлекающей внимание большого круга музыкантов-педагогов, ученых разных специальностей потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».
Как отмечал Д.Б.Кабалевский, «постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. Каждый класс — хор, — вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление» .
Современные средства массовой информации: телевидение, интернет, радио – через песенный жанр обрушивают на детей, в основном, примитивную, безнравственную и, порой, агрессивную музыку. Это ведёт к снижению уровня культуры детей и народа в целом. В этих условиях школа, как общеобразовательное учреждение, с помощью уроков музыки приобщает детей к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.
Владение вокально-хоровой техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений является одним из условий школьного музыкального воспитания. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения.
Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными [30].
К основным вокальным навыкам относятся:
- звукообразование;
- певческое дыхание;
- артикуляция;
- слуховые навыки;
- дикция;
- эмоциональная выразительность исполнения.
Приём «эхо»
Сначала весь класс поёт распевку относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом исполняется ряд одинаковых распевок по хроматической гамме.
Приём «перекличка»
Класс делится на две группы. Сначала распевку исполняет одна группа, затем её же повторяет вторая. В переходе на исполнение упражнения с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевку поёт вторая группа, а затем её повторяет первая.
По мере освоения простейших распевок следует постепенно разучивать новые, которые строятся в более широком диапазоне. Распевания можно исполнять как на различные открытые слоги-«лё», «ля», «ма», «ми» и т.д., так и со словами. Роль распевок с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки. Они обычно невелики по объёму, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся школьниками. Приведу перечень народных потешек и несложных песен, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах:
Прима - « Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока».
Секунда –« Уж как шла лиса по травке»(одна-две первые фразы).
^ Терция –« Ходит зайка по саду», «У кота – воркота».
Кварта –« Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка»(запев песни).
Квинта –« Пойду ль я, выйду ль я да»(первая фраза), «Во поле береза стояла»(первая фраза), «Со вьюном я хожу»(первая фраза).
Для распевания в квинтовом диапазоне можно также использовать начальные фразы известных авторских песен – М.Красева «Ёлочка». В.Калинникова « Тень-тень», вокализированные пьесы Э.Грига «Утро».
Кроме того, в своей практике я использую ряд популярных распеваний, также приемлемых при работе в школе: «Родина моя» (нисходящий мажорный звукоряд в объёме квинты), «Утром я встаю, песенку пою»(мажорный звукоряд в объёме квинты сначала вверх, затем вниз), «Милая мама»(четырёхкратное повторение одной фразы в секвенции от четырех нисходящих звуков-соль, фа, ми, ре с переходом в тонику до).
Диапазон распевок в начальной школе вполне можно ограничить квинтовыми ходами. Если учесть, что распевание неоднократно повторяется от разных звуков, то обычно рабочий диапазон классного хора достигает в течении учебного года нужного размера, позволяющего впоследствии исполнить гамму до мажор. Нередко я предпочитаю проводить музыкальные распевания. Когда дети не сидят, а стоят возле своих мест. Это дает возможность учащимся менять свои позы во время занятий, снимая нагрузку с одних мышц и перенося её на группу других, что способствует снятию усталости на уроке.
При достижении некоторых результатов в исполнении попевок, можно перейти к более сложному виду музыкальной деятельности- разучиванию и исполнению песен.