Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие вокальных способностей детей с ОВЗ | Тарасенко Марина Николаевна. Работа №276798

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Тарасенко Марина Николаевна
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память.

Развитие вокальных способностей детей с ОВЗ
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности.Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающейдействительности.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление,музыкальная память.
Задачи развития вокальных способностей у детей с ОВЗ следующие:
Воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;
Развитие эмоциональной отзывчивости;
Формирование певческих навыков;
Развитие исполнительского мастерства;
Расширение музыкального кругозора
В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовой аппарат ребёнка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но звонкий.
Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установки.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
сидеть (стоять) ровно;
не сутулиться;корпус и шею не напрягать, голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, белого звука;
нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
В начальной школе детей обучают простейшим певческим навыкам:правильному звукообразованию; правильному дыханию; хорошей дикции; чистоте интонации; ансамблю – стройному, согласованному пению; эмоционально – выразительному исполнению.
Хоровые навыки и вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.
Все упражнения, которые даются для овладения определёнными навыками и умениями, должны носить игровую форму. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции, образ, фантазия, речевое общение, движение, а самое главное – непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния.
Артикуляционная гимнастика помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. Артикуляционную гимнастику можно провести в форме сказки.
Научить детей правильно дышать, задача одна из самых сложных. У детей младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т.к. рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха – родственный: более длительный и экономный. По возможности игры на дыхание соединять с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т.д. Сначала разогреваем мышцы дыхательной системы, помогаем устранению поверхностного, не ритмичного дыхания, нормализуем физиологическое спокойное, размеренное, плавное дыхание.
Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо – интонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.
Для тренировки дикции необходимо разучивать скороговорки.Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса систематически используются развивающие игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плачь), голосам животных, голосам неживой природы (тикать, капать и т. д.).
Например игра звукоподражание по тексту:Лес ночной был полон звуков:Кто – то выл - у – у,А кто – мяукал – мяу, мяуКто – то хрюкал - хрю – хрю,Кто – то топал - топ-топ,Кто – то крыльями захлопал – хлоп – хлоп,Кто – то ухал - ух – ух,И кричал – ай – ай,И глазищами вращал, ну, а кто – то тихо – тихо тонким голосомМолчал! (указ. пальчик к губам)
Очень большую роль имеет распевание, игровое распевание многофункционально. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е. чистое интонирование. Оно формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей; Распевание развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности.
Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, возможно, с использованием атрибутов.
Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме и, как показывает опыт, является весьма результативным в достижении контрастного интонирования, которое так необходимо в пении. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×