Развитие волевых качеств у детей дошкольного возраста через игровую деятельность | Ксения Павловна Кудряшова. Работа №333009
Использование подвижной игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств
Целью данной методической разработки является использование подвижной игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств.
В результате моей работы, по воспитанию волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста, я предполагаю, что у детей сформируются следующие интегративные качества :
1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» :
2. «Любознательный, активный» :
3. «Эмоционально отзывчивый» :
4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» :
5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет;
6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» :
7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» :
8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» :
9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
10. Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности дошкольников.
Использование подвижной игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств
Целью данной методической разработки является использование подвижной игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств.
Задачи:
1. Использовать систему игр и игровых приёмов в целях формирования волевых качеств дошкольника.
2. Развивать творческие способности и личностные качества.
3. Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
4. Обогащать предметно-развивающую среду.
5. Ожидаемые результаты.
В результате моей работы, по воспитанию волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста, я предполагаю, что у детей сформируются следующие интегративные качества :
1. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» :
2. «Любознательный, активный» :
3. «Эмоционально отзывчивый» :
4. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» :
5. «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет;
6. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» :
7. «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» :
8. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» :
9. «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
10. Обоснование используемых технологий, методов, форм организации деятельности дошкольников.
5.1 Реализация принципов интеграции.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Я так стараюсь организовывать образовательный процесс, чтобы от детей требовалось оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию я обращаю внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:
- в образовательной области «Здоровье»решаются задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья;
- в образовательной области «Социализация» решаются задачи по приобщению к ценностям физической культуры, формированию первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности.
- в образовательной области «Труд» решаются задачи по накоплению двигательного опыта, овладению навыками ухода за физкультурным инвентарём и спортивной одеждой.
- в образовательной области «Коммуникация» решаются задачи по развитию свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игрового общения.
- в образовательной области «Познание» решаются задачи в части двигательной активности как способа усвоения ребёнком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности, формирования элементарных математических представлений.
- в образовательной области «Музыка» решаются задачи по развитию музыкально-ритмической деятельности, выразительности движений, двигательного творчества на основе физических качеств и основных движений детей.
5.2 Формы работы с детьми.
В своей работе я использовала различные формы организации детей :
НООД (непосредственно организованная образовательная деятельность) в процессе организации различных видов детской деятельности, это:
- физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений, комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования, контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов, это:
- комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.
Самостоятельная деятельность детей, это:
-самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.).
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в нее входят:
- дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, привлечение родителей к организации спортивных праздников, досугов, конкурсов.
Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру.
Совершенствование волевой регуляции поведения у старших дошкольников связано с их общим интеллектуальным развитием. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. Поэтому правильно организованная игровая деятельность ребенка способствует формированию волевых качеств. А чтобы это определить я решила провести диагностику по формирование волевых качеств у моих детей. Эта работа была проведена с детьми старшей группы. В группе 19 человек. На первом этапе я провела изучение волевых проявлений у детей. Детям были предложены подвижные игры. Это было сделано в целях создания условий, требующих от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Кроме того, эти игры выявляли доброжелательность детей в отношении со взрослыми и сверстниками. Каждая игра помогала определить, насколько развита у детей согласованность движений, действий, являющихся средством достижения игровой цели, а также волевые качества : выдержка, упорство, настойчивость.
7. Заключение.
В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности : упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.
Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес для формирования волевых качеств дошкольников в процессе обучения представляют игры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить и развить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися. Участие дошкольников в подвижных играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.
Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть : игра по правилам или с правилами; коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т. е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
В организованных играх для дошкольников в целях формирования волевых качеств был использован материал : речевой, математический, реальные предметы или знания о них, физкультурное оборудование. Игрой был любой вид деятельности (интеллектуальный, изобразительный, речевой, двигательный и др.).
Работа с детьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств учащихся как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Использование подвижных игр способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры вырабатывали упорство, выдержку. формирующие волевые качества, организовывались и в небольших по численности группах. В случае плохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игры организовывались в помещении.
Игры с мячом проводили на игровой площадке. С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.
Я пришла к выводу, что игры оказывают влияние на развитие самостоятельности у детей, творческих способностей, вызывают стремление доводить начатое дело до конца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании ею заниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть все виды игр формируют волевые качества личности