Развитие волевых качеств у дошкольников в подвижной игре | Кудряшова Ксения Павловна. Работа №333028
РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНОЙ ИГРЕ
Дошкольный возраст является одним из первоначальных и важных этапов формирования и развития психических функций ребенка, в том числе и для развития волевых качеств. Развитие волевых качеств возможно в различных видах деятельности детей, в том числе и впроцессе физического воспитания.
В настоящее время дети мало играют, недостаточно двигаются, предпочтение отдается интеллектуальным играм, компьютерам, поэтому существует острая необходимость поиска средств, обеспечивающих двигательную активность детей, которая в свою очередь будет способствовать развитию не только физических, но и волевых качеств, в целом.
РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДВИЖНОЙ ИГРЕ
Кудряшова Ксения Павловна
студент, кафедра дошкольное образование,
Дзержинский педагогический колледж,
РФ, г. Дзержинск
АННОТАЦИЯ
Дошкольный возраст является одним из первоначальных и важных этапов формирования и развития психических функций ребенка, в том числе и для развития волевых качеств. Развитие волевых качеств возможно в различных видах деятельности детей, в том числе и в процессе физического воспитания.
Ключевые слова: развитие, формирование, педагогическая деятельность.
Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, образовательная область «Физическое развитие» включает в себя: приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. [1]
Подвижные игры являются важным средством воспитания. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению специальных задач физического развития. Ценность подвижных игр не только в том, что они развивают движения детей, но и в том, что побуждают дошкольников быть волевыми, активными, деятельными, добиваться успеха. Благодаря этим играм весь организм ребенка втягивается в работу, у него улучшается пищеварение, становится глубже дыхание, укрепляется нервная система, воспитываются такие черты характера как воля, дисциплинированность, сдержанность и тому подобное.
Значения подвижной игры для гармоничного развития детей, проблемы внедрения ее в практику работы дошкольных учреждений изучают психологи и педагоги. О.П. Бауэр [3] уделял значение подвижным играм с правилами - как средству развития воли, самоорганизованности, дисциплинированности у детей.
М.В. Лейкина [7] работала над проблемой использования подвижных игр в разных возрастных группах, организации и руководства подвижными играми с детьми дошкольного возраста. Психологи и педагоги Е.М. Вавилова [5], Г.И. Колесникова [6], Л.И. Пензулаева [8], Д.В. Хухлаева [9], В.Н. Шебеко [10] и др. обосновали, раскрыли, экспериментально проверили значение подвижных игр для полноценного развития у детей основных движений и двигательных качеств.
Проблема нравственного воспитания детей нашла свое отражение в фундаментальных педагогических исследованиях отечественных педагогов Н.В. Архангельского [2], Н.И. Болдырева [4] и многих других. В данных исследованиях выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути развития, принципы, содержания, формы и методы нравственного воспитания, формирования нравственно-волевых качеств.
В дошкольном учреждении много времени уделяется формированию физических качеств, таких как ловкость, сила, быстрота, выносливость, меткость. Но, упора на развитие волевых качеств, таких как целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность очень мало, а ведь это немаловажный аспект для всестороннего и гармоничного развития ребенка.
В заключении следует отметить, что в настоящее время дети мало играют, недостаточно двигаются, предпочтение отдается интеллектуальным играм, компьютерам, поэтому существует острая необходимость поиска средств, обеспечивающих двигательную активность детей, которая в свою очередь будет способствовать развитию не только физических, но и волевых качеств, в целом.
Список литературы:
Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования :
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155.- Москва : Сфера, 2016. - 52с. - ISBN 978-5-534-00952-1. -
Текст
:
непосредственный
.
Архангельский, Н. В.
Нравственное
воспитание :
учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Н.
В.Архангельский
. –
Москва :
Юрайт
, 2023. – 172 с. – ISBN 978-5-534-12708-9. -
Текст :
электронный // Образовательная платформа
Юрайт
[сайт]. - URL:
https://urait.ru/bcode/476794
(дата обращения: 24.10.2023). Для зарегистрированных пользователей.
Бауэр, О. П. Подвижные игры. Теория и методика физической культуры
дошкольников :
учебное пособие для студентов /
О.П.Бауэр
. - Санкт-Петербург: Нева, 2010. – 302 с.
- ISBN 918-5-754-10588-9. -
Текст :
непосредственный.
Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание
дошкольников :
вопросы теории / Н. И. Болдырев. -
Москва :
Мозаика-Синтез, 2021. – 136 с. - ISBN 978-5-4315-0745-8. –
Текст :
непосредственный.
Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье
детей :
учебник / Е. Н. Вавилова. – Москва: Просвещение, 1986. – 128с. -
ISBN 5-699-03524-9. -
Текст
:
непосредственный
.
Колесникова, Г.И. Специальная психология и
педагогика :
учебное пособие для студ. вузов / Г. И. Колесникова. - 2-е изд.,
перераб
. и доп. – Ростов-на-
Дону :
Феникс, 2010. - 252 с. -
ISBN 904-7-508-04956-4. -
Текст
:
непосредственный
.
Лейкина, М. В. Подвижные
игры :
учебное пособие для студентов техникумов физической культуры / М. В. Лейкина. –
Москва :
Просвещение. 1995. - 19с. -
ISBN 998-7-558-12688-9. -
Текст :
непосредственный.
Пензулаева
, Л. И. Подвижные игры / Л. И.
Пензулаева
. –
Москва :
Педагогика, 1984. - 190 с.
- ISBN 978-5-09-001556-4. -
Текст
:
непосредственный
.
Хухлаева
, Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных
учреждениях :
учебное пособие / Д. В.
Хухлаева
. –
Москва :
Просвещение, 1984. - 207 с.
- ISBN 978-5-09-50966-9. -
Текст
:
непосредственный
.
Шебеко
, В. Н. Физическое воспитание
дошкольников :
учебное
пособие / В. Н.
Шебеко
. –
Москва :
Академия, 1998.- 192 с.
- ISBN 978-5-09-00985-3. -
Текст
: непосредственный
.