Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие восприятия музыки в процессе обучения». | ШАЛАН НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА. Работа №310015

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие восприятия музыки у школьников – основа восприятия музыкальной культуры. 

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной.

Развить музыкальное восприятие - это значит научить детей переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков. Далеко не сразу молодой и неопытный слушатель может постичь всю глубину серьезного музыкального сочинения в полном объеме. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий.

 

Тема выступления: «Развитие восприятия музыки в процессе обучения».

 

Развитие восприятия музыки у школьников – основа восприятия музыкальной культуры.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной.

«Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребёнка, и в этом заключается сила её воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребёнка, богаче становятся переживания».

Доктор пед.наук, профессор Ангелина Николаевна Зимина

 

Восприятие музыки.

Развить музыкальное восприятие - это значит научить детей переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков. Далеко не сразу молодой и неопытный слушатель может постичь всю глубину серьезного музыкального сочинения в полном объеме. Для этого необходимо иметь достаточный уровень развития специальных музыкальных способностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются в процессе целенаправленных музыкальных занятий.

Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия

Выявление главного настроения;

Определение средств музыкальной выразительности;

Рассмотрение особенностей развития художественного образа;

Выявление главной идеи произведения;

Понимание позиции автора;

Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

Восприятие музыки - самый распространенный вид деятельности, доступный каждому.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание.

Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература - короткий образный рассказ, сказка, стихотворение.

Развитие восприятия музыки у школьников – основа восприятия музыкальной культуры.

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа сменой интонации, настроений.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается эмоциональностью. Постепенно, с приобретением музыкального опыта, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления. У детей старшего школьного возраста музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином уровне осмыслить услышанную музыку.

Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке, она не вызывает эмоционального отклика, если он не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Наталья Алексеевна Ветлугина пишет «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» Таким образом, восприятие напрямую зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в начальной школе , когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие школьников, тренировать его.

Развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

На протяжении всего школьного детства знание интонаций, музыкальных образов, терминов, стилей, жанров расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются музыкальный вкус и музыкальная культура в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Музыкальное восприятие ребенка ее будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных особенностей.

Сложный процесс детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.

Слово педагога должно быть кратким, ярким, образным и направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять излишними разговорами о музыке, ее особенностях. Перед слушанием пьес необходимо направляющее слово педагога.

Даже голос педагога эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения.

 

На примере своего педагогического опыта могу сказать, что не все дети способны воспринимать музыку и учить этому необходимо как можно раньше. Слово «восприятие» на мой взгляд, созвучно слову «воспитание» не только на слух, но и взаимосвязаны по смыслу. Восприятие воспитывает, воспитание учит восприятию. Музыкально воспитанный человек способен эмоционально чувствовать и воспринимать музыку, откликаться на ее характер, а может глубоко проникнуть в ее идею и анализировать услышанное.

Для того чтобы, дети проявили эмоциональный отклик на прослушанную или исполненную учителем музыку, существует множество средств используемых мной на уроке, которые сформировались в определенный педагогический опыт.

Цели и задачи развития способностей восприятия музыки у учащихся:

Музыкальное образование школьников направлено на развитие целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством.

Задачи развития восприятия музыки:

заложить основы восприятия, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку;

развить музыкально-образное мышление для улучшения восприятия музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;

увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;

развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;

Для достижения поставленных задач, я опираюсь на следующие принципы:

Личностно-ориентировочный подход в обучении;

Создание благоприятных условий на уроке;

Включение каждого ученика в учебно-воспитательный процесс;

Ориентация учебного процесса на достижение высокого уровня знаний;

Развитие и поддержание веры учащихся в свои силы;

Развитие у каждого учащегося творческих способностей;

Развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемое и прослушиваемое музыкальное произведение.

На своих уроках я использую методы:

художественного, нравственно-эстетического познания музыки осуществляемого в форме диалога, коллективного обсуждения, дискуссии и словесных пояснений;

интонационно-стилевого постижения музыки, с опорой на прием интонационно-образного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках;

метод создания «композиций» направленный на варьирование различных видов музыкальной деятельности. Все это позволяет находиться в постоянном поиске новых вариантов решения творческих задач.

На некоторых из этих методов активизации восприятия я остановлюсь подробнее.

Метод психологического настроя на работу – собирание внимания

Возьмем для примера уроки первоклассников.

1.Сейчас вы послушаете пьесу из цикла «Времена года» П.И.Чайковского «Октябрь»

- Что нужно сделать перед прослушиванием музыки? (Собрать внимание)

Я помогу вам собрать внимание, а вы при этом проверяйте, все ли правильно, все ли доказывает, что у вас собралось внимание.

(Педагог делает пасы руками, словно «собирая внимание» школьников, после чего дети слушают «Октябрь»

2. Сейчас вы познакомитесь с новой музыкой, будите ее слушать. Но сначала надо собрать ваше внимание, и для этого я прошу выполнить мои команды.

(Учитель подает поочередно следующие команды, которые школьники выполняют)

Посмотрите все на окно. Переведите взгляд на дверь. Поднимите глаза и посмотрите на потолок. Глубоко вздохните и выдохните. Еще раз.теперь посмотрите на меня и закройте глаза. Снова сделайте глубокий вдох выдох. Теперь откройте глаза и посмотрите на меня. Сядьте прямо. Положите руки перед собой. Вы немного отдохнули и теперь готовы к новой работе на уроке.

3. Прежде чем вы начнете слушать музыку, повторять знакомые песни и разучивать новые, давайте проведем небольшую гимнастику, настроимся на выполнение нужных задач. Сядьте удобно, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните.А Теперь смотрите на меня внимательнослушайте….

Психологический настрой важен на всех этапах урока. На восприятие песен тоже нужен настрой, правильная певческая посадка. Сначала я говорю сама, но после нескольких уроков дети сами произносят стихотворение, тем самым настраиваясь на пение.

1.Сяду прямо – не согнусь

И за пение примусь.

2.Сяду я удобно испою красиво

Плечи, подбородок.

Посадка всем на диво!

3.Если хочешь стоя петь,

Головою не вертеть,

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Раз! Вдох! И запел,

Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно.

Петь приятно и удобно.

Дидактические приемы, развивающие восприятие музыки.

Прием цвет-настроение. Он позволяет детям принять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Этот прием так же помогает выявить реакции детей на музыку. Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый ) – с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно-коричневый, темно-синий) – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) – с решительным торжественным характером.

Используя прием - ролевую игру «Художники – декораторы»в старших классах у учащихся развивается целостное восприятие музыкального произведения. Так, художники – декораторы выполняют функцию оформителей шоу – программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту. Этот прием – один из высших этапов обобщенно - целостного восприятия.

 

Способность быстро и легко переходить от одного явления к другому, далекому по содержанию, называют гибкостью мышления. Отсутствие такой способности называют инертностью или застойностью мышления, что не приемлемо в процессе восприятия музыки.

Эту способность можно развить на уроке музыки с помощью частой смены видов деятельности, а особенно эффективно – с использованием разработанных творческих заданий в относительно короткий промежуток времени урока, что обеспечивает быстрое «переключение» с одного объекта деятельности на другой, относительно отдаленный.

Пример: При знакомстве с тремя пьесами из сюиты К Сен-Санса «Карнавал животных» учитель применил три разнообразных способа подачи музыкальной информации.

1) перед прослушиванием пьесы «Королевский марш льва» дети разгадали загадку про льва, учитель их «настроил» слушать «музыкальный образ короля зверей», затем состоялось прослушивание (восприятие) пьесы, и потом с детьми была проведена краткая беседа о средствах музыкальной выразительности, которые применил при создании этого произведения Камиль Сен-Санс;

 

2) при знакомстве с пьесой «Слон», учитель прибегнул совершенно к противоположной тактике: детям было предложено сначала прослушать фрагмент произведения без сообщения его названия с заданием попробовать угадать, какое животное будет изображено с помощью музыкального языка композитором Сен—Сансом, a уже потом состоялась беседа и повторное прослушивание с анализом пьесы.

 

3) перед прослушиванием пьесы «Аквариум» детям было дано задание подумать, какие музыкальные инструменты могут изображать маленьких аквариумных рыбок и воспользоваться для ответа карточками с изображением инструментов (перед каждым учеником на столе лежал набор карточек); затем было дано задание во время прослушивания пьесы «Аквариум» выбрать изображения тех инструментов, которые действительно использовал композитор в своём музыкальном произведении, и только потом состоялось восприятие пьесы и его анализ.

 

Приемы, развивающие гибкость мышления.

Прием, рекомендуемый для развития гибкости мышления – «Литературно – музыкальная палитра».

Этот прием формирует способность к преодолению образной фиксированности. Он употребим уже на первых этапах развития гибкости мышления в процессе решения творческих задач. Прием реализуется в три этапа:

Учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение, где обязательным условием будет присутствие двух контрастных по характеру частей (например, музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести «Метель» А.С.Пушкина).

После анализа характера и содержания произведения учащимся предлагается перечислить слова – «оттенки» к понятию «грусть» (трагедия, драма, печаль, переживание, волнение, обида, раздумье) и слова к противоположному понятию.

Напротив каждого слова – «оттенка» предлагается нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению.

Итак, составив такую палитру на наиболее часто встречающиеся в музыке образные понятия, мы не только решаем задачу на развитие гибкости мышления, но готовим учащихся к абстрактному, образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами изобразительного искусства.

Еще один прием, нацеленный на этот же процесс, «Найди ненужное слово». Учащимся предлагается из ряда логически связанных между собой слов найти лишнее, в этом задании также нужно сочетать как учебный материал, так и творческую деятельность, направленную на развитие ассоциативного мышления.

Балет

Ария

Танец

Хореография

Хор

Речитатив

Проза

Опера

 

Следующий творческий прием- ситуация «Я — психолог». Почти каждый ребенок считать себя знатоком людских характеров, психологом. Попросите его дать словестный портрет товарища, и он это сделает легко и достаточно точно.

Можно предложить учащимся на время роль «психолога» и дать возможность через прослушивание одного или ряда произведений композитора рассказать о композиторе — человеке, которого они никогда не видели, не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.

 

Тесты.

1.Тест на опознание

Фортепианный квартет пишется для 4 фортепиано?

Да.

Нет.

(Состав фортепианного квартета: скрипка, альт, виолончель, фортепиано)

2. Тест на различение

О какой птице поётся в романсе М. И. Глинки на стихи Н. Кукольника?

А. Соловей В. Воробей

Б. Жаворонок Г. Орёл

3. Тест на классификацию

Выбери из ниже перечисленных инструментов медные духовые:

А. тромбон Г. труба

Б. флейта Д. кларнет

В. скрипка Е. туба

4. Тест – подставь слово

Музыкальное произведение, в котором мелодия исполняется голосом, на какой – либо звук или слог – это….(вокализ).

Музыкальный спектакль, в котором мысли и чувства героев передаются при помощи танца – это….(балет)

 

5. Тест конструктивный

Музыкальный инструмент, который композиторы часто используют при создании картин борьбы, стремительной скачки, торжества. (труба)

6.Свернуть (назвать одним словом)

Чёткая, энергичная, бодрая, - …(маршевая)

Мелодичная, протяжная, певучая - …(песенная)

Подвижная, легкая, ритмичная - …(танцевальная)

7.Соединить фамилии с именами.

Чайковский Эдвард

Прокофьев Людвиг

Бетховен Пётр

Григ Сергей

8.Соединить названия произведений с именами композиторов

Симфония №5 Чайковский

Сюита «Пер Гюнт» Римский – Корсаков

Опера «Сказка о Царе Салтане» Бетховен

«Детский альбом» Григ

9. Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

10. Найти пару:

Фортепиано, оркестр, пианист, куплет, дирижёр, припев.

11. Развернуть:

Выразительные средства музыки…..

12. Зачеркнуть названия произведений, которые не принадлежат указанным композиторам

Эдвард Григ

«ПесняСольвейг»

«Утро»

Симфоническая сказка «Петя и волк»

«В пещерегорного короля»

 

Пётр Ильич Чайковский

Балет «Щелкунчик»

«Марш деревянных солдатиков»

«Танец Анитры»

13. Свернуть:

Быстрый, медленный, умеренный - …(темп)

Громкая, тихая - …(динамика)

Высокий, низкий, средний - …(регистр)

Одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации - …(форма)

14. Звучащая викторина: определить по фрагменту

Название - …

Композитор - …

Тип оркестра - …

15. Дописать название произведений

«Испанский … .»

«Арагонская … .»

«Итальянская … .»

16. Родина танцев:

Лезгинка - …

Хоровод

Чардаш - …

Вальс - …

Полонез - …

17. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Опера: …

Балет: …

Симфония: …

18. Диктант: значение подчёркнутых слов:

опера, либретто, увертюра, балет, квартет, вокализ.

19. Определить жанр и композитора:

«Жаворонок» -

«Лебединое озеро» -

«Щелкунчик» -

«Иван Сусанин» -

«Садко» -

«Моя Россия» -

20. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

«Царевна Лебедь» Врубеля -----

«Богатыри» Васнецова ------

Изображение гнома-----

 

Настрой на восприятие музыки с использованием стихотворений, загадок о музыкальных инструментах Маргариты Алексеевны Давыдовой

 

Симфонический оркестр.

Коль труба пропоет – вдаль она позовет,

Серебристы ее переливы.

Как труба прогремит – грозно голос звучит,

И решительны песен мотивы.

В ее голосе нежность звучит и борьба.

Вы узнаете сразу: играет труба.

 

Нежный звук, как будто солнце,

Входит к нам через оконце.

Говорят с нами, словно живые,

Деревянные духовые.

 

Как подушка он пузатый,

Только не набит он ватой.

Круглый, толстый, важный пан –

Наш знакомый барабан.

 

Шумовые инструменты

Не заставят нас скучать –

Очень шумные моменты

Им придется исполнять.

 

На концерте в светлом зале нам играли на рояле.

Звучит рояль, зовет он нас

В мир доброй красоты.

И, затаив дыхание,

Ему внимаешь ты.

 

(после каждого стихотворения звучит музыкальный пример)

Загадки.

В руки ты его возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкий, нарядный,

Русский, трехрядный. (баян)

 

Деревянный инструмент

Зазвучит в один момент,

Струнам звонко подпевай-ка,

Заиграла…(балалайка)

 

Ну – ка, кнопки нажимай

И тихонько подпевай.

Растяни меха немножко

И сыграй нам на …(гармошке)

 

 

 

Использование ИКТ

Используя мультимедийную презентацию на уроке как средство создания ситуации занимательности, учитель повышает интерес к учебной деятельности и качество образования. Важнейшее из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к произведениям искусства, - мотивация учебно-познавательной деятельности школьников, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников.

Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным пособиям, стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).

Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки., разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.

Заключение.

Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие музыкальности, навыков восприятия, творческих способностей. Развивая навыки восприятия во всех видах деятельности на урока, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.

В завершение хочется вспомнить слова Ф. Шаляпина: “Я решительно и сурово изгнал из моего рабочего обихода тлетворное русское “авось” и полагался только на сознательное творческое усилие. Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как загрохочет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески”

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз