РАЗВИТИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕР В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ | Сергей Викторович Репин. Работа №338478
В свете все большего использования цифровых технологий в образовании, защитные меры становятся неотъемлемой частью процесса обучения. В данной статье рассматриваются роли преподавателей, администрации и студентов в развитии защитных мер в цифровом образовании.
Цифровое образование стремительно развивается, предоставляя беспрецедентные возможности для обучения. Однако оно также создает новые риски и уязвимости, связанные с защитой данных, кибербезопасностью и академической честностью.
В результате внедрения цифровой экономики профессиональное образование переходит на новую ступень развития, которая характеризуется повсеместным применением цифровых технологий, как в профессиональной, так и в повседневной деятельности человека. [3]
Репин Сергей Викторович,
Учитель информатики
МБОУ «Школа №40 г. Донецка»
РАЗВИТИЕ ЗАЩИТНЫХ МЕР В ЦИФРОВОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В свете все большего использования цифровых технологий в образовании, защитные меры становятся неотъемлемой частью процесса обучения. В данной статье рассматриваются роли преподавателей, администрации и студентов в развитии защитных мер в цифровом образовании.
Ключевые слова: защитные меры, цифровое образование, преподаватели, администрация, студенты, кибербезопасность.
Цифровое образование стремительно развивается, предоставляя беспрецедентные возможности для обучения. Однако оно также создает новые риски и уязвимости, связанные с защитой данных, кибербезопасностью и академической честностью.
В результате внедрения цифровой экономики профессиональное образование переходит на новую ступень развития, которая характеризуется повсеместным применением цифровых технологий, как в профессиональной, так и в повседневной деятельности человека. [3]
В условиях повсеместного распространения цифровых технологий защита цифрового образовательного пространства становится критически важной для обеспечения качества обучения, конфиденциальности данных и академической добросовестности.
Цель данной статьи: исследовать актуальные проблемы развития защитных мер в цифровом образовании и определить роли преподавателей, администрации и студентов в обеспечении безопасной и надежной образовательной среды.
Цифровизация образования — это использование приложений, программ и других цифровых средств обучения в школах, вузах, на дистанционных курсах. Например, когда ученики выполняют задания не в тетради, а с помощью платформы в интернете. [4]
В цифровом образовании действует система всеобщего управления качеством. Ученые могут вносить предложения по изучению новейших научных знаний и технологий. Представители бизнес-сообщества устанавливают заказы на формирование необходимых общих компетенций. Педагоги постоянно совершенствуют методики и технологии обучения. Для учителей открывается возможность не просто делиться опытом, но и внедрять свои лучшие методические решения в практику массового образования. Обучающиеся и их родители могут адресно формулировать свои пожелания по изучению каждой учебной темы. Выпускники школ имеют возможность оценивать полученные знания с позиций их полезности для продолжения учебы и профессиональной деятельности. [1, с.209]
Таким образом, цифровое образовательное пространство представляет собой среду, в которой происходит обмен знаниями, информацией и обучение с использованием электронных средств. Однако, как и в любой сфере с использованием технологий, оно также подвергается различным угрозам и уязвимостям, которые могут негативно повлиять на эффективность и безопасность образовательного процесса.
Основные угрозы и уязвимости цифрового образования:
Кибератаки:
Фишинг,
вредоносное
ПО
и
другие
кибератаки
могут
поставить
под
угрозу
конфиденциальность
данных
и
работоспособность
цифровых
образовательных
платформ.
Нарушения
данных:
Несанкционированный
доступ
к
персональным
данным
студентов
и
преподавателей
может
привести
к
краже
личной
информации
или
мошенничеству.
Академическая
недобросовестность:
Цифровые
технологии
могут
облегчить
плагиат,
сговор
и
другие
формы
академического
мошенничества.
Проблемы
конфиденциальности:
Сбор
и
использование
данных
студентов
в
цифровых
образовательных
средах
поднимает
вопросы
конфиденциальности
и
этики.
Контент
сомнительного
происхождения:
Онлайн-образование
может
столкнуться
с
распространением
неподходящего
контента,
включая
материалы,
пропагандирующие
насилие,
экстремизм
или
незаконную
деятельность.
Это
может
оказать
негативное
влияние
на
обучающихся
и
искажать
образовательный
процесс.
Несоответствующее
поведение
и
интернет-
троллинг
:
Цифровое
образование
подвержено
риску
появления
неэтичного
и
неприемлемого
поведения
со
стороны
обучающихся
или
даже
преподавателей.
Это
может
включать
хулиганство,
издевательства
или
дискриминацию.
Цифровое образовательное пространство является важным компонентом образовательной системы, но его безопасность требует особого внимания. Преподаватели и администрация должны совместно работать, чтобы защитить данные учеников и предотвратить возможные угрозы и уязвимости.
Существуют два подхода к проблеме обеспечения безопасности компьютерных систем и сетей: фрагментарный и комплексный. [5, с.73]
Выбор подхода зависит от конкретных требований безопасности и ресурсов организации. Фрагментарный подход может быть подходящим для небольших организаций с ограниченными ресурсами и низким уровнем риска. Комплексный подход рекомендуется для крупных организаций с высокими рисками безопасности и необходимостью всесторонней защиты. В Таблице 1 более наглядно представлено сравнение двух подходов.
Таблица 1 – Сравнение фрагментарного и комплексного подходов
Характеристика
Фрагментарный подход
Комплексный подход
Фокус
Фокусируется на отдельных аспектах безопасности.
Например: защита от вирусов, брандмауэры, системы обнаружения вторжений.
Рассматривает безопасность как многослойную систему: охватывает все аспекты безопасности, от физической до сетевой и программной.
Сложность, стоимость
Относительно простой и недорогой в реализации: можно внедрять отдельные решения для конкретных угроз.
Более сложный и дорогой в реализации: требует тщательного планирования, интеграции и управления.
Всесторонность, уровень защиты
Не обеспечивает всесторонней защиты: оставляет уязвимости, которые могут быть использованы злоумышленниками.
Обеспечивает всестороннюю защиту: снижает риски путем устранения уязвимостей на всех уровнях.
В контексте цифрового образования комплексный подход является предпочтительным, поскольку он обеспечивает всестороннюю защиту для студентов, преподавателей и администрации.
Ориентиром в направлении поиска путей решения проблем информационной безопасности может служить информация. Информация как непременный компонент любой организованной системы, с одной стороны легко уязвима, а с другой – сама может быть источником большого числа разноплановых угроз, как для элементов самой системы, там и для внешней среды. [2, с. 28]
Преподаватели являются ключевыми фигурами в обеспечении кибербезопасности в цифровом образовании. Они не только отвечают за передачу знаний студентам, но и за обучение их правилам безопасности в онлайн среде. Поэтому, во-первых, им следует иметь полное понимание технической стороны онлайн-обучения и знать о возможных угрозах. Они должны быть в курсе последних тенденций в области кибербезопасности и использовать соответствующие методы и инструменты для защиты данных студентов.
Кроме того, преподаватели несут большую ответственность в подготовке студентов к цифровой безопасности. Они должны учить студентов основам безопасности в интернете, включая установку надежных паролей, предотвращение рассылки персональной информации и осведомленность о фишинговых атаках. Преподаватели также могут проводить семинары и обучающие программы, чтобы повысить осведомленность студентов в области цифровой безопасности.
Администрация образовательного учреждения в свою очередь должна создать безопасную и защищенную среду для цифрового обучения. Для этого ей нужно:
Разработать и внедрить политику
кибербезопасности
:
Политика
должна
включать
четкие
правила
и
процедуры
по
использованию
цифровых
технологий,
защите
данных
и
реагированию
на
инциденты
кибербезопасности
.
Обеспечить обучение персонала:
Весь
персонал
должен
пройти
обучение
по
политике
кибербезопасности
и
мерам
по
ее
обеспечению.
Проводить регулярные аудиты безопасности:
Учреждение
должно
проводить
регулярные
аудиты
безопасности
для
выявления
и
устранения
любых
уязвимостей
в
своей
цифровой
инфраструктуре.
Сотрудничать с правоохранительными органами:
Учреждение
должно
установить
связи
с
правоохранительными
органами
для
оказания
помощи
в
расследовании
и
реагировании
на
инциденты
кибербезопасности
.
Студенты также несут ответственность за собственную безопасность в онлайн-обучении. При использовании различных цифровых инструментов, они должны быть осведомлены о важности безопасности и следовать рекомендациям преподавателей и администрации. Обучающиеся должны сохранять конфиденциальность своих учетных записей и паролей, не следует делиться личными данными и настраивать максимальные уровни конфиденциальности в своих профилях.
Студенты должны быть готовы сообщать о любых неблагоприятных или подозрительных событиях своим учителям или администрации. Это поможет быстро реагировать на потенциальные угрозы и предотвращать возможные инциденты.
Также студенты могут быть источником информации о безопасности для своих сверстников. Они могут делиться своими знаниями о цифровой безопасности с другими и помогать им разобраться в проблемах и решениях в этой области.
Заключение. Развитие защитных мер в цифровом образовании имеет решающее значение для обеспечения безопасной и надежной образовательной среды. Преподаватели должны обладать необходимыми навыками и знаниями в области цифровой безопасности, чтобы эффективно обучать студентов. Администрация должна разработать и внедрить политику безопасности данных, чтобы обеспечить защиту персональной информации всех участников образовательного процесса. Студенты также должны быть активными участниками в обеспечении своей безопасности и соблюдать соответствующие меры безопасности в онлайн-учебе.
Преподаватели, администрация и студенты должны работать вместе, чтобы внедрять лучшие практики, повышать осведомленность и бороться с угрозами и уязвимостями. Принимая эти меры, мы можем создать цифровое образовательное пространство, которое поддерживает обучение, защищает данные и гарантирует академическую честность.
Список литературы:
Данилюк,
А.Я.
Цифровое
общее
образование.
/
А.Я.
Данилюк,
А.А.
Факторович.
–
М.:
Издательство
«Авторская
мастерская»,
2019.
–
221
с.
Ищейнов
,
В.Я.
Информационная
безопасность
и
защита
информации:
теория
и
практика
:
учебное
пособие.
/
В.Я.
Ищейнов
.
–
Москва;
Берлин:
Директ
-Медиа,
2020.
–
270
с.
Петров,
Ю.Н.
Профессиональное
образование
в
современном
цифровом
пространстве
/
Ю.Н.
Петров,
О.Н.
Филатова
//
Нижегородское
образование
–
2019.
-
№
1.
–
С.
30-33
Платформа
для
онлайн-обучения
Skillspace
«Что
такое
цифровизация
образования
и
зачем
она
нужна».
–
URL:
https://skillspace.ru/blog/chto-takoe-cifrovizaciya-obrazovaniya-i-zachem-ona-nuzhna/
(дата
обращения:
21.03.2024).
Шаньгин,
В.
Д.
Информационная
безопасность
и
защита
информации
.
/
п
од
ред.
Мовчан
В.
А.
–
М.:
ДМК-пресс,
2017.
–
772
с.