Развитие зрительно-моторных координаций у дошкольников | Марина Михайловна Мажора. Работа №312940
Зрительно – моторная координация – это согласованная одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. На базе зрительно – моторной координации формируются графо-моторные навыки, являющиеся составляющей функцией письма.
Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить и чем раньше будет проводиться коррекционная работа в этом направлении, тем результат будет лучше!
Развитие зрительно-моторных координаций
у дошкольников
Зрительно – моторная координация – это согласованная одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Другими словами – это скоординированная работа системы «глаз-рука»: глаз видит – рука выполняет.
На базе зрительно – моторной координации формируются графо-моторные навыки, являющиеся составляющей функцией письма. Причем умение рисовать мало влияет на уровень развития зрительно-моторной координации (у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой).
Зрительно-моторная координация тесно связана с мелкой моторикой рук и зрительным восприятием. Если какая-то из этих функций нарушена, у ребенка будет недостаточно развита и зрительно – моторная координация. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук происходит постепенно, с переходом от одного этапа психического развития к другому.
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук (возрастные нормы):
0-3 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движениями рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6 - 12 мес. Развивается "единое" поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1 - 2 года. Чертит штрихи и "каракули". Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, круг - в круглую. Повторяет изображения нескольких вертикальных, горизонтальных и округлых линий. ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом, переворачивает страницы книги.
2 - 3 года. Выполняет вращательные движения пальцами, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест. ребенок открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает бусы.
3 - 4 года. Может держать карандаш пальцами. Обводит по контурам, копирует крест, копировать формы несколькими цветами. Хватает катящийся к нему мяч, собирает и строит постройки из девяти кубиков.
4 - 5 лет. Рисует карандашами или цветными мелками. Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы, квадрат, звезду. Рисует простой дом (квадрат и диагонали). Рисует человека. Дорисовывает три части в недорисованную картинку. Строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей, шнурует ботики.
5 - 6 лет. Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и цифры. Дорисовывает недостающие части к картине. Воспроизводит геометрические фигуры самостоятельно и по образцу.
К 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Родителей и педагогов должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев, поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром три – четыре сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам овал вместо окружности со значительно меньшим диаметром или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.
Ребенок может хорошо говорить, знать много стихов, легко решать логические задачи, петь, танцевать, изучать иностранные языки, но на самом деле нарушение зрительно-моторной координации у дошкольника можно увидеть в отклонении физических качеств: «волнообразность» движений в ходьбе и беге, неуверенность, неустойчивость, отсутствие прямолинейности, чрезмерное напряжение конечностей, излишне широкая постановка стоп, нарушение согласованности движений.
Исходя из выше сказанного, основная задача в работе родителей и педагогов состоит в том, чтобы своевременно выявить и скорректировать недостатки зрительно-пространственных и зрительно – моторных функций, которые являются причиной появления оптической дисграфии, дислексии. Не допустить перехода этих недостатков на последующие этапы обучения, что в последующем осложняет учебно-познавательную деятельность детей.
Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить и чем раньше будет проводиться коррекционная работа в этом направлении, тем результат будет лучше!
Поэтому в ежедневную работу с детьми необходимо включать следующие формы работы:
Традиционные
- Самомассаж кистей и пальцев рук;
- Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
- Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
-Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней.
- Графические упражнения: «Штриховка» - вертикальные, горизонтальные, наклонные, круговые линии, а также штриховка с помощью отрывистых движений руки. Проведение различных (непрерывных, пунктирных, волнистых) линий в разном направлении от заданного начала к заданному концу.
- Лабиринты
- Дорисовывание изображений предметов, картинки.
- Графические диктанты, соединение по точкам, продолжение ряда;
- Любые задания на копирование геометрических фигур, простейших рисунков.
- Копирование изображений по клеткам в тетради.
- Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками;
- Игры: Конструирование по заданному образцу (из строительного материала, счетных палочек, мозаики, пазлы)
- Игры –головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра» и т. п.
Нетрадиционные
- Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок»,
- Упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками и т. п. ;
- Игры с крупой (Выкладывание из круп по образцу)
- Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой (из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук).
Так же зрительно-моторная координация и зрительно-пространственное восприятие эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений: ходьба и бег по разметкам, катание на велосипеде, самокате по дорожкам и ограниченным площадкам; метание в цель различными предметами в играх «Летающие тарелки», «Летающие колпачки», «Дартс», «Кольцеброс», «Попади в цель».
Только в результате систематической, целенаправленной работы у детей будет развиваться зрительно-моторная координация, успешное овладение графическими навыками, которые будут хорошей основой для успешного обучения детей в начальной школе.
Развитие навыков зрительно-моторной координации важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, не только, чтобы одеваться, но и рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных как бытовых, так и учебных действий.