Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха | Матвеева Элеонора Андреевна. Работа №297763

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Матвеева Элеонора Андреевна
Мастер-класс для педагогов

«Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.»

Цели: Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия. Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей фонематического слуха.

Материал: игры на развитие фонематического слуха, презентация.

В настоящее время – время смартфонов, айфонов, Интернета, социальных сетей – проблема  формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости, а наоборот, ещё более усугубилась. Дети мало говорят в семье, так как мало говорят родители. Дети мало говорят и в детском саду, будь то со сверстниками или с воспитателями, так как редко создаются такие ситуации, где от ребёнка требуется словесно-логическое мышление. То есть редко включаются такие виды деятельности, как игровая (не просто манипулятивная игра, а игра творческая, сюжетно-ролевая, игра-театрализация), коммуникативная (не просто бытовое общение, а, например, обсуждение проблемы), познавательно-исследовательская формы активности ребёнка.

Есть и другие причины, влекущие недостатки развития звуковой и интонационной культуры речи: произошёл количественный рост детей с ОВЗ, появились дети из другой социальной культуры, не владеющие русским языком (в семьях таких детей чаще всего не говорят на русском языке).

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.... Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение, получение информации. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Эта способность формируется у него постепенно.

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов” у человека, по крайней мере, три .(Слайд 2) Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический.

Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы).

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.

Часто воспитатели работу по формированию правильной речи у детей и предупреждение недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Но развитие звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи.

В процессе развития у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:

·        формирования у них правильного звукопроизношения,

·        четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,

·        развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),

·        выработки умеренного темпа речи,

·        формирования правильного речевого дыхания,

·        формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.),

·        воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха .(3 слайд)

Реализация задач развития звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды, поэтому особое внимание при развитии звуковой культуры речи я уделяю дидактической игре. Кроме задач речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игровые технологии по развитию звуковой культуры речи:

1.      Игры на развитие фонематического слуха

2.      Артикуляционная гимнастика

3.      Игры на дыхание

4.      Пальчиковые игры.

5.      Дидактические игры

6.      Проговаривание чистоговорок

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую и смысловую оболочку слова.

К трем годам фонематический слух должен быть сформирован.

Если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле.

Задания предлагаются в строгой последовательности, подразделяясь на несколько этапов:

1. узнавание неречевых звуков;

2. различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3. различение слов, близких по звуковому составу;

4. различение слогов;

5. различение звуков;

Работа по развитию фонематического слуха начинается в раннем дошкольном возрасте  на материале неречевых звуков и, постепенно, охватывает все звуки речи.

1 этап – Узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы:

- Послушать звуки за окном: «Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».

- Игра «Солнце или дождик?» Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы, а я буду звенеть бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. Услышав стук, должны бежать под зонтик. Слушайте внимательно!

- Игра «Большой или маленький» Посадите на стол двух игрушечных зайцев (мишек, кукол)- большого и маленького.

Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил - громко, а маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыши должны узнать и показать, который из зайцев только что играл.

- Во время процесса одевания на прогулку акцентируем внимание на звучание элементов одежды (виды застёжек: кнопки, молнии, липучки; виды тканей: шуршит - не шуршит).

Игры с педагогами

1. «Что звучит? »

На столе несколько предметов (или игрушеки). Предложить внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет и их последовательность. За ширмой стучать карандашом о стакан, греметь коробкой с кнопками, погремушкой, двумя колокольчика, свисток.

Педагог должен повторить эти звуки в той же последовательности в какой услышал. Предметы - повторы на отдельном столе. Количество звучащих предметов можно постепенно увеличивать.

2. «Поставь по порядку»

За ширмой играть на музыкальных инструментах. Нужно расположить картинки с музыкальными инструментами в той же последовательности как они звучали.

3. «Что делаю?» Эта игра используется для детей старших групп. Обратить внимание на звучание элементов и назвать их действия.

Действия: застегнуть молнию, липучки, наливать воду, сломать ветку, перелистывать журнал, шуршать целлофановым пакетом, мять бумагу.

При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться 

развитием чувства ритма.

Игры с педагогами

«Похлопаем», «Постучим», «Потопаем»

Повторить заданный ритмический рисунок хлопками:

- на слух: II – I - II;

- с закрытыми глазами: I – II – II - I;

- по картинке (см. презентацию).

Хочется отметить, что параллельно идёт работа над артикуляцией органов речи при подражании звукам и проговаривании.

2 этап – Различение высоты, силы, тембра голоса.

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игры:

- «Кто заблудился в лесу?» (ребёнок узнаёт, кто звал, угадывает издалека или вблизи зовёт);

- «Кто зовёт маму?» (угадай детёныша животных: раздаются картинки с изображением домашних животных);

- «Угадай, кто кричит?»

- «Произнеси тихо (громко)»,

- «Угадай, чей голос?»

- «Тихо – громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание – бегут);

- Игры с использованием драматизации. «Три медведя», «Теремок» - Игра «Далеко - близко».

Аналогично, можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко(громко); какая дудочка играет – большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе.

Игры с педагогами

1.«Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый, подражая работе мельницы. Говорить медленно, с ускорением, снова медленно.

Так же можно обыграть другие фразы: «Наши ноги ходили по дороге»

Игра с хлопками. Стихи: Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап. ( медленные хлопки)

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем (руки над головой).

2. Проговаривать стихотворение со звуком А. Проговаривают все педагоги.

А! – со мною вместе пойте (Произносить звук А.)

А! – пошире рот откройте!

А! – споём мы высоко, ААААА (Петь высоким голосом.)

А - споём мы низко. (Петь низким голосом.)

А – споём мы далеко, (Рукой можно показать, что звук далеко.)

А – споём мы близко. (Рукой можно показать, что звук близко.)

А – шепнём, (Говорить шёпотом.)

А – крикнем громко. (Говорить громко.)

А – спокойно скажем мы.

Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!

3. Проговаривание фразы с разной интонацией.

« Я котлеты жарила и не дожарила»

- Педагогам раздаются карточки с заданиями, как сказать эту фразу: возмущённо, удивлённо, как Настенька.

- Педагогам предлагается отгадать интонацию. Раздаются карточки - говорить сердито, весело, испуганно. Остальные отгадывают интонацию.

3 этап – Различение слов, близких по слоговому составу.

Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок проводит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

- «Где коса, а где коза? Где мышка, а где мишка? Покажи картинку»

- «Не ошибись» На картинке изображение: «Бумага». Называть эту картинку то правильно, то неправильно. Хлопнуть в ладоши, если услышите правильное слово». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага».

Начинать нужно со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложному.

- Использовать стихи для включения в них недостающего слова.

В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).

Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

Игра с педагогами.

«Какое слово не подходит?»

Выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные: мак-бак-рак-банан, утка-будка-дудка-дудочка, сок-сок-ток-сок.

4 этап – Различение слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Игры:

- «Кто как кричит?»

- Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

- «Какой слог лишний?» Педагог произносит ряды слогов. Например:ба-ба-па-ба, са-са-за-са. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

- «Запомни-повтори» Воспроизведение слогов с одинаковыми согласными и различными гласными: та-то-ту; па-пу-пы. С наращиванием стечения согласных звуков: па-пта; ма-кма и т. п.

- «Телефон» Педагог на ухо первому ребёнку произносит слог или серию слогов. Дети передают услышанное по цепочке, последний ребёнок произносит вслух.

Игры с педагогами

1.«Выйди вон» Педагоги стоят в ряд. Нужно сделать шаг вперёд, когда услышишь другой слог. Показывать на каждого педагога, называя слог.

СА-СА-СА-ЗА-СА ПТА-ПТА-ПТЫ-ПТА-ПТА

2. «Повтори слоговой ряд» Педагоги по очереди повторяют слоги.

та-ка-па,фа-ка-ха, па-ка-та, ба-да-га

па-пя-пя, пю-пю-пу, то-тё-тё

па-тпа, ма-кма, на-кна, та-фта

пта-пто-пту, кту-кто-кта, тпо-тпу-тпа, смо-смы-сма-сму,

пта-тпа, фпа-пфа, гдо-дго, шту-тшу, чко-кчо

5 этап – Различение звуков.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого (дом, сом, ком). Такой звук называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).

Начинать надо с различения гласных звуков.

- Взрослый показывает картинки: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

- Игра «Медведица и медвежонок» Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: [Ы-Ы-Ы], потом медвежонок: [И-И-И]. Потом они уходят за ширму. Дети должны догадаться, кто их зовет. (За ширмой произносятся звуки [и], [ы].)

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

- Игра «Прогулка на велосипедах». Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с- с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».

- Игра « Жук и комар» (звуки С и Ж).

- «Кто больше?» Придумать слова с данным звуком.

- «Разведчики». Детям предлагается найти предметы, в названии которых есть заданный звук.

- «Бусы» Дети по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук.

Игры с педагогами

1. «Исправь Звукознайкины ошибки».

Звукознайка был очень любопытным и часто торопился. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.

Колова даёт вкусное молоко.

Рошадь жуёт сочную траву.

Коска ловит мышку.

Собаха сторожит дом.

Мама валит касу.

2. «Подбери правильно рифму»

Отругала мама зайку, Он надел под свитер гайку. (майку).

Много снега во дворе, Едут танки по горе. (санки)

Пес Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный дуб (суп)

Не случайно у сестрички фантики, а в косичках (бантики)

Посмотрите в воду сами-с очень длинными усами

Проплывает под мостом серый, скользкий, длинный  дом (сом)

Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери)

Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки)

«Грузы я возить привык!» —Говорит нам ... (грузовик)

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч)

Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке... (жук)

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка)

Вот мы дружно всё сказали, и наверно не (устали)

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах:

·        на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;

·        различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;

·        отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

·        интегрированные занятия со специалистами ДОУ;

·        дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.). (8 слайд)

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей. (33 слайд)

Используется разнообразный речевой материал:

·        звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;

·        специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;

·        сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т.д..

Итог.

Таким образом, овладение звуковой культурой речи имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение грамоте.

 

Прикрепленные файлы:
e6c5f02140dab2cd8c7f4d78e9ed04e2.pptx
Пожалуйста, подождите.
x
×