Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитии речи детей с ОНР при использование приемов мнемотехники | Утузикова Ольга Сергеевна. Работа №273720

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Утузикова Ольга Сергеевна
Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Использование мнемотехники в работе с детьми ОНР дошкольного возраста превращают занятия в игру и является одним из эффективных способов развития речи.

Развитии речи детей с ОНР при использование приемов мнемотехники

Мнемоника (греч.) — «искусство запоминания».

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.  Характерными особенностями детей с общим недоразвитием речи являются нарушения лексического и грамматического компонентов речи. Кроме того, у них отмечается бедная диалогическая речь. Детям трудно построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Как следствие – неполноценное речевое общение. А ведь именно монологическая речь и речевое общение являются центральной задачей развития связной речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Поэтому мнемосхемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей с ОНР.

Я их использую для:

1.​ Обогащения словарного запаса (Игры на образование родственных слов).

2.​ Для Формирования грамматического строя речи (Мнемосхемы для знакомства падежей).

3.​ Для формирования фонетической стороны речи (Звуковые символы. Схема характеристики звука. Автоматизация звуков).

4. Для развития связной речи (Схемы предлогов. Описательные рассказы по лексическим темам. Обучение пересказу. Самостоятельное составление мнемосхем. Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок).

Считаю, что использование опорных рисунков превращает занятие в игру, в результате которой у детей значительно возрастает познавательная активность, увеличивается запас знаний об окружающем мире; появляется уверенность и желание пересказывать тексты, составлять интересные рассказы, то есть тем самым связная речь ребёнка выходит на более высокий уровень. Кроме того, большим плюсом овладение приемами работы с мнемотаблицами является сокращает время обучения. Так же решаются коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов, таких как: зрительная и слуховая память, ассоциативное мышление, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Таким образом в результате применения мнемотехники:

Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно.

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов 

развития речи дошкольников






Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×