Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развития жанра прелюдии от Барокко к Романтизму | Стахевич Галина Александровна. Работа №330456

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Многие музыкальные жанры, такие как симфония, соната, рондо, кантата и другие, развивались планомерно и постепенно. С течением времени нескольких столетий в жанрах изменялась структура формы, гармонический план, смысловая и образная нагрузка. Их объединяет и то, что к вышеуказанным жанрам композиторы обращались всегда, постепенно обновляя их либо закрепляя лучшие качества музыкального искусства своего времени. Но, в мире музыки существует один, небольшой по своей форме, жанр, который был известен с XV века, но забыт практически на столетие эпохи классицизма, возродившись в совершенно новом романтическом значении. И это – прелюдия.

Автор: Стахевич Галина Александровна, преподаватель теоретических дисциплин.

Предмет: музыкальная литература.

Тема:

Развитие жанра прелюдии от Барокко к Романтизму

 

Многие музыкальные жанры, такие как симфония, соната, рондо, кантата и другие, развивались планомерно и постепенно. С течением времени нескольких столетий в жанрах изменялась структура формы, гармонический план, смысловая и образная нагрузка. Их объединяет и то, что к вышеуказанным жанрам композиторы обращались всегда, постепенно обновляя их либо закрепляя лучшие качества музыкального искусства своего времени. Но, в мире музыки существует один, небольшой по своей форме, жанр, который был известен с XV века, но забыт практически на столетие эпохи классицизма, возродившись в совершенно новом романтическом значении. И это – прелюдия.

Понятием «прелюдия» обозначают предварительное действие перед чем-либо значительным. Название жанра в переводе от латинского «praeludo» означает – играю предварительно, делаю вступление. В музыке прелюдия или прелюд – это небольшая инструментальная пьеса, чаще всего для одного инструмента, которая является вступлением для основного произведения. Иногда пьеса сочинялась заранее для исполнения на лютне, клавире или органе. Такие прелюдии служили в качестве пробы инструмента.

В начале своего развития прелюдия исполнялась с целью установить общую тональность, а так же настроить слушателя на восприятие основного произведения. Зачастую пьеса имела лирико-импровизационный характер, что обуславливало её небольшой размер и энергичность исполнения.

К XVI в. для прелюдии характерными были такие черты, как:

импровизационный и имитационный стиль

;

контрастный, по отношению к

основному произведению

,

характер

;

единый тип фактуры изложения;

свободную форму

развития

.

Подобные черты имели и ряд других пьес: ричеркар, фантазия, каприччо, преамбула, токката и др. Не смотря на схожесть, эти жанры отличались от прелюдий. Например, в токкате часто использовалась аккордовая фактура, а в мелодии часто можно услышать «трубные фанфары», так как сам жанр токкаты вырос из инструментальной музыки, которую играли во время праздничного шествия. Жанр фантазии отличался разнородностью фактуры и большим объемом, что было не типично для прелюдии.

В XVI-XVII вв. жанр существовал как отдельным произведением («хоральные» прелюдии для органа), так и вошел в состав двухчастного барочного цикла, в котором главным произведением была фуга. В прелюдиях северонемецких композиторов (Дитрих Букстехуде, Николай Брунс), сочетались свободная импровизация и разделы, написанные по строгим канонам контрапункта (обычно это были миниатюрные фуги). Композиторы южной и центральной Германии не следовали такому способу построения прелюдий, основой их прелюдий оставалась импровизационными, которые могли включать в себя небольшие элементы контрапункта.

Одним из первых немецких композиторов, в творчестве которого сформировался малый двухчастный барочный цикл (прелюдия-фуга) был Иоганн Каспар Фердинанд. В его сборнике «Ariadne musica» прелюдии имеют разнообразную форму и фактуру, которые не подчиняются какой-либо общей модели. Данный цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха – «Хорошо темперированного клавира».

Прелюдии Баха из «ХТК» также разнообразны, некоторые напоминают танцы эпохи Барокко, а некоторые содержат двух- или трёхголосный контрапункт. Это выдающееся творение Баха, весомо повлияло на творчество многих последующих знаменитых композиторов.

В эпоху классицизма, из-за изменения музыкальных предпочтений в сторону крупных циклических форм, жанр прелюдии уходит на второй план. Новый расцвет жанра наступает лишь в 20-х годах XIX века.

В романтическом творчестве Ф. Шопена прелюдия трансформируется, становясь самостоятельной музыкальной миниатюрой. В цикле «24 прелюдии» композитор мастерски показал возможности воплощения всех оттенков человеческих чувств и настроений в маленьком произведении.

К обновленному жанру в конце XIX в. обращается К. Дебюсси, который так же расширил восприятие жанра как с художественной, так и с технической стороны.

В России конца XIX начала ХХ в. прелюдии создавали Анатолий Лядов, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов. Прелюдии Лядова наполнены национальным колоритом, а у Скрябина пьесы отличаются не только мечтательностью и утончённостью, но и дерзостью и порывистостью. Прелюдии Рахманинова поражают кантиленностью музыкального развития, насыщенностью и красочностью звучания, а также широтой регистрового диапазона.

В XX веке прелюдия продолжила своё активное развитие в творчестве композиторов многих стран, но расценивалась теперь не так однопланово. Она вновь начала выполнять функцию вступления, так как в это время появляются произведения в стиле определённых эпох. Также жанр продолжает существовать как самостоятельное произведение. В разных вариантах она встречается у Мориса Равеля, Джорджа Гершвина, Кароля Шимановски, Оливье Мессиана, Габриэля Форе. Феликса Блюменфельда, Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Кабалевского, Радиона Щедрина, Альфреда Шнитке.

Таким образом, жанр прелюдии занимает важное место в музыкальном искусстве разных эпох и стран. Начиная в качестве вспомогательного произведения, в процессе развития пьеса обновляется и получает самостоятельное значение, углубляя и расширяя художественное содержание и технические задачи.

 

Литература:

Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: В 3 ч. Ч. 3 – М.: Музыка, 1982. – 286 с.

Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. – М.: Музыка, 1966/

Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. VI. —

Стб

. 52.

Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.

Соколов О.В. Курс лекций «От Баха до наших дней». Лекции №№ 7, 52, 88, 144, 145 [

электронный ресурс

].

URL

:

https

://

www

.

youtube

.

com

/@

user

-

hr

8

tf

6

tg

9

g

Холопова

В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. – 2-е изд.,

испр

. – СПб

.:

Лань,2011. – 496 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×