Развития жанра прелюдии от Барокко к Романтизму | Стахевич Галина Александровна. Работа №330456
Многие музыкальные жанры, такие как симфония, соната, рондо, кантата и другие, развивались планомерно и постепенно. С течением времени нескольких столетий в жанрах изменялась структура формы, гармонический план, смысловая и образная нагрузка. Их объединяет и то, что к вышеуказанным жанрам композиторы обращались всегда, постепенно обновляя их либо закрепляя лучшие качества музыкального искусства своего времени. Но, в мире музыки существует один, небольшой по своей форме, жанр, который был известен с XV века, но забыт практически на столетие эпохи классицизма, возродившись в совершенно новом романтическом значении. И это – прелюдия.
Автор: Стахевич Галина Александровна, преподаватель теоретических дисциплин.
Предмет: музыкальная литература.
Тема:
Развитие жанра прелюдии от Барокко к Романтизму
Многие музыкальные жанры, такие как симфония, соната, рондо, кантата и другие, развивались планомерно и постепенно. С течением времени нескольких столетий в жанрах изменялась структура формы, гармонический план, смысловая и образная нагрузка. Их объединяет и то, что к вышеуказанным жанрам композиторы обращались всегда, постепенно обновляя их либо закрепляя лучшие качества музыкального искусства своего времени. Но, в мире музыки существует один, небольшой по своей форме, жанр, который был известен с XV века, но забыт практически на столетие эпохи классицизма, возродившись в совершенно новом романтическом значении. И это – прелюдия.
Понятием «прелюдия» обозначают предварительное действие перед чем-либо значительным. Название жанра в переводе от латинского «praeludo» означает – играю предварительно, делаю вступление. В музыке прелюдия или прелюд – это небольшая инструментальная пьеса, чаще всего для одного инструмента, которая является вступлением для основного произведения. Иногда пьеса сочинялась заранее для исполнения на лютне, клавире или органе. Такие прелюдии служили в качестве пробы инструмента.
В начале своего развития прелюдия исполнялась с целью установить общую тональность, а так же настроить слушателя на восприятие основного произведения. Зачастую пьеса имела лирико-импровизационный характер, что обуславливало её небольшой размер и энергичность исполнения.
К XVI в. для прелюдии характерными были такие черты, как:
импровизационный и имитационный стиль
;
контрастный, по отношению к
основному произведению
,
характер
;
единый тип фактуры изложения;
свободную форму
развития
.
Подобные черты имели и ряд других пьес: ричеркар, фантазия, каприччо, преамбула, токката и др. Не смотря на схожесть, эти жанры отличались от прелюдий. Например, в токкате часто использовалась аккордовая фактура, а в мелодии часто можно услышать «трубные фанфары», так как сам жанр токкаты вырос из инструментальной музыки, которую играли во время праздничного шествия. Жанр фантазии отличался разнородностью фактуры и большим объемом, что было не типично для прелюдии.
В XVI-XVII вв. жанр существовал как отдельным произведением («хоральные» прелюдии для органа), так и вошел в состав двухчастного барочного цикла, в котором главным произведением была фуга. В прелюдиях северонемецких композиторов (Дитрих Букстехуде, Николай Брунс), сочетались свободная импровизация и разделы, написанные по строгим канонам контрапункта (обычно это были миниатюрные фуги). Композиторы южной и центральной Германии не следовали такому способу построения прелюдий, основой их прелюдий оставалась импровизационными, которые могли включать в себя небольшие элементы контрапункта.
Одним из первых немецких композиторов, в творчестве которого сформировался малый двухчастный барочный цикл (прелюдия-фуга) был Иоганн Каспар Фердинанд. В его сборнике «Ariadne musica» прелюдии имеют разнообразную форму и фактуру, которые не подчиняются какой-либо общей модели. Данный цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха – «Хорошо темперированного клавира».
Прелюдии Баха из «ХТК» также разнообразны, некоторые напоминают танцы эпохи Барокко, а некоторые содержат двух- или трёхголосный контрапункт. Это выдающееся творение Баха, весомо повлияло на творчество многих последующих знаменитых композиторов.
В эпоху классицизма, из-за изменения музыкальных предпочтений в сторону крупных циклических форм, жанр прелюдии уходит на второй план. Новый расцвет жанра наступает лишь в 20-х годах XIX века.
В романтическом творчестве Ф. Шопена прелюдия трансформируется, становясь самостоятельной музыкальной миниатюрой. В цикле «24 прелюдии» композитор мастерски показал возможности воплощения всех оттенков человеческих чувств и настроений в маленьком произведении.
К обновленному жанру в конце XIX в. обращается К. Дебюсси, который так же расширил восприятие жанра как с художественной, так и с технической стороны.
В России конца XIX – начала ХХ в. прелюдии создавали Анатолий Лядов, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов. Прелюдии Лядова наполнены национальным колоритом, а у Скрябина пьесы отличаются не только мечтательностью и утончённостью, но и дерзостью и порывистостью. Прелюдии Рахманинова поражают кантиленностью музыкального развития, насыщенностью и красочностью звучания, а также широтой регистрового диапазона.
В XX веке прелюдия продолжила своё активное развитие в творчестве композиторов многих стран, но расценивалась теперь не так однопланово. Она вновь начала выполнять функцию вступления, так как в это время появляются произведения в стиле определённых эпох. Также жанр продолжает существовать как самостоятельное произведение. В разных вариантах она встречается у Мориса Равеля, Джорджа Гершвина, Кароля Шимановски, Оливье Мессиана, Габриэля Форе. Феликса Блюменфельда, Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Кабалевского, Радиона Щедрина, Альфреда Шнитке.
Таким образом, жанр прелюдии занимает важное место в музыкальном искусстве разных эпох и стран. Начиная в качестве вспомогательного произведения, в процессе развития пьеса обновляется и получает самостоятельное значение, углубляя и расширяя художественное содержание и технические задачи.
Литература:
Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: В 3 ч. Ч. 3 – М.: Музыка, 1982. – 286 с.
Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. – М.: Музыка, 1966/
Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. VI. —
Стб
. 52.
Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962.
Соколов О.В. Курс лекций «От Баха до наших дней». Лекции №№ 7, 52, 88, 144, 145 [
электронный ресурс
].
URL
:
https
://
www
.
youtube
.
com
/@
user
-
hr
8
tf
6
tg
9
g
Холопова
В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. – 2-е изд.,
испр
. – СПб
.:
Лань,2011. – 496 с.