Развития представлений о комнатных растениях у детей дошкольного возраста | Правилова Фарида Мингатовна. Работа №304414
Актуальность темы исследования заключается в том, что комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие . При общении с растениями обогащается кругозор детей , они получают представление о богатстве мира природы. У педагога есть возможность наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений , связи, зависимости организма от окружающей среды.
Правилова Фарида Мингатовна
Воспитатель МАДОУ ДС № 66 «Забавушка»
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
«Развития представлений о комнатных растениях у детей дошкольного возраста»
Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность проблемы формирования у детей дошкольного возраста развития представлений о комнатных растений. В работе дается определение термину, и описываются методы, приемы и средства развития представлений о комнатных растений у дошкольников, от выбора которых зависит эффективность данного процесса.
Ключевые слова: Развития представлений о комнатных растениях у детей дошкольного возраста.
Актуальность темы исследования заключается в том, что комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие . При общении с растениями обогащается кругозор детей , они получают представление о богатстве мира природы. У педагога есть возможность наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений , связи, зависимости организма от окружающей среды.
Объект исследования: экологическое образование детей дошкольного возраста
Предмет исследования: процесс развития представлений о комнатных растениях у детей дошкольного возраста
Цель исследования: изучить процесс развития представлений о комнатных растениях у детей дошкольного возраста
Задачи исследования:
Изучить
состояние экологического образования детей дошкольного возраста, раскрыть понятие «представлений» с точки зрения разных авторов.
Дать характеристику комнатным растениям д
ошкольников средней
группы.
Описать диагностические задания по развитию представлений о комнатных растениях в средней группе.
Составить перспективный план работы по развитию представлений о комнатных растениях.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде
всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
развитие познавательного интереса к миру природы;
формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства
эмпатии
к объектам природы;
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы,
самоценность
и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
Поставленныеˎ воˎ введенииˎ кˎ работеˎ задачиˎ решеныˎ соˎ следующимиˎ результатами.
Изучено состояние экологического образования детей дошкольного возраста. В системе экологического образования большое значение имеет первое звено — детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.
Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.
Комнатныеˎ ˎ ˎ растенияˎ ˎ являютсяˎ природнойˎ средойˎ дошкольников,ˎ оказываетˎ влияниеˎ наˎ ихˎ эмоциональноеˎ состояние.ˎ Уходˎ заˎ ˎ растениямиˎ ˎ являетсяˎ практическойˎ деятельностью,ˎ котораяˎ формируетˎ первыеˎ представленияˎ ˎ оˎ ˎ ˎ комнатныхˎ ˎ ˎ растенияхˎ. Детиˎ ˎ должныˎ иметьˎ ˎпредставления о частяхˎ ˎооооооо оооо растенийˎ ,ˎ обˎ ихˎ потребностяхˎ (вˎ воде,ˎ свете,ˎ тепле),ˎ оˎ правильныхˎ приемахˎ ухаживанияˎ заˎ ними.
Раскрыто понятие «представления». Вˎ литературеˎ раскрываютсяˎ различныеˎ подходыˎ кˎ опредению понятия «представление»ˎ Так,ˎ например,ˎ Маклаков А.Г. рассматривает представление как психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. A.M. Шахнаревич и Н.М. Юрьева рассматривают представление, как субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности.
Список литературы:
1). Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. — //М. 1985.
2). Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3). Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. — Ростов - на -Дону, 2003.
4). Гончарова Е.В. Экология для малышей: Метод. рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ. ред. Г.Н.Гребенюк. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. 144 с.
5). Дрязгунов В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениям. — // М 1981.
6). Иванова Г. Организация работ по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 6.
7). Как знакомить дошкольников с природой, // под ред. Саморуковой П. Г. — М. Просвещение, 1992 год.