Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развития речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционный технологий | Зубко Наталья Викторовна. Работа №354008

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Проблема речевого развития дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различным речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

 

Не случайно в ФОП ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое развитие, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи дошкольников.

 

" Развития речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционный технологий"

Подготовила воспитатель: Зубко Н.В.

 

Проблема речевого развития дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников с различным речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

 

Не случайно в ФОП ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое развитие, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи дошкольников.

 

Поэтому необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

 

Многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр и нетрадиционных технологий на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

 

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей . С каждым годом возрастает число детей, имеющих недоразвитие речи. При этом нарушении нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Кроме того, у детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объемом движений, недостаточным темпом и переключаемостью.

 

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организм

 

Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы..

 

Как воспитатель в детском саду я сталкиваюсь с проблемой развития речи детей. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”. Налицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного возраста.

 

Жизнь показывает, что у медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное отставание у детей. Ведь куда проще и быстрее использовать соответствующую машину, чтобы почистить, постирать, взбить, связать… Любой дошкольник умеет пользоваться компьютером, телефоном, но не каждый сможет выложить узор из мозаики, застегнуть пуговицы, завязать шнурки. В результате, то, что облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

 

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

 

1.Сделать рывок в развитии речи, улучшить произношение и обогатить лексику;

2.Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях;

3.Развивать фантазию и проявлять творческие способности;

4.Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

5.Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;

6.Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком письма.

 

Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.

 

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

 

Основная цель моей работы: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.

 

Для реализации данной цели были определены задачи:

-Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

-познакомить детей с названиями пальцев рук;

-научить выполнять координированные движения пальцами рук;

-развивать наблюдательность и любознательность;

-активизировать словарный запас;

-развивать лексико-грамматический строй;

-пропагандировать использование пальчиковых игр дома;

-использовать взаимосвязь педагогов МДОУ в развитии мелкой моторики рук.

 

Свою работу провожу в соответствии следующих дидактических принципов:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в образовательный процесс.

- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

- принцип развивающего обучения, (основан на развитие творческого мышления детей), с использованием развивающих методов обучения:

 

· проблемно-поисковый (ребенок сам выбирает материал для определенного изображения сказки)

 

· моделирование (сюжетная игра - моделирует ситуацию которую будет изображать ребенок)

 

Наряду с общедидактическими принципами (наглядность, последовательность, систематичность, доступность и др.) данная система роботы требует соблюдения следующих принципов:

-принцип индивидуального подхода, учёт личностных и возрастных особенностей;

-уровень психического и физического развития детей;

-принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях МДОУ и семьи (родители являются активными участниками коррекционного процесса).

 

Необходимо помнить три важных правила:

Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы(например, потрясти кистями рук);

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех образовательных деятельностях в ДОУ.

Правила выполнения упражнений:

 

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

 

Для развития мелкой моторики кисти кроме пальчиковой гимнастики можно использовать следующие виды деятельности:

- массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок;

- игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками);

-«пальчиковый театр»;

- выкладывание узоров из мелких камешков, круп;

-вязание, шитьё, вышивание;

-завязывание и развязывание узелков;

-застёгивание и расстёгивание пуговиц различной величины;

-комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);

-лепка из глины или пластилина;

-нанизывание бус, бисера, пуговиц;

-нанизывание колец различной величины на стержень;

-перематывание цветных клубочков ниток;

-складывание из кубиков домиков, машинок и т.п.;

-собирание мозаики по возрастающей сложности;

-собирание пирамидки, матрёшки;

-узнавание предметов на ощупь;

- копирование узоров, рисунков или работа в прописях.

 

Работая в детском саду, я прилагаю все усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. В начале были определенные трудности в работе:

- надо было самостоятельно изучить много методической литературы;

- приобрести необходимые пособия;

- заинтересовать и вовлечь родителей в данный процесс, т.к. материально-техническую базу организовать трудно без поддержки родителей.

Но, главное - желание!

 

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что в работе по развитию мелкой моторики необходимо использовать разнообразные приёмы и методы.

 

В своем опыте работы я попыталась показать, как необходимы для развития речи ребенка пальчиковые игры. На основании моих наблюдений можно сделать вывод:

-Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек;

-у детей улучшилась речь - это позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

 

Надеюсь, что мой опыт работы поможет воспитателям в работе по

развитию речи детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×