РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Силина Дарья Андреевна. Работа №330091
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Кучерявенко Игорь Анатольевич
Декан факультета психологии НИУ БелГУ
Силина Дарья Андреевна,
студентка
Белгородский государственный
национальный исследовательский университет
Г. Белгород, Россия
Аннотация: в статье раскрыто значение творческого воображения посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий для организации детских игр.
Дети изучают окружающий мир через игровую деятельность. Игры для детей, которые проводятся дома с родителями и в дошкольных учебных заведениях , должны быть не только веселыми, но и увлекательными. Игровая деятельность должна развивать у ребенка психологические процессы (воображение , восприятие), физическое здоровье и умственные способности.[1]
Игровая деятельность — это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных впечатлений и знаний из окружающего мира. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Осознавая, что игровая деятельность - не настоящая жизнь, дети тем временем по-настоящему переживают свои роли, свои мысли и чувства, откровенно выявляют свое отношение к жизни, воспринимают игру как важное дело.[2] Педагоги поддерживают принцип организации игры: играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Воспитанники ДОУ к моменту поступления в школу достигают высокого умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического развития.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится непосредственно в игровой деятельности, т. к. игровая деятельность составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует волю и ум ребенка, повышает жизнедеятельность организма, глубоко затрагивает его чувства, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной образовательной программы пункт 13.1. Образовательное пространство группы должно быть оснащено соответствующими материалами, средствами обучения, в том числе игровыми (в соответствии со спецификой программы). Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников. В игровой деятельности ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра, так сказать, является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Вопросы организации игровой деятельности старших детей дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения. Регулярно для педагогов детского сада проводятся теоретические и практические мероприятия по проблемам игровой деятельности. Это консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, практическое решение проблемных ситуаций и непосредственно разработка методик. Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игровой деятельности, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Воображение – это своеобразное мысленное построение (представление) продукта деятельности еще до его возникновения, а также создание программы поведения в том случае, где спорная ситуация характеризуется неопределенностью .[3]
Многие задаются вопросом о том, зачем нужно дошкольнику развивать воображение и творчество, если логически оно должно быть ярче и оригинальнее, чем у взрослого.[4] Однако эта теория ошибочна. По утверждению психологов, детское воображение развивается постепенно, накапливая определенный опыт, поэтому абсолютно все образы воображения мы получаем из опыта реальной жизни, и какими бы причудливыми они ни были, они основываются на этих представлениях. Развитие детского творческого воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. Это, прежде всего впечатления, полученные ребенком при прослушивании рассказов, стихотворений, сказок, просмотре фильмов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нем практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу.[5] В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) , когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Самые первые признаки воображения можно заметить уже после полутора лет, когда ребенок рассматривает картинку и начинает узнавать изображенный предмет, потому что рисунок - это все-таки только знак реального предмета, его заместитель, а воображение здесь достраивает то, что не совсем соответствует действительности.
В заключение напомню замечательные слова А.С. Макаренко: «Игровая деятельность имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игровой деятельности. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».[6]
Проведя данную работу, пришли к выводу, что организация образовательной деятельности с применением игр способствует развитию творческого воображения, познавательного интереса.
Таким образом, цель работы достигнута, мы убеждены, что повышение эффективности развивающей работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста достигается за счет постоянного включения игр как наиболее интересных и занимательных для детей.
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Кучерявенко Игорь Анатольевич
Декан факультета психологии НИУ БелГУ
Силина Дарья Андреевна,
студентка
Белгородский государственный
национальный исследовательский университет
Г. Белгород, Россия
Аннотация: в статье раскрыто значение творческого воображения посредством игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, доказывается необходимость реализации условий для организации детских игр
Дети изучают окружающий мир через игровую деятельность. Игры для детей, которые проводятся дома с родителями и в дошкольных учебных заведениях , должны быть не только веселыми, но и увлекательными. Игровая деятельность должна развивать у ребенка психологические процессы (воображение , восприятие), физическое здоровье и умственные способности.[1]
Игровая деятельность — это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных впечатлений и знаний из окружающего мира. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Осознавая, что игровая деятельность - не настоящая жизнь, дети тем временем по-настоящему переживают свои роли, свои мысли и чувства, откровенно выявляют свое отношение к жизни, воспринимают игру как важное дело.[2] Педагоги поддерживают принцип организации игры: играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Воспитанники ДОУ к моменту поступления в школу достигают высокого умственного, нравственного, трудового, физического и эстетического развития.
В условиях реализации ФГОС обучение детей производится непосредственно в игровой деятельности, т. к. игровая деятельность составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует волю и ум ребенка, повышает жизнедеятельность организма, глубоко затрагивает его чувства, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной образовательной программы пункт 13.1. Образовательное пространство группы должно быть оснащено соответствующими материалами, средствами обучения, в том числе игровыми (в соответствии со спецификой программы). Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников. В игровой деятельности ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра, так сказать, является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Вопросы организации игровой деятельности старших детей дошкольников и подготовки воспитателей к педагогическому руководству игрой всегда занимали ведущее место в работе любого дошкольного учреждения. Регулярно для педагогов детского сада проводятся теоретические и практические мероприятия по проблемам игровой деятельности. Это консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, практическое решение проблемных ситуаций и непосредственно разработка методик. Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игровой деятельности, давно стало аксиомой для педагогов дошкольных учреждений. Спросите любого воспитателя, и большинство ответит, что в игре ребенок осваивает действительность, получает определенные знания и навыки. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Воображение – это своеобразное мысленное построение (представление) продукта деятельности еще до его возникновения, а также создание программы поведения в том случае, где спорная ситуация характеризуется неопределенностью .[3]
Многие задаются вопросом о том, зачем нужно дошкольнику развивать воображение и творчество, если логически оно должно быть ярче и оригинальнее, чем у взрослого.[4] Однако эта теория ошибочна. По утверждению психологов, детское воображение развивается постепенно, накапливая определенный опыт, поэтому абсолютно все образы воображения мы получаем из опыта реальной жизни, и какими бы причудливыми они ни были, они основываются на этих представлениях. Развитие детского творческого воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, где символические замены совершаются довольно часто, воображение получает дальнейшее развитие. Это, прежде всего впечатления, полученные ребенком при прослушивании рассказов, стихотворений, сказок, просмотре фильмов. В таком виде воображения мало сходства с реальностью, в нем практически нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу.[5] В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) , когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Самые первые признаки воображения можно заметить уже после полутора лет, когда ребенок рассматривает картинку и начинает узнавать изображенный предмет, потому что рисунок - это все-таки только знак реального предмета, его заместитель, а воображение здесь достраивает то, что не совсем соответствует действительности.
В заключение напомню замечательные слова А.С. Макаренко: «Игровая деятельность имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игровой деятельности. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».[6]
Проведя данную работу, пришли к выводу, что организация образовательной деятельности с применением игр способствует развитию творческого воображения, познавательного интереса.
Таким образом, цель работы достигнута, мы убеждены, что повышение эффективности развивающей работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста достигается за счет постоянного включения игр как наиболее интересных и занимательных для детей.
Список литературы
Барсукова
Л. С., Тверитина Е.Н; Под ред. Васильевой. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях – М.: Просвещение, 2013 – 112 с.
Бойченко Н.А, Григоренко Г. И, Коваленко Е. И, Щербакова Е.И. Сюжетно – ролевые игры дошкольников. – К.: Рад
.
ш
кола, 2012 – 112 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Кн.
Дляучителя
. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991.- 57 с.
Интеллект, воображение и креативность у детей
страршего
дошкольного возраста: Сб. науч. тр. /
Ред
.с
ост
. А.Н. Воронин. - М.: РАН Ин-т психологии и педагогики, 2014 - 275 с.
Михоленко
Н.Я, Короткова Н.А. Организация игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е
изд
,
испр
. – М: Издательство « Гном и
Д
», 2013. – 96 с.
Макаренко А.С. Игра в педагогической системе – М.:
Поосвещение
, 7, с.136.