Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развиваем фонематический слух дошкольника в игре | Бояркина Елена Тихоновна. Работа №268717

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бояркина Елена Тихоновна
В статье представлены игры на развитие фонематического слуха у дошкольников.

«Развиваем фонематический слух ребенка дошкольника в игре»

 

 

Бояркина Елена Тихоновна

учитель-логопед

МДОУ «Старошайговский детский сад № 1 комбинированного вида»

E-mail: elenatixonovna66@gmail.com

 

 

 

Основной причиной недоразвития речи у детей дошкольного возраста часто может стать несвоевременное развитие фонематического слуха. Это впоследствии приведет к сложностям в процессе овладения звуковым анализом и станет препятствием для успешного обучения в школе.

Фонематический слух – это способность человека к восприятию звуков речи. Дошкольник, имея развитый фонематический слух, свободно отличит слова и формы слов с аналогичным звучанием друг от друга. И значит, правильно поймет то, что услышал.

Формирование фонематического восприятия состоит из нескольких этапов:

- выделение неречевых звуков;

- определение тембра, высоты и силы голоса с использованием одинаковых звуков, фраз и слов;

- прививания навыка отличать слова, схожие по звуковому составу;

- дифференциация слогов;

- дифференциация фонем;

- прививание навыка проводить звуковой анализ.

Важно, чтобы занятия проводились в этой последовательности с постепенным овладением упомянутыми навыками. Занятия должны проводиться в игровой форме и нацеленными на подготовку детей к последующему обучению в школе.

При несформированности фонематического слуха дети задерживаются в речевом развитии, так как не слышат собственных артикуляционных ошибок:

- путают парные по глухости – звонкости согласные;

- совершают многочисленные грамматические ошибки;

- пропускают слоги в словах;

- не употребляют предлоги или путают схожие пары ( на - над, в – во)

- не могут правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (том- дом, лук- люк).

К школьному возрасту количество проблем увеличивается. И такие дети имеют следующие проблемы в обучении:

- дисграфия;

- дислексия;

- низкая скорость чтения и письма;

- ошибки в подборе однокоренных слов, фонетическом разборе.

Важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Дидактические игры для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Предложенные в статье игры и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, дефектологов, а так же их могут проводить родители. Такие игры эффективнее проводить в возрасте 5- 6 лет. По мнению психологов и педагогов, этот период наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.

Интересные и простые игры не утруждают детей. Используйте любые из представленных игр ежедневно. Результаты работы будут заметны уже через месяц.

« Тишина»

Игра тренирует умение слышать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1- 2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Открыв глаза, дети подробно рассказывают, что они слышали в тишине.

« Лови звук»

Ребенок сидит перед логопедом и внимательно слушает, какие звуки он произносит. Хлопает ладошками только на определенный перед началом игры звук. Педагог медленно произносит разные звуки, а между ними правильный. Если поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку.

« Хлопай – топай»

Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок хлопает и топает на заданный педагогом звук. Например, на звук ш дошкольник хлопает, а на звук ж топает.

« Поймай слог»

Игра проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧА. Педагог произносит ряд слогов: ША, ЧА, ЩА и так далее. Ребенок ловит только слог ЧА.

« Лови слово»

Упражнение формирует высокий уровень внимания. Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов: шуба, зубы, шутка и так далее .Если ребенок слышит нужное слово, хлопает в ладоши.

« Эхо»

Эту игру можно проводить с несколькими детьми. Расскажите детям, что такое эхо и как оно « работает». Потом распределите, кто из детей будет эхом, кто путником. Дети могут играть самостоятельно, без вашей помощи. Путник говорит простые слова, слоги, а « эхо» повторяет услышанное.

« Громко – тихо»

Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, идут шагом. Когда музыка звучит громко, нужно подняться на носочки, если становится тихим – присесть и идти гусиным шагом.

« Высоко – низко»

Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, дети приседают. На высоких - двигаются на цыпочках.

« Скажи, как я»

Игра направлена на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Взрослый произносит слова, фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.

« Найди домик»

Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З – С, Ш – Ж, Ч – Щ, К – Г, Р, Б – П. И распечатайте предметы, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, изображение слона приложить к домику с буквой С, зайца к домику с буквой З.

« Слоговой поезд»

Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовить пособие с изображением поезда с вагонами ( 1, 2, 3) Набор картинок. Задача детей – разделить слова на слоги и найти нужный вагон для своей картинки.

« Договори слог или слово»

Упражнение для детей старшего дошкольного возраста. Взрослый начинает, а дети заканчивают.

Продолжаем мы иг( ру).

Открой пошире ок( но).

У сома у…( сы).

Вова катит ко…..( лесо).

Я в зеленку угодил – плачет бедный кро( кодил).

Ванечка играл в футбол и забил в ворота…..( гол).

Игра « Договори…» развивает слуховое внимание, сообразительность, а так же расширяет словарный запас.

Важно не превращать игру в урок со строгими правилами. Помните, упражнения должны доставить ребенку радость от общения с вами и сверстниками. Развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте при условии грамотного подхода одновременно будут развивать память, внимание, мышление, красивую и правильную речь. А в дальнейшем поможет ребенку овладеть навыками письма и чтения в школе.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×