Развиваем фонематический слух дошкольника в игре | Бояркина Елена Тихоновна. Работа №268717
Автор: Бояркина Елена Тихоновна
В статье представлены игры на развитие фонематического слуха у дошкольников.
«Развиваем фонематический слух ребенка дошкольника в игре»
Бояркина Елена Тихоновна
учитель-логопед
МДОУ «Старошайговский детский сад № 1 комбинированного вида»
E-mail: elenatixonovna66@gmail.com
Основной причиной недоразвития речи у детей дошкольного возраста часто может стать несвоевременное развитие фонематического слуха. Это впоследствии приведет к сложностям в процессе овладения звуковым анализом и станет препятствием для успешного обучения в школе.
Фонематический слух – это способность человека к восприятию звуков речи. Дошкольник, имея развитый фонематический слух, свободно отличит слова и формы слов с аналогичным звучанием друг от друга. И значит, правильно поймет то, что услышал.
Формирование фонематического восприятия состоит из нескольких этапов:
- выделение неречевых звуков;
- определение тембра, высоты и силы голоса с использованием одинаковых звуков, фраз и слов;
- прививания навыка отличать слова, схожие по звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем;
- прививание навыка проводить звуковой анализ.
Важно, чтобы занятия проводились в этой последовательности с постепенным овладением упомянутыми навыками. Занятия должны проводиться в игровой форме и нацеленными на подготовку детей к последующему обучению в школе.
При несформированности фонематического слуха дети задерживаются в речевом развитии, так как не слышат собственных артикуляционных ошибок:
- путают парные по глухости – звонкости согласные;
- совершают многочисленные грамматические ошибки;
- пропускают слоги в словах;
- не употребляют предлоги или путают схожие пары ( на - над, в – во)
- не могут правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (том- дом, лук- люк).
К школьному возрасту количество проблем увеличивается. И такие дети имеют следующие проблемы в обучении:
- дисграфия;
- дислексия;
- низкая скорость чтения и письма;
- ошибки в подборе однокоренных слов, фонетическом разборе.
Важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Дидактические игры для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Предложенные в статье игры и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, дефектологов, а так же их могут проводить родители. Такие игры эффективнее проводить в возрасте 5- 6 лет. По мнению психологов и педагогов, этот период наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.
Интересные и простые игры не утруждают детей. Используйте любые из представленных игр ежедневно. Результаты работы будут заметны уже через месяц.
« Тишина»
Игра тренирует умение слышать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1- 2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Открыв глаза, дети подробно рассказывают, что они слышали в тишине.
« Лови звук»
Ребенок сидит перед логопедом и внимательно слушает, какие звуки он произносит. Хлопает ладошками только на определенный перед началом игры звук. Педагог медленно произносит разные звуки, а между ними правильный. Если поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку.
« Хлопай – топай»
Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок хлопает и топает на заданный педагогом звук. Например, на звук ш дошкольник хлопает, а на звук ж топает.
« Поймай слог»
Игра проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧА. Педагог произносит ряд слогов: ША, ЧА, ЩА и так далее. Ребенок ловит только слог ЧА.
« Лови слово»
Упражнение формирует высокий уровень внимания. Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов: шуба, зубы, шутка и так далее .Если ребенок слышит нужное слово, хлопает в ладоши.
« Эхо»
Эту игру можно проводить с несколькими детьми. Расскажите детям, что такое эхо и как оно « работает». Потом распределите, кто из детей будет эхом, кто путником. Дети могут играть самостоятельно, без вашей помощи. Путник говорит простые слова, слоги, а « эхо» повторяет услышанное.
« Громко – тихо»
Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, идут шагом. Когда музыка звучит громко, нужно подняться на носочки, если становится тихим – присесть и идти гусиным шагом.
« Высоко – низко»
Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, дети приседают. На высоких - двигаются на цыпочках.
« Скажи, как я»
Игра направлена на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Взрослый произносит слова, фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.
« Найди домик»
Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З – С, Ш – Ж, Ч – Щ, К – Г, Р, Б – П. И распечатайте предметы, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, изображение слона приложить к домику с буквой С, зайца к домику с буквой З.
« Слоговой поезд»
Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовить пособие с изображением поезда с вагонами ( 1, 2, 3) Набор картинок. Задача детей – разделить слова на слоги и найти нужный вагон для своей картинки.
« Договори слог или слово»
Упражнение для детей старшего дошкольного возраста. Взрослый начинает, а дети заканчивают.
Продолжаем мы иг…( ру).
Открой пошире ок…( но).
У сома у…( сы).
Вова катит ко…..( лесо).
Я в зеленку угодил – плачет бедный кро…( кодил).
Ванечка играл в футбол и забил в ворота…..( гол).
Игра « Договори…» развивает слуховое внимание, сообразительность, а так же расширяет словарный запас.
Важно не превращать игру в урок со строгими правилами. Помните, упражнения должны доставить ребенку радость от общения с вами и сверстниками. Развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте при условии грамотного подхода одновременно будут развивать память, внимание, мышление, красивую и правильную речь. А в дальнейшем поможет ребенку овладеть навыками письма и чтения в школе.