Развиваем интеллект детей через игры головоломки | Никифорова Любовь Ивановна. Работа №241258
Автор: Никифорова Любовь Ивановна
Статья о важности развитии интеллектуальных возможностей у детей через игры-головоломки.Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет важную роль
МБДОУ детский сад «Кэскил»
Развиваем интеллект детей через игры – головоломки.
Воспитатель: Никифорова Л.И.
Алтанцы 2019 г
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктует, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.
Интеллектуальные игры играют большую роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта детей. В интеллектуальной игре идет активный и осмысленный поиск, в которую ребенок охотно и добровольно включается в новый опыт, приобретенный в ней. Эти игры учат действовать, мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их математические способности.
Для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в своей работе использую самые разнообразные игры – головоломки. Особенно детям интересны игры – головоломки на воссоздание из геометрических фигур образных изображений, которые позволяют совершенствовать зрительное восприятие, и анализ, зрительную память. Дети могут долго, не отвлекаясь, упражняться в преобразовании фигур по заданному образцу или по собственному замыслу.
Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес, дети могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость. Развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр – головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально – коммуникативные, художественно – эстетические, конструктивные качества.
Любая математическая задача на смекалку несет себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти пути решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях.
Начиная развивать ребенка посредствам игр, мы хотим, чтобы ребенок не просто играл, а научился размышлять, находить не стандартное решение предлагаемых заданий. Чтобы действительно научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.
В своей работе по интеллектуальному развитию детей я использую игры – головоломки, такие как: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо». Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры квадрата, прямоугольника, круга или овала. В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.
Головоломки или геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Они развивают пространственное воображение, сообразительность, смекалку, находчивость а также сенсорные способности.
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов.
Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы.
Чем полезна игра ребенку?
Головоломки направлены на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности. В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.
С чего начать игру?
1. Для начала можно предложить ребенку составить изображения из двух-трех элементов, например, из треугольников составить квадрат, трапецию, посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.
Возьмите любой набор и попробуйте составить квадрат, трапецию. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получиться: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д.
2. Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начать лучше с составления зайца – это самая простая фигура.
3. Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам – контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, т.е. на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам с 5-6 лет.
4. Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.
Развивая интеллект малыша, мы растим маленького гения. Возможно, что уже после нескольких занятий он порадует нас своими маленькими, но необычайными изобретениями и новыми открытиями!
Литература:
1. Интеллектуальное развитие и воспитании дошкольников: Учебн пособие для студ. Высш. Уче. Заведений / Л.Г. Нисканен, О.А.Шаграева, Е.В. Родина идр., под ред. Л.Г.Нисканен – М: «Академия», 2002.-208 с.
2. ЛейтесН.С. Умственные способности – М. 1977. – 240 с.
3. З.А.Михайлова Игровые задачи для дошкольников СПб.: «Детство – Пресс» 2001 – 128 с.