«Развиваем жизнестойкость педагогов, обучаем навыкам саморегуляции и релаксации с использованием личностно-ориентированных технологий» | Рюгина-Семенова Марина Валентиновна. Работа №241551
Автор: Рюгина-Семенова Марина Валентиновна
Тренинг по формированию жизнестойкости
Цель: создать условия для формирования у слушателей потребности в организации работы по развитию саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий в системе повышения квалификации кадров образования.
Задачи:
· формировать представление педагога о возможностях и способах управления рабочим самочувствием;
· повышать уровень эмоциональной культуры педагога;
· оперативно восстанавливать свою работоспособность.
Оборудование: музыкальная программа для релаксации.
Ключевые понятия: произвольная регуляция; психическая саморегуляция; дыхательные техники; двигательные упражнения; массаж; релаксация; аутогенная тренировка, медитация.
Развиваем жизнестойкость педагогов, обучаем навыкам саморегуляции и релаксации с использованием личностно-ориентированных технологий
Материал подобрала и описала педагог-психолог
МБДОУ д/с № 31 Рюгина-Семенова М.В.
Тренинг по формированию жизнестойкости
Цель:создать условия для формирования у слушателей потребности в организации работы по развитию саморегуляции педагога с использованием личностно-ориентированных технологий в системе повышения квалификации кадров образования.
Задачи:
формировать представление педагога о возможностях и способах управления рабочим самочувствием;
повышать уровень эмоциональной культуры педагога;
оперативно восстанавливать свою работоспособность.
Оборудование:музыкальная программа для релаксации.
Ключевые понятия:произвольная регуляция; психическая саморегуляция; дыхательные техники; двигательные упражнения; массаж; релаксация; аутогенная тренировка, медитация.
Ход занятия
Приветствие
Цель: знакомство с участниками, конкретизация ожиданий от занятий.
Каждый участник называет себя тем именем, каким он хочет здесь называться. Отвечает на вопрос За что вас ценят близкие, Что вам в себе нравиться больше всего, Назовите главные свои черты и т.п. Перед тем как представиться, каждый участник повторяет то, что сказал сосед. Члены группы высказывают в кругу свои ожидания, опасения, сомнения по поводу тренинга.
Упражнение Ассоциации
Цель: формирование представления о понятии Жизнестойкость
Предлагается запустить цепочку ассоциаций. Ведущий называет слово, понятие, а участники быстро, практически не задумываясь называют слова (существительные, прилагательные, глаголы, образы, животных, людей, героев), которые ассоциируются с этим словом.. Пример: зима …., человек…., жизнестойкость Подведение итога и формулировка ответа на вопрос: Что такое жизнестойкость?
Упражнение Девиз жизни
Цель: формирование адекватной оценочной деятельности
Каждый член группы пишет на листочке свой девиз жизни, а потом все перемешиваются и зачитываются, группа должна угадать, чей этот девиз. Время: 5 минут Обсуждение: Чей жизненный девиз созвучен вашему мироощущению? Какой Вы бы взяли себе ? Хоте ли бы Вы , что бы Ваш девиз стал кому то полезен?
Игра-разминка Фруктовый салат
Цель: сплочение группы, настрой на активное взаимодействие.
Важно разделиться на три группы по принципу 1-2-3-4, но вместо чисел мы используем название фруктов - яблоко-груша-банан-апельсин. Запомните кто, какой фрукт. Ведущий называет один или два фрукта, участники (фрукты) меняются между собой местами. После фразы Фруктовый салат все меняются местами. Условие: быть внимательными и аккуратными постараться не столкнуть и не ушибить друг друга.
Упражнение Мой портрет в лучах солнца
Цель: развитие позитивного самосознания и самооценки.
Ведущий просит ответить на вопрос: Почему я заслуживаю уважения?. Необходимо нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя или нарисовать свой портрет. Затем вдоль лучей написать свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. При этом нужно постараться, чтобы было как можно больше лучей.
Упражнение Закончи предложение
Цель: формирование ресурсов и способности доверять социальному окружению.
Каждый участник группы достает слова неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его собственными словами.
1)Предложения на карточках:
Самый большой страх это …; Я не доверяю людям которые …;
Я сержусь когда ...; Я не люблю когда ...; Мне грустно когда ...;
Когда я спорю ...; Когда на меня повышают голос, я ...;
Самое грустное для меня ...;
Человек считается неудачником, если …; и т.п.
2)Предложения на карточках:
Мой самый счастливый день …; Я люблю когда …;
Мне весело когда …; У меня вызывает улыбку;
Человека считается успешным …
Человеку от природы дана способность к саморегуляции, необходимая для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни. Саморегуляция основана на умении человека восстанавливать израсходованный физический и психический потенциал, открывать новые возможности и ресурсы.
Профессия педагога связана с большими затратами физической, интеллектуальной и психической энергии, и овладение способами саморегуляции необходимо для управления своим состоянием, возможностью разрешать проблемные и конфликтные ситуации, обретать новые смыслы в кризисные периоды своей жизни.
Саморегуляция обеспечивает педагогу эффективное взаимодействие с окружающей средой, адаптацию в изменяющихся условиях жизнедеятельности, самосовершенствование и самореализацию.
В психологическом словаре А.В Петровского и М.Г.Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) - целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта [2].
Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий [1].
В контексте развития саморегуляции педагога актуальным и перспективным является использование личностно-ориентированных технологий.
Эффективное использование личностно-ориентированных технологий в развитии саморегуляции поможет педагогам справиться с определенными профессиональными трудностями, окажет существенное влияние на развитие эмоциональной устойчивости.
В условиях ДОО педагоги знакомятся с личностно-ориентированными технологиями, которые отрабатывают на практических занятиях.
Содержание
1. Мозговой штурм “Способы саморегуляции в ситуации стресса”
Работа в микро группах.
Цель:выяснение способов управления своими эмоциями
Какие примеры из личного опыта (педагогического, житейского) показывают важность умения управлять собой?
Зачем педагогу умение владеть собой?
Каковы способы саморегуляции самочувствия учителей?
Как боретесь с негативными эмоциями?
2. Ознакомление будущих педагогов с техниками регуляции своего самочувствия.
дыхательные техники:с успокаивающим эффектом, с тонизирующим эффектом.
I. Дыхательные техники
1. С успокаивающим эффектом
Упражнение “Отдых”
Исходное положение — стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении в течение 1—2 минут. Затем медленно выпрямиться.
Упражнение “Передышка”
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
2. С тонизирующим эффектом
Упражнение “Мобилизующее дыхание”
Исходное положение — стоя, сидя (спина прямая). Выдохнуть воздух из легких, затем сделать вдох, задержать дыхание на 2 секунды, выдох — такой же продолжительности как вдох. Затем постепенно увеличивайте фазу вдоха. Ниже предложена цифровая запись возможного выполнения данного упражнения. Первой цифрой обозначена продолжительность вдоха, в скобки заключена пауза (задержка дыхания), затем — фаза выдоха:
4 (2) 4, 5 (2) 4; 6 (3) 4; 7 (3) 4; 8 (4) 4;
8 (4) 4, 8 (4) 5; 8 (4) 6; 8 (4) 7; 8 (4) 8;
8 (4) 8; 8 (4) 7; 7 (3) 6; 6 (3) 5; 5 (2) 4.
Дыхание регулируется счетом преподавателя, проводящего занятия, еще лучше с помощью метронома, а дома - мысленным счетом самого занимающегося. Каждый счет приблизительно равен секунде, при ходьбе его удобно приравнивать к скорости шагов.
Упражнение “Замок”
Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Дыхание- важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек. Существуют различные дыхательные техники, призванные вернуть человека к его естеству, правильному дыханию, экономному расходованию энергии и т.д.
Упражнения на дыхание можно выполнять в любом положении. Но одно условие: позвоночник непременно должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно свободно, без напряжения, полностью растягивая мышцы грудной клетки и живота [4].
релаксационные техники:Мышечная энергия, Напряжение – расслабление, Огонь-лед, Зажимы по кругу, Дождь.
II. Релаксационное техники
Цель: осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.
Упражнение “Мышечная энергия” (выработка навыков мышечного контроля)
Инструкция:
Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.
Упражнение “Напряжение - расслабление”
Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Упражнение “Огонь - лед”
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего “Огонь” участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде “Лед” участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Упражнение “Дождь”
Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.
Релаксация- это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению нервного напряжения. Техника релаксации направлена на снятие эмоционального напряжения, связанного с переутомлением, дает возможность снизить мышечное напряжение, освободиться от посторонних мыслей, настроится на будущую работу, развивает способность концентрировать внимание и по настоящему почувствовать расслабление [5].
Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений.
медитативные техники:Концентрация на счете, Концентрация на нейтральном предмете, Сосредоточение на эмоциях и настроении.
III. Медитативные техники
Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей.
С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:
Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения — обсуждение.
Упражнение “Концентрация на счете”
Инструкция:
Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.
Упражнение “Концентрация на нейтральном предмете”
В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:
Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.
Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д.
Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.
В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.
Рефлексия ощущений: Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте? На чем легче удерживать внимание — на предмете или звуке? От чего это зависит? Какие свойства внимания необходимы для концентрации?
Упражнение “Сосредоточение на эмоциях и настроении”
Инструкция: Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.
Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?
А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.
Выходим из состояния релаксации.
Рефлексия вашего эмоционального состояния.
Медитацияпредставляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.
Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.
При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.
аутогенные техники:Маска релаксации, Поза релаксации, полный физический покой, полный психический покой
IV. Аутогенные техники:
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, внушение в состоянии релаксации, развитие произвольности.
Упражнение Поза релаксации.
Необходимо сесть на стул, наклонить туловище немного вперед, слегка согнуть спину, опустить голову на грудь, бедра расправить под прямым углом друг к другу. Предплечья свободно лежат на бедрах, кисти рук свободно свисают. Мышцы, максимально расслаблены. Глаза закрыты. Поза напоминает положение уставшего кучера на дрожках.
Мысленным взором пробежаться по всем мышцам тела, проверяя, достаточно ли они расслаблены. Начинать нужно с мышц лица, с освоения маски релаксации.
Упражнение Маска релаксации.
Подаются команды (самоприказы): мышцы лба расслаблены; все морщины на лбу разглажены (чтобы прочувствовать расслабление этой группы мышц, можно предварительно для контраста напрячь их, на вдохе подняв брови, как это бывает при удивлении, и на выдохе опустив); брови расслаблены (нахмурить брови и тут же расслабить); веки расслаблены; мышцы щек расслаблены; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз; губы расслаблены.
Упражнение Полный физический покой.
Входим в состояние покоя, полный физический покой; я расслабляюсь; мышцы шеи расслаблены; плечи расслаблены (плечи опускаются); мышцы рук расслаблены: предплечья, кисти рук...; руки кажутся плетями, брошенными на колени; мышцы спины расслаблены; живот расслаблен.
Круг внимания медленно скользит по телу, проверяя, все ли мышечные зажимы убраны, опускается по мышцам ног: ноги расслаблены: расслабляются бедра, раскрепощаются коленные суставы, расслабляются мышцы голени, стопы...; каждый мой мускул расслаблен и вял; покой, полный физический покой.
Представьте, что вы отдыхаете на пляже (в саду...): Я отдыхаю, мне приятно состояние полного физического покоя.
Упражнение Полный психический покой.
Входим в состояние Полный психический покой, Покой, как одеялом, укутывает меня. Подаются команды (самоприказы): отдых; все мысли ушли; только покой; покой, как мягкое одеяло, укутывает меня; я совершенно спокоен; полный психический покой.
Вывод: на фоне общего физического расслабления вы можете с помощью самоприказов и представлений внушить себе состояние полного психического покоя.
Выход из состояния релаксации.
Идет счет до 10, на каждый второй счет подаются команды (самоприказы); раз, два — вы хорошо отдохнули; три, четыре — тяжесть правой руки прошла; пять, шесть — бодрость во всем теле; семь, восемь — настроение бодрое; девять, десять — открыть глаза и улыбнуться, Энергично дается команда: Потянитесь, сядьте прямо! Сплести пальцы рук перед собой! Выверните кисти ладонями наружу. С полным вдохом поднимите руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опустите руки. Это упражнение повторяется 2—3 раза.
Для снятия эмоционального напряжения необходимо применять методику аутогенной тренировки (аутотренинг).
Методикааутогеннойтренировки разработана немецким психотерапевтом И. Г. Шультцем в начале XX века. Главная заслуга автора — аутогенная тренировка — органичное соединение ранее не взаимосвязанных приемов взаимодействия в систему, обеспечивающую целенаправленное, самостоятельное, углубленное влияние, прежде всего на эмоциональную сферу и работоспособность.
Использование аутогенной тренировки педагогом значительно повышает эмоциональный тонус и продуктивность деятельности. Аутотренинг как средство регуляции психических состояний имеет своей целью оперативное повышение психической работоспособности педагога, т.е. способности более адекватного воспринимать и анализировать информацию, принимать соответствующие решения, своевременно корректировать свои действий, достигать поставленных целей и т.д.
Текст аутотренинга включает формулы, направленные, как правило, на регуляцию основных "функциональных областей", с целью вызвать успокоение, ощущение тяжести и тепла в конечностях и во всем теле. Особое значение при этом имеет принятие максимально удобной позы, отсутствие стесняющих элементов одежды. Аутотренинг может сопровождаться музыкой, являющейся весьма эффективным регулятором эмоционального настроя [1].
Успех аутотренинга зависит во многом от создания психологической установки педагога на то, что его использование позволит регулировать свое психическое состояние, снимет избыточное напряжение, восстановит работоспособность.
массаж:кисти рук, стоп, волосистой части головы, ушных раковин, лица, спины.
Массажтрадиционно включается в комплексы общеоздоровительных мероприятий в целях активизация отдельных систем организма. Элементы общего массажа (поглаживание, растирание, разминание, постукивание) сочетаются с точечным воздействием на определенные точки и зоны. Используются наиболее активные зоны с максимальным количеством биологически активных точек (БАТ) - зоны кистей, стоп, головы, лица и отдельно выделенная зона ушной раковины.
3. Составление программы самовнушения(для оптимизации настроения, для отдыха, для самонастройки на предстоящий экзамен, для настройки на профессиональный стиль поведения)
Следует руководствоваться следующими правилами: текст должен быть четкий и лаконичный; текст не должен содержать отрицательной части не; обязательно соблюдение последовательности текста: хочу — могу — буду — есть.
(Я хочу быть спокойным и уверенным, я могу быть спокойным и уверенным, я буду спокойным и уверенным, я спокоен и уверен!)
Используемая литература:
Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. - М., 1992.
Ежова Н.Н. - Рабочая книга практического психолога. - Изд. 3 - е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005
Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.
Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. – М., 2005.
Семенова Е.М. - Тренинги эмоциональной устойчивости: Учебное пособие. - 2 - е изд. - М.:Изд - во Института психотерапии, 2005.
Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. /Под ред. В. Баскакова. - М., 2005.