«РАЗВИВАЕМ СЛОВАРЬ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ» | Хрущева Екатерина Александровна. Работа №289085
Автор: Хрущева Екатерина Александровна
Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, В.В. Виноградов и другие. И сейчас в наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания.
Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
МБДОУ Детский сад №65 «Лесная полянка»
СТАТЬЯ
по теме:
«РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
Подготовила:
Хрущёва Екатерина Александровна
2021г.
Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, В.В. Виноградов и другие. И сейчас в наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания.
Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
В процессе реализации образовательной программы МБДОУ детский сад № 65 «Лесная полянка», в своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры.
Так, обследование речи детей последних лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т.д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Наша практика показала, что словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры.
Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры. Использование дидактических игр способствовало решению следующих задач:
побуждать
детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
способствовать
закреплению навыков пользования инициативной речью;
совершенствовать
разговорную речь;
обогащать
словарь;
формировать
грамматический
строй речи
и т.д.
В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых сл
ов большое
значение имеют
игры по развитию с
ловарного запаса.
Каждая игра в свою очередь решает воспитательные задачи:
р
азвивает культуру речевого общения;
в
оспитывает нравственные качества;
ф
ормирует этические представления и нравственные чувства.
Так в игре «Мяч бросай и животных (фрукты, транспорт) называй» можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Этой же цели служит игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)», которая проводится индивидуально. В свободное время дети охотно играют в эти игры.
Своё общение с детьми мы строили так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать. Для этого необходимо приобщать детей к программе - теории решения изобретательских задач. В целом программная педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить неординарно, системно, с пониманием происходящих событий. Одно из направлений программы - знакомство детей с противоречиями. Для этой цели была придумана игра «Хорошо - плохо» (Взрослые задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Взрослый: дождь. Ребёнок: дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным. Взрослый: город. Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно). Все явления, поступки, предметы, сказки мы рассматривали в этой игре вначале с хорошей стороны, затем с плохой, а потом обязательно возвращаемся к положительному. К от рождения до школы можно отнести игры с мячом «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Кто кем будет?», «Кто кем был?» и «Семья». В этих играх дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Кроме перечисленных, к от рождения до школы, можно отнести и игры «Лови, бросай, дни недели называй», «Месяцы и их последовательность» и «Что за чем?», благодаря которым дети расширяют свое представление об окружающем мире. (поиграть с воспитателями)
Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». Здесь мы предлагаем игры «Животные и их детеныши», «Кто как разговаривает?», «Чей домик?» или «Кто где живет?» и «Чья голова?». В игре «Животные и их детеныши» обращается внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы:
-Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы - козленок, у гуся - гусенок).
-Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок).
-Слова с различной основой слова (у овцы - ягненок).
Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных — это добавление суффиксов, что отражено в игре с мячом «Скажи ласково», где педагог, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок - второе (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний.
Глагольный словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и группируется по следующим разделам:
Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает).
Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется).
Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает).
Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Глагольный словарь хорошо закрепляется в играх с мячом. Часто детям
с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Например, педагог, бросая мяч, произносит прилагательное, а ребенок, бросая мяч обратно, называет прилагательное с противоположным значением (горячий - холодный, острый - тупой, грязный - чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший - плохой», «маленький - большой». Мы последовали совету ведущего специалиста в области логопедии Л.Г. Парамоновой, которая рекомендует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:
• Величина - большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий).
• Форма - круглый, овальный, продолговатый, квадратный,
четырехугольный.
• Цвет - основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый).
• Вкус - горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный.
• Запах - приятный, неприятный, смолистый, цветочный.
• Температура - холодный, горячий, теплый, прохладный.
• Материал, из которого сделан предмет - деревянный, стеклянный, железный.
• Принадлежность предмета - мамин, папин, лисий, медвежий.
• Другие признаки - шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.
Проводили работу по этим направлениям с опорой на наглядность (часто натуральную), закрепляя употребление в речи прилагательных. Дети часто допускали ошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно трудно дети усваивали те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо - уши) или выпадение гласных (день - дни). Для упражнения в образовании форм множественного числа использовали игру с мячом «Один-много», а согласование существительных с числительным отрабатывать в игре «Веселый счет». Игра «Где мяч?» помогала закрепить в речи детей правильное употребление предлогов.
Заключение
Приводящаяся работа показала, что создание оптимальных условий применения дидактических игр, для расширения словаря, позволяет находить новые пути и методы, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников.
Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование предложенной нами серии игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, развития фонематического восприятия, связной речи. С целью оценки эффективности проведенного обучения, по его окончании, мы провели контрольное исследование. В результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения диагностических методик после обучения, было выявлено следующее: повысился речевой уровень детей.
Мы полагаем, что предложенная нами работа с использованием дидактических игр поможет как родителям, так и воспитателям детских садов.