Развивающая предметно-пространственная среда ☼☼ | Марина Анатольевна Афанасьева. Работа №299165
Автор: Марина Анатольевна Афанасьева
Детство – очень важный период в жизни каждого ребенка. В этом возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра. В игре естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом, развивается эмпатия, способность сочуствовать, сопереживать, через «проживание» в той или иной роли. С другой стороны, дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, формированию причинно-следственных связей, а это все, в конечном итоге работает на развитие познавательной сферы ребенка и воспитание гармоничной личности.
«Развивающая предметно-пространственная среда»
Детство – очень важный период в жизни каждого ребенка. В этом возрасте среди различных видов деятельности особое место занимает игра. В игре естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом, развивается эмпатия, способность сочуствовать, сопереживать, через «проживание» в той или иной роли. С другой стороны, дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, формированию причинно-следственных связей, а это все, в конечном итоге работает на развитие познавательной сферы ребенка и воспитание гармоничной личности.
При организации педагогического процесса необходимо учитывать следующее:
• отдавать приоритет игровой деятельности, дать детям «наиграться»;
• шире включать игры во все виды деятельности дошкольника;
• осуществлять коррекцию умственного развития через систему специально подобранных игр;
• содействовать проявлению творчества, инициативы со стороны детей в игровой деятельности;
• не стоит забывать и о грамотном руководстве игрой, её обогащении со стороны педагога.
Что - то в Вашей среде не так, если...
Если дети начинают и бросают, то одну, то другую игру.
Если дети бегают, перекрикивают друг друга, толкаются и ссорятся.
Если дети разрушают материалы и игровые пособия.
Если дети не хотят делиться игрушками.
Если дети не знают, как и где разместить свои продукты деятельности.
Если действует правило "глазками смотри, ручками не трогай".
Если выставлены игрушки и игры для красоты, а не для игры.
РППС должна обеспечивать ребенку свободный выбор игр и материалов; выбор места и пространства; возможность уединения и взаимодействия со сверстниками; право на осуществление проб и ошибок. Пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, должны нести информацию о современном мире и стимулировать поисково - исследовательскую детскую деятельность, развивать познавательные процессы детей.
ВНИМАНИЕ – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.
Свойства внимания:
концентрация – интенсивность сосредоточения сознания на объект;
устойчивость – длительность сохранения на одном и том же объекте;
переключаемость – скорость осмысленного перемещения внимания с одного объекта на другой;
распределение – способность выполнять несколько видов деятельности одновременно;
объем – количество объектов, на которое человек может направить и сосредоточить внимание в доли секунды
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
«Да и
нет
не говорите»
Игры – головоломки, загадки
«Найди отличия»
«Найди два одинаковых предмета»
«Будь внимателен» (выполнение гимнастических
упражнений по словесной команде).
«Волшебное слово» (взрослый показывает упражнения,
а ребенок их повторяет только в том случае, если
взрослый говорит: «Пожалуйста!»)
«Где что было» (ребенок запоминает предметы,
лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый
передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось)
«Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате) и многие другие
Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.
Виды мышления:
наглядно-действенное
(через практическое действие с объектом) – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наиболее ранний вид мышления, который развивается на протяжении всей жизни человека.
наглядно-образное
(с помощью образных представлений) – характеризуется опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно- действенного мышления в наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в образе.
словесно-логическое
– вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями и знаками.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:
«Разложи картинки» (учить учитывать последовательность событий);
«Найди лишний предмет»;
«Найди в ряду лишнюю фигуру» (учить классифицировать предметы по признакам и назначению);
«Творческий подход» (ребенку показывают предметы, ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет);
«Слова антонимы» (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: «тяжелый – легкий», «сильный
–с
лабый» и др.) и другие игры.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности