Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развивающая предметно-пространственная среда как условие разностороннего развития ребенка дошкольного возраста | Мой кабинет. Работа №346238

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается значение развивающей предметно-пространственной среды для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Подчеркивается, что правильно организованное пространство в детском саду способствует развитию у детей познавательной активности, творчества, самостоятельности и социализации. Описываются основные принципы организации среды и роль воспитателя в создании условий, способствующих гармоничному развитию личности ребенка.

         Ключевые слова: развивающая среда, дошкольник, детский сад, предметно-пространственная среда, развитие, воспитание, самостоятельность.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Алиева Севиль Сейфал кызы, воспитатель

ГБДОУ детский сад № 41

Московского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В статье рассматривается значение развивающей предметно-пространственной среды для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Подчеркивается, что правильно организованное пространство в детском саду способствует развитию у детей познавательной активности, творчества, самостоятельности и социализации. Описываются основные принципы организации среды и роль воспитателя в создании условий, способствующих гармоничному развитию личности ребенка.

Ключевые слова: развивающая среда, дошкольник, детский сад, предметно-пространственная среда, развитие, воспитание, самостоятельность.

 

Создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду является одним из ключевых факторов, влияющих на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста. Воспитатель не только отвечает за организацию образовательного процесса, но и за создание такой среды, которая будет стимулировать познавательную активность, творческие способности и социализацию детей. Развивающая среда помогает ребенку взаимодействовать с миром через игру, исследование и самостоятельную деятельность, что формирует основы его личностного и социального развития.

Развивающая среда — это не просто физическое пространство, оснащенное игрушками и материалами. Она должна быть грамотно организована, чтобы побуждать детей к самостоятельной деятельности, развивать их инициативность и интерес к познанию окружающего мира. Важно, чтобы предметы в этой среде были доступны и интересны ребенку, соответствовали его возрастным особенностям и образовательным задачам. Организация пространства должна способствовать свободе выбора, где ребенок может сам решать, чем заниматься, какой материал использовать и как действовать. В этом заключается одна из главных задач воспитателя — создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя уверенно и активно вовлеченным в процесс обучения через игру.

Согласно современным подходам к дошкольному образованию, развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и мобильной, что позволяет детям легко менять формат игры, экспериментировать и пробовать новое. Это особенно важно для дошкольников, так как ведущей деятельностью в этом возрасте является игра, через которую ребенок осваивает социальные роли, развивает воображение и учится взаимодействовать с окружающими. Например, игровое пространство может включать в себя различные тематические зоны: «семья», «магазин», «больница», «строительная площадка» и другие, где дети смогут проигрывать различные социальные ситуации. Важно, чтобы каждая зона была наполнена соответствующими атрибутами и материалами, что будет стимулировать ребенка к действию и расширению своего опыта.

Предметно-пространственная среда также должна способствовать развитию познавательной активности и исследовательской деятельности у детей. Для этого в группе могут быть организованы уголки с различными дидактическими материалами, настольными играми, пазлами, конструкторами, книгами, а также материалами для экспериментов и исследований. Эти элементы помогают ребенку развивать мышление, логику, воображение, а также умение решать задачи и находить ответы на вопросы. Например, уголок с природными материалами может стимулировать детей к изучению явлений природы, а конструкторы — развивать пространственное мышление и мелкую моторику.

Еще один важный аспект развивающей среды — это ее эстетическая составляющая. Окружающее пространство должно быть не только функциональным, но и красивым, ярким и привлекающим внимание ребенка. Цветовая гамма, оформление помещений, наличие декоративных элементов, соответствующих возрасту детей, также играют важную роль в развитии эстетического восприятия и вкуса. Важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уютно в группе, что положительно влияет на их эмоциональное состояние и стремление к активной деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды должна учитывать не только познавательные и игровые потребности детей, но и способствовать их физическому развитию. Для этого в детском саду могут быть созданы зоны двигательной активности с различными спортивными снарядами, мягкими модулями, мячами и тренажерами, где дети могут укреплять здоровье, развивать координацию движений, ловкость и силу. Активное движение является необходимым элементом развития ребенка, и его нужно стимулировать через различные формы подвижных игр, физкультминуток и спортивных мероприятий.

Важной частью развивающей среды является также создание условий для самостоятельной творческой деятельности детей. Творчество — это одна из ведущих сфер развития дошкольника, которая помогает ему выражать свои эмоции, мысли, исследовать окружающий мир через искусство. Для этого в группе могут быть организованы творческие уголки, где дети смогут рисовать, лепить, строить, мастерить поделки из различных материалов. Разнообразие материалов, доступность инструментов и свобода выбора деятельности развивают у ребенка воображение, креативность и мелкую моторику. Воспитатель в этом случае должен предоставлять ребенку возможность экспериментировать, а также поддерживать его инициативу и творческие начинания.

Социальное развитие ребенка также тесно связано с организацией развивающей среды. Создание условий для совместной деятельности детей способствует их социализации, развитию коммуникативных навыков и умению работать в коллективе. Важно, чтобы в группе были организованы места для коллективных игр и общения, где дети могли бы взаимодействовать друг с другом, учиться договариваться, сотрудничать и решать конфликты. Например, зона для сюжетно-ролевых игр или конструирования может стать местом, где дети вместе создают новые миры, обсуждают свои действия и учатся понимать друг друга.

Роль воспитателя в создании развивающей предметно-пространственной среды заключается не только в ее организации, но и в постоянном обновлении и адаптации к интересам и потребностям детей. Воспитатель должен внимательно наблюдать за тем, как дети используют предложенные материалы, какие игры и активности они предпочитают, и на основе этого корректировать среду. Например, если дети проявляют интерес к теме природы, воспитатель может обогатить уголок природы новыми материалами, растениями или организовать мини-эксперименты. Таким образом, среда становится динамичной и гибкой, отвечающей на запросы детей и стимулирующей их развитие.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда является важным условием всестороннего развития детей дошкольного возраста. Она способствует формированию у детей познавательной активности, самостоятельности, творческих способностей, а также помогает им осваивать социальные навыки. Важно, чтобы воспитатели уделяли внимание организации такой среды, делая ее разнообразной, интересной и доступной для детей. Через взаимодействие с окружающим пространством ребенок получает возможность развиваться, пробовать новое и готовиться к будущей жизни в обществе.

 

Список литературы

 

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников / Р. Р.

Файзулаева

, Н. В. Артемьева, Т. Н. Соломахина [и др.]. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46083/ (дата обращения: 07.10.2024).

Пушкарева Н

.

В

.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для активизации словаря у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

// Интерактивная наука. 2022. №2 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy-dlya-aktivizatsii-slovarya-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-v (дата обращения: 07.10.2024).

Родионова Н

.

Г

.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС

ДО

// Наука, образование и культура. 2016. №7 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy-v-dou-po-fgos-do (дата обращения: 07.10.2024).

Толкова Н

.

М

.

, Шарик С

.

М

.

Условия организации игровой деятельности с учетом развивающей предметно-пространственной среды в детском саду

// Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-organizatsii-igrovoy-deyatelnosti-s-uchetom-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy-v-detskom-sadu (дата обращения: 07.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×