«Развивающие формы оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» ☼ | Демьянова Светлана Александровна. Работа №305572
Здоровье сберегающие образовательные технологии – организованная часть программ, приемов, методов образовательного процесса, которая не наносит ущерба здоровью детей.
Цель здоровье сберегающих технологий:
Обеспечение дошкольников высокому уровню реального здоровья, обучение их необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитание у них культуры здоровья.
Задачи здоровье сберегающих технологий:
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» сл.Большая Орловка
Доклад
«Развивающие формы оздоровительной работы
с детьми дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель
Демьянова С.А.
2022г.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дать ему необходимые умения, навыки, воспитать определенные привычки. Это и стало причиной использования здоровье сберегающих образовательных технологий педагогами нашего образовательного учреждения.
Здоровье сберегающие образовательные технологии – организованная часть программ, приемов, методов образовательного процесса, которая не наносит ущерба здоровью детей.
Цель здоровье сберегающих технологий:
Обеспечение дошкольников высокому уровню реального здоровья, обучение их необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитание у них культуры здоровья.
Задачи здоровье сберегающих технологий:
- объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
- обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
-осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Все здоровье сберегающие технологии делятся на 4 группы.
-Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
динамические паузы
подвижные и спортивные игры
контрастная дорожка, тренажеры.
-Технологии обучения здоровому образу жизни.
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
точечный массаж
спортивные развлечения, праздники
День здоровья
С
итуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игр
а.
-Технологии музыкального воздействия.
музыкотерапия
сказкотерапия
библиотерапия
-Технология коррекции поведения.
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные приемы работы. В каждой группе у нас оборудованы «Уголоки здоровья» они оснащены традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), а также и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов, родителей.
Так что мы можем использовать?
1.«Сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса
2.Ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног
3.Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки)
4.Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используем различные массажеры, в том числе и самодельные.
5.Для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики, веревки с узелками.
6.Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком.
7.Ежедневно после сна необходимо проводить оздоровительную гимнастику босиком под музыку.
В структуре оздоровительных режимов каждой группы можно использовать медико-восстановительные методики и приемы:
- мимические разминки
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
- точечный массаж
-игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки.
Здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Поставленные цели успешно реализуются на практике.
Динамические паузы
, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей, могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной и пальчиковой гимнастики и в зависимости от вида занятия.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению
психоэмоционального
состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физ. минутки кому-нибудь из детей.
Подвижные и спортивные игры проводят как часть физкультурного занятия
и
на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
Релаксацию проводят в любом подходящем помещении для всех возрастных групп. Для этого можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, в любое удобное время, а так же во время занятий.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.
Гимнастика дыхательная проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна, во время гимнастики.
Гимнастика бодрящая проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.
Гимнастика корригирующая и ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.
Физкультурные занятия проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале.
Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.
Проблемно-игровые ситуации. Проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано
не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.
-Коммуникативные игры проводят 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, которые помогают адаптироваться детям в коллективе. Проводит психолог.
-Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня.
-Самомассаж в различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ.минуток, в целях профилактики простудных заболеваний.
-Психогимнастика. 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Проводит психолог.
Технология воздействия через сказки
Сказка – зеркало, которое отражает реальный мир через личное восприятие. В ней, возможно, все чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии можно научить ребят составлять словесные образы, вспомнить старые и придумать новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.
Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.
Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
Технологии музыкального воздействия используют в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя .
Дополнительно можно использовать методы закаливания:
- полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.), обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, или раствором морской соли проводится ежедневно после обеда в течение 2 недель поочередно.
- умывание холодной водой после дневного сна.
- босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна.
Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье, в школе, в детском саду отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе с родителями : консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; папки-передвижки; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы); анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы); выпуск газеты ДОУ и др. формы работы.
Загадки и пословицы по теме «Здоровье и гигиена»
Лёг в карман и караулю –
Рёву, плаксу и грязнулю
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (носовой платок)
Вафельное, полосатое,
Гладкое, лохматое,
Всегда под рукою,
Что это такое? (полотенце)
Эти растения с резким запахом являются хорошим средством в профилактике простуды (лук, чеснок)
Вещества в таблетках, помощники нашему здоровью. (витамины)
ПОСЛОВИЦЫ
Чистота – залог …… (здоровья)
Здоровье в порядке – спасибо - ……(зарядке)
Если хочешь быть здоров - ……..(закаляйся)
В здоровом теле – здоровый … (дух)
Кто аккуратен, тот людям ………..(ПРИЯТЕН)
Чистота – лучшая ……..(красота)
Презентация: «Оздоровление дошкольников через кинезиологические упражнения»
Наш мозг нельзя растянуть, он не сокращается подобно мышцам ног при ходьбе. Однако чем больше человек упражняет свой мозг, тем больше нервных связей создается в нем. Чем выше активность мозга, тем больше попадает туда крови, обогащенной кислородом.
Мыслительные процессы принесут больший эффект, если привлечь к работе и правое, и левое полушария. Этому поможет комплекс упражнений на координацию и целенаправленное расслабление.
Рефлексия.
Хочется надеяться, что вы будете применять в своей практике то, что мы вам сегодня показали, во время нашего семинара. Судя по опыту, такая форма является результативной и актуальной – она помогает педагогам и родителям получить определенные знания, развивает психические процессы, учит общаться со своими детьми, и быть примером во всем.
В завершении нашего мероприятия по традиции мы встанем в круг и улыбнемся друг другу. Улыбка ничего не стоит, но много дает она обогащает тех, кто ее получает. Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.