Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста | Копылова Марина Ивановна. Работа №345221

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья посвящена роли развивающих игр в процессе формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста. Рассматриваются особенности применения игр в образовательной деятельности, их влияние на когнитивное развитие, творческое мышление и умение решать задачи. Описаны примеры игр, которые способствуют активизации умственной активности дошкольников, а также подчеркнута значимость участия воспитателя в этом процессе.

Ключевые слова: развивающие игры, познавательные способности, дошкольное образование, когнитивное развитие, творческое мышление.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Копылова Марина Ивановна, воспитатель

МАДОУ "Детский сад № 317 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей"

 

Аннотация: Статья посвящена роли развивающих игр в процессе формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста. Рассматриваются особенности применения игр в образовательной деятельности, их влияние на когнитивное развитие, творческое мышление и умение решать задачи. Описаны примеры игр, которые способствуют активизации умственной активности дошкольников, а также подчеркнута значимость участия воспитателя в этом процессе.

Ключевые слова: развивающие игры, познавательные способности, дошкольное образование, когнитивное развитие, творческое мышление.

 

Развивающие игры занимают важное место в образовательном процессе дошкольных учреждений и являются эффективным средством формирования познавательных способностей детей. В дошкольном возрасте игра — это основная форма деятельности ребёнка, через которую он познает окружающий мир, развивает мышление, память, внимание и воображение. Особое значение в этом контексте имеют развивающие игры, которые не только помогают детям осваивать новые знания, но и формируют у них важные познавательные умения.

Познавательные способности дошкольников включают в себя широкий спектр навыков: способность к наблюдению, классификации, анализу и синтезу, умение строить причинно-следственные связи, запоминать и воспроизводить информацию. Эти навыки являются основой для дальнейшего успешного обучения в школе. Развивающие игры позволяют формировать и развивать эти способности в естественной и увлекательной для ребёнка форме.

Одной из ключевых особенностей развивающих игр является их способность активизировать мыслительную деятельность детей. В процессе игры ребёнок сталкивается с задачами, которые требуют от него решения, и постепенно учится анализировать ситуацию, делать выводы, принимать решения. Например, в игре «Найди лишнее» дети должны выбрать объект, который не подходит к остальным по определённому признаку. Эта игра развивает способность к анализу и классификации, а также помогает формировать навыки логического мышления.

Особое место среди развивающих игр занимают игры, направленные на развитие памяти. Для дошкольников характерна образная память, и игры, использующие зрительные образы, значительно способствуют её развитию. Примером может служить игра «Что изменилось?». Воспитатель выкладывает перед ребёнком несколько предметов, затем убирает или заменяет один из них, и ребёнок должен определить, что именно изменилось. Эта игра помогает развивать внимание, зрительную память и способность к сравнению.

Также важную роль играют игры на развитие речи. Речевые способности тесно связаны с познавательной деятельностью, так как через язык ребёнок осваивает новые знания и учится выражать свои мысли. Игры, которые развивают речь, одновременно способствуют развитию мышления и воображения. Например, в игре «Составь рассказ» детям предлагают несколько картинок, и они должны придумать историю, связывая изображения в логическую последовательность. Эта игра развивает как речь, так и умение строить причинно-следственные связи, формируя важные когнитивные навыки.

Развивающие игры могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповые игры способствуют не только развитию познавательных способностей, но и социализации детей, учат их работать в команде, договариваться и сотрудничать. Важно, чтобы воспитатель создавал условия для участия каждого ребёнка в игре, поддерживал инициативу и помогал в решении возникающих трудностей. В группе детей игра может принимать форму соревнования, что стимулирует интерес к выполнению задания и активизирует познавательную активность.

Игры, направленные на развитие творческого мышления, также играют важную роль в процессе формирования познавательных способностей дошкольников. Творческое мышление помогает ребёнку находить нестандартные решения, развивает способность к гибкости и оригинальности мышления. В этом контексте можно предложить такие игры, как «Придумай новое применение». В этой игре детям показывают знакомый предмет и предлагают придумать, как его можно использовать в других целях. Например, что можно сделать с карандашом, кроме как рисовать. Эта игра развивает воображение и способность к дивергентному мышлению, что является важным элементом познавательного развития.

Значительную роль в процессе использования развивающих игр играет сам воспитатель. Он не только организует игру, но и направляет познавательную активность детей, помогает им ставить цели, задавать вопросы и находить ответы. Воспитатель может корректировать ход игры в зависимости от уровня подготовки детей, их интересов и познавательных возможностей. Важно, чтобы воспитатель создавал игровую среду, в которой дети чувствуют себя свободно и уверенно, готовы экспериментировать и учиться через игру.

Эффективность развивающих игр также зависит от их регулярности и последовательности. Игры должны соответствовать возрастным особенностям детей и их уровню развития. Для младших дошкольников лучше использовать игры с простыми правилами, которые требуют минимальных умственных усилий, но при этом формируют основные познавательные навыки. Для старших детей можно предлагать более сложные игры, включающие в себя элементы логики, творчества и взаимодействия.

Также важно учитывать, что развивающие игры могут быть как специально организованными, так и спонтанными. Воспитатель может использовать различные ситуации в повседневной жизни для проведения игры, например, предложить детям найти что-то в комнате или угадать, какой предмет находится в руках воспитателя. Такие игры, включённые в обычную деятельность, делают процесс познания более естественным и увлекательным для детей.

Таким образом, развивающие игры играют ключевую роль в формировании познавательных способностей дошкольников. Они помогают развивать такие важные когнитивные навыки, как мышление, память, внимание, воображение и речь. Через игру дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать, искать решения и выражать свои мысли. Важно, чтобы воспитатель активно использовал игры в образовательном процессе, создавал условия для познавательной активности детей и поддерживал их интерес к обучению. Развивающие игры не только помогают детям осваивать новые знания, но и делают процесс обучения увлекательным и радостным.

 

Список литературы

 

Вершинина А.Ю. Развивающие игры как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschie-igry-kak-sredstvo-poznavatelnogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09.2024).

Газизова Ф.С., Нуриева А.Р.,

Цыбулина

Е.В. Развивающая игра в развитии позна

вательной активности детей дошкольного возраста //

Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschaya-igra-v-razvitii-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.09.2024).

Горбунова Н.В. Интеллектуальное и познавательное развитие старших дошкольников в процессе игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 43-3. С. 3-10.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×