Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развивающие игры на уроках математики в начальной школе | Турсуналина Замзагуль Курмангалиевна. Работа №271139

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Турсуналина Замзагуль Курмангалиевна
«Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение»

                                                                                                      Щедровицкий Г.П

Цель: определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

Задачи:

дать понятие о дидактической игре;

дать понятие о разновидностях дидактических играх;

выбрать наиболее методически эффективные дидактические игры для освоения материала

Развивающие игры на уроках математики в начальной школе

 

«Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение»

Щедровицкий Г.П

Цель: определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе.

Задачи:

дать понятие о дидактической игре;

дать понятие о разновидностях дидактических играх;

выбрать наиболее методически эффективные дидактические игры для освоения материала.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Ведь игра – это деятельность, труд и творчество. Дети, играя, развиваются. Развивают ум и человеческие качества. Рекомендуется на уроках математики активно использовать игры и игровые моменты. Самое важное, чтобы цель игры совпадала с учебной программой. У младших школьников наглядно-образное мышление, поэтому на уроках используются наглядности. Также для поддерживания интереса к математике и повышения активности на уроке применяются дидактические игры.

Дидактические игры можно разделить:

1) игры по образцу;
2) игры на отработку вычислительных навыков;
3) игры, которые изменяют;
4) игры, содержащие элементы поиска и творчества.

Каждая игра имеет структуру:

1) цель – что проверяем, что закрепляем, что изучаем;
2) правила – условие игры и как выполнять;
3) игровые действия.

Применение игр происходит на разных этапах урока. При объяснении нового материала, при частично – поисковых заданиях, при обобщении и закреплении.

Дидактические игры на уроках математики

1. Бабочки

Дидактическая цель: закреплять приемы прибавления и вычитания.

Оборудование: рисунки бабочек и цветов.

Содержание: на доске цветы с числом, бабочки группой на другой части доски. Детям предлагают отгадать на какой цветок сядет бабочка. Для этого они читают примеры на обратной стороне рисунков бабочек и считают его, затем сажают бабочек на цветы.

 

2. Логические концовки

Дидактическая цель: развивать логическое мышление.

Содержание: вооружись логическим мышлением, учащиеся должны закончить и фразы:

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).
Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая... (слева).
Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
Если из ведра льется вода, то ведро... (дырявое).

 

3. Математический футбол

Дидактическая цель: формировать навыки сложения и вычитания в пределах 20, 100, 1000 или умножения и деления.

Оборудование: картинки ворот, мячей с примерами.

Содержание: на доске ворота, дети разделились на 2 команды. Выбегают по очереди, берут мяч, с обратной стороны написан пример, если решил правильно – то забил гол. Побеждает тот, кто считает без ошибок и больше забил мячей.

 

4. По порядку номеров

Дидактическая цель: закрепить порядковое значение числа.

Оборудование: два комплекта карточек разного цвета с числами от 5 до 15.

Содержание: для проведения игры необходимо две команды игроков по десять человек. Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к классу. У ведущего — два комплекта карточек разного цвета с числами от 5 до 15. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.

 

5. Математическая рыбалка

Дидактическая цель: формировать и закреплять навыки устного счета.

Оборудование: рыбки и рыбак.

Содержание: играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Решил правильно – поймал рыбку. Кто больше наловит.

Можно примеры писать с обратной стороны рыбок.

 

6. Новогодняя елочка

Цель: отработка и проверка навыка счета.

Оборудование: елочка, картинки Деда Мороза и Снегурочки, елочные игрушки.

Содержание: ученик Снегурочке помогает наряжать елку, если правильно решает пример, записанный на обратной стороне игрушки.

 

7. Поезд.

Дидактическая цель: закрепить порядковое значение числа.

Оборудование: картинки поезда, вагонов, карточки с числами от 10 до 20.

Содержание: на доске поезд, вагоны расставлены в беспорядке. Детям объявляют, что числа заблудились. Дети расставляют цифры, обозначающие числа второго десятка.

 

8. Угадай

Дидактическая цель: закрепить знание состава чисел первого десятка.

Содержание: учитель говорит, что задумала 2 числа, сложила их, получилось 5. Какие числа сложила? Дети: 0 и 5, 5 и 0, 4 и 1, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2. На первом этапе дети иллюстрируют состав чисел на палочках, на геометрических фигурах.

 

9. Математические фокусы

Дидактическая цель: отработка и проверка навыка счета.

Содержание: 1. Учитель просит кого-нибудь загадать любое число, затем отнять от него 1, результат умножить на 2, из произведения вычесть задуманное число и сообщить вам результат. Прибавив к нему число 2, вы отгадаете задуманное. 2.Умножьте число вашего рождения на 2, прибавьте 5, умножьте на 50 и прибавьте порядковый номер месяца. От того числа, что получилось отнимите 250 и получите день рождения и месяц. 3. Кто-то задумал число. Вы просите умножить его на 2, затем прибавить к произведению 12, сумму разделить пополам и вычесть из нее задуманное число. Какое бы число ни было задумано, результат всегда будет равен 6.

 

10. Наоборот

Дидактическая цель: развивать речь детей, закреплять понятия толстый, тонкий, широкий, узкий и т. д.

Содержание: учитель говорит слово, а ребенок противоположное ему. Учитель не называет имен, а бросает мяч.

Дополнение.

Дидактическая цель: Развивать речь детей, включать в активный словарь математические термины.

Оборудование: рисунки ракеты, самолета, вертолета, птицы, бабочки.

Содержание: Учитель на доске размещает картинки сверху вниз. Разъясняет детям, что надо продолжить предложение (Высоко в небе летит …, ниже ракеты летит …. Самолет летит выше, ниже вертолета летит …)

 

11. Составим цветок

Дидактическая цель: закрепление состава чисел первого десятка.

Оборудование: лепестки с примерами; стебель с листом, на котором число.

Содержание: На доску крепят стебли с листом. Лепестки лежат на столе. Выходит, ученик и берет лепесток, читает пример разными способами, решает устно и прикрепляет к нужному стеблю. Играют дети по командам: сколько цветов, столько команд.

 

12. Логические игры-задачи

Дидактическая цель: развивать логическое мышление.

Оборудование: шоколад, камни, шахматная доска.

Содержание: учитель озвучивает задачи:

Задача 1. Двое по очереди ломают шоколадку 6 х 8. За ход разрешается сделать прямолинейный разлом любого из кусков вдоль углубления. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход.

Решение. Основное соображение: после каждого хода количество кусков увеличивается ровно на 1. Сначала был один кусок. В конце игры, когда нельзя сделать ни одного хода, шоколадка разломана на маленькие дольки. А их 48! Таким образом, игра будет продолжаться ровно 47 ходов. Последний, 47-й ход (так же, как и все другие ходы с нечетными номерами) сделает первый игрок. Поэтому он в этой игре побеждает, причем независимо от того, как будет играть.

Задача 2. Имеется три кучки камней: в первой — 10, во второй — 15, в третьей — 20. За ход разрешается разбить любую кучку на две меньшие; проигрывает тот, кто. не сможет сделать ход.

Решение. После каждого хода количество кучек увеличивается на 1. Сначала их было 3, в конце — 45. Таким образом, всего будет сделано 42 хода. Последний выигрывающий 42-й ход сделает второй игрок.

Задача 3. Числа от 1 до 20 выписаны в строчку. Игроки по очереди расставляют между ними плюсы и минусы. После того как все места заполнены, подсчитывается результат. Если он четен, то выигрывает первый игрок, если нечетен, то второй.

Решение. Четность результата не зависит от расстановки плюсов и минусов, а зависит только от количества нечетных чисел в первоначальном наборе. Так как в данном случае их 10 (т.е. четное число), то выигрывает первый игрок.

Задача 4. Двое по очереди ставят ладей на шахматную доску так, чтобы ладьи не били друг друга. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.

Решение. После каждого хода и количество вертикалей, и количество горизонталей, на которые можно поставить ладей, уменьшается на 1. Поэтому игра будет продолжаться ровно 8 ходов. Последний, выигрышный ход будет сделан вторым игроком.

 

13. Цепочка

Дидактическая цель: учить преобразовывать одни примеры в другие.

Оборудование: картинки неваляшек, машинок, листьев.

Содержание: картинки размещают по группам, в каждой рисунки двух цветов. Например, 2 зеленых и 3 голубых неваляшки. Один ученик составляет по этой картинке пример на сложение 2+ 3, другой – применяя переместительное свойство 3+2, третий составляет пример на состав чисел 5 = 3 + 2, четвертый составляет на вычитание одного из слагаемых 5–3=2, пятый составляет еще пример на вычитание, шестой сравнивает число зеленых неваляшек и голубых. Затем тоже с другой группой картинок.

 

14. Поиграем в задачу

Дидактическая цель: проверить усвоение понятия задача.

Оборудование: карточки «задача», «условие», «вопрос», «решение», «ответ».

Содержание: получает карточку ребенок и должен найти свое место.

 

15. Космонавты

Дидактическая цель: закрепить навыки счета в пределах 10, 20.

Оборудование: 3 карточки с изображением ракет (в окнах примеры).

Содержание: класс делится на 3 экипажа по количеству рядов. На 1 парте каждого ряда лежит ракета с выражениями. Число их соответствует числу членов экипажа и одинаково у каждого ряда. Учитель говорит: «Мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым и правильно найдёт значения всех выражений. По сигналу учащиеся начинают решать примеры по очереди по одному примеру. Последний решив поднимает ракету. Решение проверяется и, если всё правильно, экипаж отправляется в космос.

 

16. Игра «День и ночь»

Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.

Содержание игры: учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, …). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают головы и показывают числа)

 

17. Игра «Опусти рыбку в море»

Оборудование: На плакате изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан свой пример. Изображение Нептуна. Слова Нептуна говорит учитель.

Содержание игры: Нептун: «Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море.» Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.

 

18. Игра «Незнайка – математик»

Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на плакате.

Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.

Итог урока: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.

 

19. Игра «Сбор плодов»

Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки. На одном дереве прикрепляются рисунки яблок, на другом – груш. На обратной стороне рисунков различные примеры на сложение и вычитание.

Содержание игры: Девочки собирают в корзины «яблоки», мальчики – «груши». Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвёт» её с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзину, если же нет – вернёт на дерево, а к доске выйдет следующий ученик.

 

20. «Лучший считающий в классе»

Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.

 

21. Игра «Обгонялки»

Каждый ряд получает карточку с примерами. (Сколько учеников, столько и примеров.) Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.

 

22. Игра «Лабиринт»

Карточки.

- Надо пройти через двое ворот так, чтобы сумма чисел, стоящих в воротах, равнялась 11 (12)

 

23. Игра «Цветик – семицветик».

Оборудование: Макет цветика – семицветика, с обратной стороны задания – карточки.

- Добрая старушка из сказки «Цветик – семицветик» прислала нам свой волшебный цветок. Теперь мы стали волшебниками и будем исполнять желания своих товарищей. Кто сорвёт лепесток и выполнит задание верно, имеет право на три желания, которые волшебники исполнят. Но эти желания математические.

По команде учителя выходит ученик, срывает лепесток, правильно отвечает и задаёт свои три вопроса классу.

Итог игры: победили те, чьи желания выполнились.

Задания на лепестках:

1 лепесток: Прочитай примеры и посчитай

2 лепесток: Ребусы. Прочитай слова, которые здесь написаны:

ВИ 3 НА 100 Л

 

3 лепесток: Отгадай загадки.

 

1) Два братца пошли купаться;

один купается,

а другой у воды дожидается.

Что это? (ведра)

 

 

 

2) У него 4 лапки,

Лапки – цап-царапки,

Пара чутких ушей.

Он – гроза для мышей. (кот)

 

 

 

4 лепесток: Задача

Утром над окном висело 11 сосулек. За день 4 сосульки растаяли. Сколько сосулек было над окном вечером?

 

5 лепесток: Задача.

Маша нарисовала 5 ромашек, а васильков – на 2 меньше. Сколько васильков нарисовала девочка? Сколько всего цветов нарисовала Маша?

 

6 лепесток: Используя краткую запись, составь задачу.

 

лепесток

: Сравни выраж

ения.

 

24. Игра «Корабль стартует в космос»

Оборудование: макеты 3 кораблей, на отдельных трёх листах записаны примеры.

Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает свою ракету на ступеньку вперёд.

Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой летит в космос.

 

25. Игра «Поставь стрелку правильно»

На доске круг, разделённый на несколько секторов. В каждом секторе – геометрическая фигура (треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник, прямая), в центре круга подвижная стрелка.

- Один из учеников перечисляет признаки геометрической фигуры, но не называет её, а другой указываете стрелкой и называет.

 

26. Игра «Выиграй миллион»

Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания.

Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.

Оборудование: карточки.

Ход игры: Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся бонус.

Условия игры: Выбери верное утверждение.

 

27. «Занимательные квадраты»

Материал игры: не заполненный занимательный квадрат, то есть в котором отсутствуют числа в клетках.

Содержание: Заполнить квадрат так, чтобы сумма, расположенная в рядах, в столбиках и по диагонали получилась одинаковой.

 

135

120

195

 

 

 

 

 

165

 

28. Игра «У кого больше рыбок»

Материал для игры: иллюстративное наборное полотно, на котором изображён пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа (трёхзначные)

Содержание игры: Соревнуются 3 команды по 3 – 4 человека в каждой. Каждый член команды (поочерёдно) ловит рыбку, громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ его по десятичному составу. Если ответы его правильные, то он поймал рыбку. Если ученик ошибся, то рыбка уплыла (её снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая поймала больше рыбок, выигрывает.

 

29. Игра «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему и наоборот?»

 

21

28

30

23

35

27

36

32

26

34

25

33

22

29

31

24

 

Соревнуются 2 ученика. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, способствует отработке счёта.

 

30. Игра «Кто больше составит чисел?» 

Содержание игры: учащимся предлагают три цифры 4, 7, 9.

Задание: Какие числа и сколько их можно составить из этих цифр?

Задание оказывается более сложным, если одна из цифр равна 0.

Тот, кто, составил все возможные числа выиграл.

 

31. «Круговые примеры или цепочка»

Особенность этих примеров заключается в том, что ответ 1-го примера является началом 2-ого примера, ответ 2-го примера является началом 3-ого примера и т. д.

 

32. Игра «Какое число я задумал?»

Содержание игры: Даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?

 

33. Игра «Узнай, что здесь написано»

Оборудование: таблица с цифрами от 1 до 11, причём каждая цифра имеет свою букву.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

с о и ч г л у т ф а р

Содержание игры: Учитель пишет на доске три столбика примеров и предлагает каждому ряду решить по одному столбику и рядом с ответом написать букву, которая стоит под соответствующим номером в таблице. Если прочитать буквы в каждом столбике сверху вниз, то получится слово.

72:18 = … 56:8 =… 99:11 =…

96:32 =… 80:16 = … 39:13 = …

17:17 =… 100:50 = … 100 – 95 =…

96:16 = … 80 – 74 =… 84:12 =…

54:27 =… 40 – 29 =...

80:8 =…

 

Вывод: Дидактическая игра повышает уровень активности учащихся и мотивацию к учению, поэтому необходимо применять игры на уроках, чтобы дети хотели учиться.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×